Организация специализированного торгового обслуживания работников железнодорожного транспорта в 1930-е годы (по материалам Курского региона)
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-166-176
Аннотация
Актуальность работы заключается в необходимости выработки наиболее оптимальной модели обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости работников учреждения и организаций с особыми условиями труда. Разъездной характер работы железнодорожников со скользящим графиком выполнения функциональных обязанностей требует создания дополнительных гарантий их социальной защищенности. Обобщение опыта организации ведомственной торговли в исторической ретроспективе позволяет решить возникающие организационные проблемы современности. Неразработанность указанной темы в научном плане позволяет восполнить пробелы в отражении социально-экономической истории России и региона в один из наиболее противоречивых ее периодов – первой половине ХХ века.
Цель исследования – на основе архивных источников раскрыть специфику организации специализированного торгового обслуживания работников транспорта на Курском железнодорожном узле в 1930-е годы.
Задачи: выявить и изучить материалы региональных и ведомственных архивов об отделах рабочего снабжения; отметить роль партийных и профсоюзных организаций в торговом обслуживании работников транспорта; определить особенности снабжения железнодорожников продовольственными и промышленными товарами.
Методология. При проведении исследования авторы придерживались ключевых принципов исторической науки – объективности и историзма.
Результаты. Обобщение опыта организации ведомственной торговли для обслуживания повседневных потребностей железнодорожников в 1930-е годы. Доказано, что переход от кооперативной к централизованной торговле стал эффективной мерой улучшения снабжения железнодорожников.
Выводы. Деятельность отделов рабочего снабжения способствовала своевременному и качественному удовлетворению потребностей железнодорожников, но требовала контроля и дополнительной поддержки. Профсоюзные организации транспорта оказывали помощь ОРСам и их подсобным хозяйствам, контролировали своевременное и правильное использование товаров. В значительной мере увеличение объемов торговли происходило за счет самозаготовок и приобретения товаров сверх плана.
Об авторах
В. В. КоровинРоссия
Коровин Владимир Викторович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Р. В. Коровин
Россия
Коровин Роман Валерьевич, аспирант
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза Т. 2. 1917–1945 гг. / под общ. ред. В. Е. Павлова, М. М. Уздина. СПб.; М.: Петерб. гос. ун-т путей сообщ., 1997. 414 с.
2. РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Ф. 17. Оп. 100. Д. 2834.
3. ЦА МПС (Центральный архив Министерства путей сообщения СССР). Ф. 1. Оп. 127. Д. 418.
4. Советские железнодорожники / [А. Воролай, А. Мандругин, Т. Маргулис и др.]. М.: Профиздат, 1970. 352 с.
5. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 91.
6. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 122.
7. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 114.
8. ГАОПИКО (Государственный архив общественно-политической истории Курской области). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 649.
9. Дэвис Р. У., Хлевнюк О. В. Отмена карточной системы в СССР в 1934–1935 годы // Отечественная история. 1999. № 5. С. 88–89.
10. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 454.
11. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 374.
12. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 447.
13. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 156.
14. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 96.
15. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 110.
16. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 2. Д. 207.
17. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 160.
18. ГАОПИКО Ф. П-79. Оп. 1. Д. 506.
19. Хмелевской А. В. Индустрия моды в повседневной жизни российской цивилизации XX века (по материалам Курского края): дис. … канд. ист. наук. Курск, 2016. 213 с.
20. Население городов Курской губернии по переписи 1920 и 1923 гг. Вып. третий / Курск. губ. стат. отд. Курск: [Тип.] Полиграф объединения ГСНХ, 1927. 135 с.
21. Предварительные итоги переписи по Курской губернии / Курский губернский стат. отд. Курск, 1927. 48 с.
22. Коровин В. В., Головин Е. А., Хмелевской А. В. Отражение социального статуса гражданина в восприятии его внешнего облика на фоне трансформации государственных институтов (по материалам повседневной жизни Курского края в XX столетии): монография. Курск: Университетская книга, 2017. 150 с.
23. Курская правда. 1932. 8 августа.
24. Курская правда. 1937. 4 августа.
25. Курская правда. 1935. 1 июня.
26. ГАОПИКО. Ф. П-1324. Оп. 1. Д. 10.
27. История организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события, люди: к 200-летию транспортного ведомства и образования на транспорте России / под ред. А. А. Тимошина. М.: Учеб.-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2010. 465 с.
28. Рыжкин Г. Ливенская железная дорога. Ливны: [Б. и.], 2015. 28 с.
Рецензия
Для цитирования:
Коровин В.В., Коровин Р.В. Организация специализированного торгового обслуживания работников железнодорожного транспорта в 1930-е годы (по материалам Курского региона). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(1):166-176. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-166-176
For citation:
Korovin V.V., Korovin R.V. Organization of Specialized Commercial Service of Railway Transport Workers in the 1930s (Based on Materials from the Kursk Region). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(1):166-176. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-166-176