Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Организация специализированного торгового обслуживания работников железнодорожного транспорта в 1930-е годы (по материалам Курского региона)

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-166-176

Аннотация

Актуальность работы заключается в необходимости выработки наиболее оптимальной модели обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости работников учреждения и организаций с особыми условиями труда. Разъездной характер работы железнодорожников со скользящим графиком выполнения функциональных обязанностей требует создания дополнительных гарантий их социальной защищенности. Обобщение опыта организации ведомственной торговли в исторической ретроспективе позволяет решить возникающие организационные проблемы современности. Неразработанность указанной темы в научном плане позволяет восполнить пробелы в отражении социально-экономической истории России и региона в один из наиболее противоречивых ее периодов – первой половине ХХ века.
Цель исследования – на основе архивных источников раскрыть специфику организации специализированного торгового обслуживания работников транспорта на Курском железнодорожном узле в 1930-е годы.
Задачи: выявить и изучить материалы региональных и ведомственных архивов об отделах рабочего снабжения; отметить роль партийных и профсоюзных организаций в торговом обслуживании работников транспорта; определить особенности снабжения железнодорожников продовольственными и промышленными товарами.
Методология. При проведении исследования авторы придерживались ключевых принципов исторической науки – объективности и историзма.
Результаты. Обобщение опыта организации ведомственной торговли для обслуживания повседневных потребностей железнодорожников в 1930-е годы. Доказано, что переход от кооперативной к централизованной торговле стал эффективной мерой улучшения снабжения железнодорожников.
Выводы. Деятельность отделов рабочего снабжения способствовала своевременному и качественному удовлетворению потребностей железнодорожников, но требовала контроля и дополнительной поддержки. Профсоюзные организации транспорта оказывали помощь ОРСам и их подсобным хозяйствам, контролировали своевременное и правильное использование товаров. В значительной мере увеличение объемов торговли происходило за счет самозаготовок и приобретения товаров сверх плана.

Об авторах

В. В. Коровин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Коровин Владимир Викторович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Р. В. Коровин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Коровин Роман Валерьевич, аспирант

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза Т. 2. 1917–1945 гг. / под общ. ред. В. Е. Павлова, М. М. Уздина. СПб.; М.: Петерб. гос. ун-т путей сообщ., 1997. 414 с.

2. РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Ф. 17. Оп. 100. Д. 2834.

3. ЦА МПС (Центральный архив Министерства путей сообщения СССР). Ф. 1. Оп. 127. Д. 418.

4. Советские железнодорожники / [А. Воролай, А. Мандругин, Т. Маргулис и др.]. М.: Профиздат, 1970. 352 с.

5. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 91.

6. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 122.

7. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 114.

8. ГАОПИКО (Государственный архив общественно-политической истории Курской области). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 649.

9. Дэвис Р. У., Хлевнюк О. В. Отмена карточной системы в СССР в 1934–1935 годы // Отечественная история. 1999. № 5. С. 88–89.

10. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 454.

11. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 374.

12. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 447.

13. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 156.

14. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 96.

15. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 110.

16. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 2. Д. 207.

17. ГАКО. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 160.

18. ГАОПИКО Ф. П-79. Оп. 1. Д. 506.

19. Хмелевской А. В. Индустрия моды в повседневной жизни российской цивилизации XX века (по материалам Курского края): дис. … канд. ист. наук. Курск, 2016. 213 с.

20. Население городов Курской губернии по переписи 1920 и 1923 гг. Вып. третий / Курск. губ. стат. отд. Курск: [Тип.] Полиграф объединения ГСНХ, 1927. 135 с.

21. Предварительные итоги переписи по Курской губернии / Курский губернский стат. отд. Курск, 1927. 48 с.

22. Коровин В. В., Головин Е. А., Хмелевской А. В. Отражение социального статуса гражданина в восприятии его внешнего облика на фоне трансформации государственных институтов (по материалам повседневной жизни Курского края в XX столетии): монография. Курск: Университетская книга, 2017. 150 с.

23. Курская правда. 1932. 8 августа.

24. Курская правда. 1937. 4 августа.

25. Курская правда. 1935. 1 июня.

26. ГАОПИКО. Ф. П-1324. Оп. 1. Д. 10.

27. История организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события, люди: к 200-летию транспортного ведомства и образования на транспорте России / под ред. А. А. Тимошина. М.: Учеб.-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2010. 465 с.

28. Рыжкин Г. Ливенская железная дорога. Ливны: [Б. и.], 2015. 28 с.


Рецензия

Для цитирования:


Коровин В.В., Коровин Р.В. Организация специализированного торгового обслуживания работников железнодорожного транспорта в 1930-е годы (по материалам Курского региона). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(1):166-176. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-166-176

For citation:


Korovin V.V., Korovin R.V. Organization of Specialized Commercial Service of Railway Transport Workers in the 1930s (Based on Materials from the Kursk Region). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(1):166-176. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-166-176

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)