Понятие и признаки семейного предпринимательства
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64
Аннотация
Актуальность. Отсутствие в настоящее время целостного научного представления о семейном предпринимательстве как особом правовом феномене обусловлено недостаточным количеством научных исследований по данной тематике, отсутствием системности при их проведении. Отсутствие согласованных доктринальных подходов, в свою очередь, приводит к тому, что законодательное регулирование по вопросам, связанным с семейным предпринимательством, развивается несистемным образом, в рамках отдельных законодательных актов, без учета специфики существующих проблем и пробелов в правовом регулировании. В науке гражданского права выявляется ряд несоответствий между подходами к регулированию предпринимательской деятельности и регулированием семейных правоотношений. Это обусловливает необходимость разработки целостного научного представления о семейном предпринимательстве как особом правовом явлении.
Целью исследования является разработка теоретических положений, направленных на создание целостного научного представления о семейном предпринимательстве как особом правовом явлении, учитывающего особенности осуществления предпринимательской деятельности с участием членов семьи, необходимость защиты прав участников такой деятельности и третьих лиц.
Задачи: определить совокупность признаков семейного предпринимательства как особого правового явления; определить особенности обеспечения баланса интересов при ведении предпринимательской деятельности в форме семейного предпринимательства; определить направления дальнейшего развития правового регулирования рассматриваемых вопросов.
Методология. При написании работы использовались диалектико-материалистический метод, системный метод, методы анализа и синтеза, формально-юридический метод.
Результаты исследования носят теоретико-прикладной характер и направлены на повышение качества правового регулирования гражданских правоотношений.
Выводы, сделанные в статье, носят дискуссионный характер, направлены на продолжение исследований в рамках заявленной тематики, на развитие основных принципов, позволяющих единообразным образом разрешать проблемы, связанные с семейным предпринимательством. Статья является продолжением научных исследований автора по рассматриваемой тематике.
Об авторе
Д. А. ПономаревРоссия
Пономарев Дмитрий Александрович, аспирант кафедры гражданского права
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи: дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. 189 с.
2. Habbershon T. G. Commentary: A framework for managing the familiness and agency advantages in family businesses // Entrepreneurship: Theory & Practice. 2006. Vol. 30(6). P. 879–886.
3. Абдурахманова Г. К. Малый бизнес в обеспечении занятости населения в Узбекистане // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2014. №12 (78). С. 128–135.
4. Баркова Л. А. Совершенствование российской правовой модели семейного предпринимательства с учетом зарубежного опыта правоприменения // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 6–9.
5. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональные династии в бизнесе: специфика и потенциал развития // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29, № 1. С. 80–102.
6. Волков Д. А. Социально-экономические аспекты управления семейным предпринимательством в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: РАНХиГС, 2011. 30 c.
7. Барков А. В., Гришина Я. С. Взгляд на легализацию семейного предпринимательства через призму социально-предпринимательского правотворческого опыта // Семейный бизнес в правовом пространстве России: монография / отв. ред.: И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М.: Проспект, 2020. С. 33–44.
8. Баркова Л. А. Система правовых средств обеспечения гармонизации интересов семьи как основа правовой модели семейного предпринимательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С. 24–28.
9. Павлюченко В. Г., Баранец Н. И. Инновационная модель организации малого семейного предприятия в системе курортного дела и туризма // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1 (64). С. 132–137.
10. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 35, ст. 4811.
11. Баранец Н. И. Преимущества и недостатки в развитии малого семейного предпринимательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 3. С. 129-130.
12. Охременко И. В. Социальные функции семейного бизнеса в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 72–75.
13. Сенотрусова А. С. Семейное предпринимательство как форма самозащитной поддержки // Социальная политика и социология. 2009. № 3 (45). С. 105–110.
14. Степанов А. Б. Организация семейного бизнеса: психологические и социологические факторы // Молодой ученый. 2018. № 3 (189). С. 159–162.
15. Баранец Н. И. Семейное предпринимательство как социально-экономическая проблема // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. № 4. С. 129.
16. Кувандиков Ш. О. Роль семейного предпринимательства в развитии регионов Узбекистана // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 443–445.
17. Хрупин И. М. Исследование мотивационных факторов предпринимательской деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 2 (23). С. 98–101.
18. The landscape of family business outcomes: A summary and numerical taxonomy of dependent variables / A. Yu, G. T. Lumpkin, R. L. Sorenson, K. H. Brigham // Family Business Review. 2012. Vol. 25. pp. 33–57.
19. Барков С. А., Дорохина О. В. Семейный бизнес в XXI веке: социальные детерминанты развития // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 4(32). С. 85–94.
Рецензия
Для цитирования:
Пономарев Д.А. Понятие и признаки семейного предпринимательства. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(5):54-64. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64
For citation:
Ponomarev D.A. The Concept and Characteristics of Family Entrepreneurship. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(5):54-64. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64