Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Понятие и признаки семейного предпринимательства

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64

Аннотация

Актуальность. Отсутствие в настоящее время целостного научного представления о семейном предпринимательстве как особом правовом феномене обусловлено недостаточным количеством научных исследований по данной тематике, отсутствием системности при их проведении. Отсутствие согласованных доктринальных подходов, в свою очередь, приводит к тому, что законодательное регулирование по вопросам, связанным с семейным предпринимательством, развивается несистемным образом, в рамках отдельных законодательных актов, без учета специфики существующих проблем и пробелов в правовом регулировании. В науке гражданского права выявляется ряд несоответствий между подходами к регулированию предпринимательской деятельности и регулированием семейных правоотношений. Это обусловливает необходимость разработки целостного научного представления о семейном предпринимательстве как особом правовом явлении.
Целью исследования является разработка теоретических положений, направленных на создание целостного научного представления о семейном предпринимательстве как особом правовом явлении, учитывающего особенности осуществления предпринимательской деятельности с участием членов семьи, необходимость защиты прав участников такой деятельности и третьих лиц.
Задачи: определить совокупность признаков семейного предпринимательства как особого правового явления; определить особенности обеспечения баланса интересов при ведении предпринимательской деятельности в форме семейного предпринимательства; определить направления дальнейшего развития правового регулирования рассматриваемых вопросов.
Методология. При написании работы использовались диалектико-материалистический метод, системный метод, методы анализа и синтеза, формально-юридический метод.
Результаты исследования носят теоретико-прикладной характер и направлены на повышение качества правового регулирования гражданских правоотношений.
Выводы, сделанные в статье, носят дискуссионный характер, направлены на продолжение исследований в рамках заявленной тематики, на развитие основных принципов, позволяющих единообразным образом разрешать проблемы, связанные с семейным предпринимательством. Статья является продолжением научных исследований автора по рассматриваемой тематике.

Об авторе

Д. А. Пономарев
Юго-Западный государственный университет
Россия

Пономарев Дмитрий Александрович, аспирант кафедры гражданского права

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040

 



Список литературы

1. Баркова Л. А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи: дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. 189 с.

2. Habbershon T. G. Commentary: A framework for managing the familiness and agency advantages in family businesses // Entrepreneurship: Theory & Practice. 2006. Vol. 30(6). P. 879–886.

3. Абдурахманова Г. К. Малый бизнес в обеспечении занятости населения в Узбекистане // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2014. №12 (78). С. 128–135.

4. Баркова Л. А. Совершенствование российской правовой модели семейного предпринимательства с учетом зарубежного опыта правоприменения // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 6–9.

5. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональные династии в бизнесе: специфика и потенциал развития // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29, № 1. С. 80–102.

6. Волков Д. А. Социально-экономические аспекты управления семейным предпринимательством в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: РАНХиГС, 2011. 30 c.

7. Барков А. В., Гришина Я. С. Взгляд на легализацию семейного предпринимательства через призму социально-предпринимательского правотворческого опыта // Семейный бизнес в правовом пространстве России: монография / отв. ред.: И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М.: Проспект, 2020. С. 33–44.

8. Баркова Л. А. Система правовых средств обеспечения гармонизации интересов семьи как основа правовой модели семейного предпринимательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С. 24–28.

9. Павлюченко В. Г., Баранец Н. И. Инновационная модель организации малого семейного предприятия в системе курортного дела и туризма // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1 (64). С. 132–137.

10. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 35, ст. 4811.

11. Баранец Н. И. Преимущества и недостатки в развитии малого семейного предпринимательства // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 3. С. 129-130.

12. Охременко И. В. Социальные функции семейного бизнеса в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 72–75.

13. Сенотрусова А. С. Семейное предпринимательство как форма самозащитной поддержки // Социальная политика и социология. 2009. № 3 (45). С. 105–110.

14. Степанов А. Б. Организация семейного бизнеса: психологические и социологические факторы // Молодой ученый. 2018. № 3 (189). С. 159–162.

15. Баранец Н. И. Семейное предпринимательство как социально-экономическая проблема // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. № 4. С. 129.

16. Кувандиков Ш. О. Роль семейного предпринимательства в развитии регионов Узбекистана // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 443–445.

17. Хрупин И. М. Исследование мотивационных факторов предпринимательской деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2013. № 2 (23). С. 98–101.

18. The landscape of family business outcomes: A summary and numerical taxonomy of dependent variables / A. Yu, G. T. Lumpkin, R. L. Sorenson, K. H. Brigham // Family Business Review. 2012. Vol. 25. pp. 33–57.

19. Барков С. А., Дорохина О. В. Семейный бизнес в XXI веке: социальные детерминанты развития // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 4(32). С. 85–94.


Рецензия

Для цитирования:


Пономарев Д.А. Понятие и признаки семейного предпринимательства. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(5):54-64. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64

For citation:


Ponomarev D.A. The Concept and Characteristics of Family Entrepreneurship. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(5):54-64. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-54-64

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)