Реализация задач инструкторского аппарата в системе образования в России 1919–1921 годов (на примере Курской губернии)
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-192-200
Аннотация
Актуальность статьи вытекает из важности исследования задач инструкторского аппарата в системе образования в России 1919–1921 годов, которые исследованы недостаточно глубоко. Исследование темы позволило, с одной стороны, выделить общегосударственные задачи, с другой – рассмотреть те из них, которые решались на уровне региона. Помимо теоретической значимости, статья актуальна с практической точки зрения, так как реформирование системы образования в России продолжается и опыт работы инструкторского аппарата вековой давности может быть созидательно использован.
Целью статьи является определение задач инструкторским аппаратом школ в 1919–1921 годах в России на примере Курской губернии.
Задачи исследования определяются поставленной целью и состоят в том, чтобы: определить особенности формирования инструкторского аппарата школ в первые годы советской власти; проанализировать задачи, поставленные перед инструкторами; выделить общегосударственные и «местные» направления работы инструкторов.
Методология статьи базируется на принципах историзма, объективности и системности, благодаря которым задачи инструкторского аппарата в системе образования в России 1919–1921 годов получили свое объемное, глубокое освещение.
Результаты. После установления советской власти указания и директивы новой власти требовали активной разъяснительной работы, которую осуществлял инструкторский аппарат. Деятельность инструкторов носила идеологический и контролирующий характер, обеспечивая власти внедрение социалистических принципов.
Выводы. Особенностью инструкторского аппарата являлась его контролирующая систему образования деятельность. Инструкторы контролировали работу всех образовательных учреждений и занимались разъяснительной работой, направленной на создание трудовой школы. В Курской губернии инструкторы решали указанные выше задачи, в большинстве случаев действовали согласно спущенным сверху инструкциям. Вмешательство в учебный процесс инструкторов нередко сковывало инициативу творчески работающих учителей, что не позволяло в полной мере раскрыться способностям учащихся.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. СоловьяноваРоссия
Соловьянова Марина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социально-культурного сервиса
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Ленин В. И. Как организовать соревнование // Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. М.: Изд-во полит. лит., 1974. Т. 35. 599 с.
2. Сборник декретов и постановлений рабоче-крестьянского правительства по народному образованию / Нар. ком. по прос. Вып. 2. [М.]: Гос. изд., 1920 (обл. 1921). 236 с.
3. Контроль и надзор в сфере образования: монография / Г. Т. Алимов, Н. М. Ладнушкина, Д. А. Пашенцев, С. И. Фёклин. М.: Книгодел, 2020. 184 с.
4. Программа Российской коммунистической партии (большевиков), принятая VIII съездом партии 18-23 марта 1919 г. М.: Коммунист, 1919. 24 с.
5. Ленин В. И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. // Полное собрание сочинений. М.: Изд-во полит. лит., 1981. Т. 41. 696 с.
6. Ленин В. И. Речь на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 г. // Полное собрание сочинений. Т. 37. М.: Политиздат, 1974. 747с.
7. Крупская Н. К. Проблема коммунистического воспитания // Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Образование-Педагогика,1978. Т. 2. 451с.
8. Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного Наркомпросом в Москве 25 августа 1918 г. М.: Отделение съездов Народного комиссариата по просвещению, 1919. 82 с.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1917–1941 гг. / [Н. П. Кузин, Ф. Ф. Королев, З. И. Равкин и др.]; отв. ред. Н. П. Кузин [и др.]. М.: Педагогика, 1980. 456 с.
10. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Т. 4: Воспитание в труде. М.: Изд-во Акад. педагогических наук РСФСР.1951. 538 с.
11. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 14. Л. 4.
12. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 47. Л. 64–66.
13. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 2. Д.70. Л. 46.
14. ГАКО. Ф. Р-310. Оп.1. Д. 50. Л. 28.
15. Основные принципы единой трудовой школы // Народное образование. 1999. №10.
16. Блонский П. П. Трудовая школа. Тифлис: Гос. изд-во, 1921. Ч. 2. 98 с.
17. История государственного контроля (надзора) в сфере образования в России (ХVIII – начало ХХI в.). Том 2: Советская Россия / под общ ред. А. В. Звонарева, Н. М. Ладнушкиной. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2016. 445 с.
18. Народное просвещение. 1921. № 2. С. 12–15.
19. ГАКО. Р-309. Оп. 5. Д. 292. Л. 37.
20. ГАКО. Р-309. Оп. 3. Д. 34.
21. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
22. ГАКО. Ф. 1835. Оп. 1. Д. 420. Л. 2.
23. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 6. Д. 135. Л. 62.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьянова М.В. Реализация задач инструкторского аппарата в системе образования в России 1919–1921 годов (на примере Курской губернии). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(1):192-200. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-192-200
For citation:
Solovyanova M.V. Implementation of the Tasks of the Instructor Apparatus in the Education System in Russia 1919-1921 (on the Example of Kursk Province). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(1):192-200. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-192-200