Становление единой трудовой школы в России в 1918–1922 годы (по материалам Государственного архива Курской области)
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-274-282
Аннотация
Актуальность исследования заключается в показе положительного опыта становления трудовой школы в России. Она имеет теоретическую и практическую направленность, потому как, во-первых, данный вопрос не был ранее глубоко исследован и, во-вторых, современная школа имеет явные проблемы с организацией трудового воспитания. Положительный опыт обучения и трудового воспитания в 1918–1922 годах позволит найти решение сегодняшних проблем.
Целью статьи является исследование становления единой трудовой школы Курской губернии в соответствии с Положением о единой трудовой школе и Основными принципами единой трудовой школы.
Задачи вытекают из цели статьи и заключаются в том, чтобы раскрыть исторические условия формирования единой трудовой школы после Октября 1917 года, дать характеристику трудовому методу образования, произвести анализ организации системы обучения в единой трудовой школе в соответствии с нормативными документами советской власти.
Методология. Работа базируется на методах анализа и синтеза, а также историко-сравнительном, историко-правовом, историко-педагогическом методах.
Результаты. Курская губерния с приходом советской власти активно влилась в масштабные изменения в сфере просвещения. При строительстве системы образования с «чистого листа» существовало множество проблем, связанных с разрухой и голодом в условиях Гражданской войны и политики «военного коммунизма». Одним из основных методов обучения являлся трудовой метод. Организация труда в школе строилась сообразно индивидуальным особенностям и возрасту школьников. При школах создавались условия для ведения сельскохозяйственных работ.
Выводы. Опыт создания и деятельности единой трудовой школы имел положительный результат. Заложенные в первые годы советской власти принципы трудовой школы в последующие годы расширились. Труд прочно вошел в систему ценностей советских школьников. Положительный опыт обучения и воспитания в 1918–1922 годах является актуальным и на сегодняшний день.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. СоловьяноваРоссия
Соловьянова Марина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-культурного сервиса
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Шошин М. А Сущность трудового воспитания в современных условиях // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С. 295–300.
2. Коган Л. Н. Интеллигенция: слой специалистов или духовная элита общества? // Российская интеллигенция: XX век: тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1994. С. 64–65.
3. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX–XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 1957. № 3. С. 5–22.
4. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Т. 4: Воспитание в труде. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. 552 с.
5. Филлипова Л. Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 3 (18). С. 41–43.
6. Луначарский А. В. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению // А. В. Луначарский о народном образовании. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 559 с.
7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1917–1941 гг. / отв. ред. Н. П. Кузин [и др.]. М.: Педагогика, 1980. 456 с.
8. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-409. Д. 1. Оп. 4. Л. 60.
9. Варавин И. К. Курская губернская партийная организация в борьбе за подъем политико-просветительной работы (1921–1925) // Краеведческие записки. Вып. 2. Курск, 1963. С. 17–49.
10. Соловьянова М. В., Ларина О. Г. Деятельность губернских отделов народного образования в Курском крае в 1917–1920-е годы // Научное мнение. 2013. № 8. С. 163–167.
11. Крупская Н. К. Школьное самоуправление. М.: Просвещение, 1964. 207 с.
12. Организация труда в школе (тезисы) // Народное просвещение. 1921. № 4. С. 4–7.
13. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 3. Д. 83. Л. 4.
14. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 47. Л. 64–66.
15. ГАКО. Ф. Р-310. Оп. 1. Д. 50. Л. 28.
16. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 70. Л. 46.
17. О летней школе (тезисы) // Народное просвещение. 1921. № 2. С. 9–10.
18. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 41: Май-ноябрь 1920. 5-е изд. М.: Политиздат, 1974. С. 398–408.
19. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 14. Л. 4.
20. Федюкин С. А. Партия и интеллигенция. М.: Политиздат, 1983. 238 с.
21. Летние занятия в трудовой школе // Народное просвещение. 1921. № 1. С. 13.
22. Об организации начального сельскохозяйственного образования в сельских школах и об улучшении постановки сельскохозяйственного образования в школах крестьянской молодежи: постановление СНК РСФСР от 25/IX 1929 г. // Еженедельник НКП РСФСР. 1929. № 42, ст. 1063.
23. Соловьянова М. В. Становление системы образования в первые годы советской власти (на материалах Курской губернии) // Современное право. 2008. № 11. С. 136–141.
24. Балицкий И. И. Образовательная политика в условиях социально-культурной трансформации советского общества в 1920–1930-х гг. // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 4. С. 208–213.
25. Гребнев И. В., Сомова Д. В. Трудовое воспитание в советской школе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 3 (39). С. 215–223.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьянова М.В. Становление единой трудовой школы в России в 1918–1922 годы (по материалам Государственного архива Курской области). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(5):274-282. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-274-282
For citation:
Solovyanova M.V. The Formation of a Unified Labor School in Russia 1918–1922 (Based on the Materials of the State Archive of the Kursk Region). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(5):274-282. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2021-11-5-274-282