Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Формирование государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации

Аннотация

Актуальность. Информационные и цифровые технологии в XXI веке постоянно трансформируются, совершенствуются, предлагая все больше уникальных возможностей для развития государства и общества. Они уже стали частью государственного управления (электронное правительство, электронное государство) и неотъемлемой частью современного бизнеса. Запущены и активно реализуются стратегии национального развития России: «Национальная технологическая инициатива», «Информационное общество», «Цифровая экономика». Сегодня важнейшей задачей в условиях стремительного информационного развития российского государства и общества становится институционализация государственной политики развития искусственного интеллекта.
Цель исследования – анализ состояния формирования политики государства развития искусственного интеллекта.
Задачами исследования определены: во-первых, изучение состояния исследованности вопросов цифрового развития в политической науке; во-вторых, анализ законодательного обеспечения отношений, возникающих при формировании и развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации; в-третьих, формулирование выводов относительно институциализации государственной политики России в отношение развития искусственного интеллекта. В процессе исследования возможно также решение косвенных научных задач.
Методология научного исследования представляет собой сочетание общенаучных методов исследования и методов, присущих современной политической науке. Речь идет об использовании методов анализа и синтеза информации, интерпретации данных. Использован также метод правового анализа в качестве дополнительного для анализа действующего законодательства в области искусственного интеллекта.
Результаты. Определен уровень разработанности вопросов информационного и цифрового развития российского государства и российского общества в современной политологической науке. Дана оценка уровню разработанности законодательного обеспечения государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, а также уровню институционализированности государственной политики развития искусственного интеллекта в России.
Вывод. Проведенное исследование дает основание для однозначного вывода о начальной стадии институционализации государственной политики развития искусственного интеллекта в России.

Об авторе

Б. В. Пикалов
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации
Россия

Пикалов Борис Викторович, кандидат исторических наук

ул. Приборостроительная 35, г. Орёл 302015



Список литературы

1. Крылов А. А. Информационное развитие современной России: от «информатизации» к «цифровизации» // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Орел: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2018. С. 258–263.

2. Крылов А. А. Политический курс на цифровизацию экономики России как фактор социальных изменений в обществе // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 11. С. 35–39.

3. Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 7. С. 33–42.

4. Малик Е. Н. Специфика влияния СМИ на трансформацию политических ценностей и ориентаций российской молодежи // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 10. С. 8–15.

5. Устинович Е. С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации // Информационное право. 2007. № 3 (10). С. 12–16.

6. Устинович Е. С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования // Юридический мир. 2009. № 4 (148). С. 33–36.

7. Устинович Е. С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении // Информационное право. 2010. № 3. С. 3–5.

8. Устинович Е. С. О концепции информационной деятельности в государственном управлении // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 33 (90). С. 42–47.

9. Королев В. И., Титов В. Б., Шевченко А. В. Показатель безопасности внедрения информационных технологий (к обоснованию устойчивости цифрового суверенитета России) // Информационные войны. 2019. № 1 (49). С. 80–85.

10. Шевченко А. В. Коммуникативный аудит политической сферы // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: материалы Международной научнопрактической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федер. ун-т, 2014. С. 62–64.

11. Шевченко А. В., Титов В. Б. Механизмы обеспечения становления и устойчивого развития цифровой экономики в процессе реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: обеспечение национальных интересов в условиях интеллектуализации экономики: материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции. М.: Проспект, 2019. С. 47–57.

12. Устинович Е. С. Массовое информирование в системе информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 3–13.

13. Устинович Е. С. Формирование единого информационного пространства взаимодействия власти, бизнеса и общества // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 45 (180). Спец. вып. С. 17–22.

14. Устинович Е. С. Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 45–48.

15. Устинович Е. С., Новикова Т. П. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 9. С. 16–23.

16. Устинович Е. С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 21–24.

17. Устинович Е. С. Государственные информационные услуги // Государство и право. 2008. № 10. С. 86–88.

18. Устинович Е. С., Железняков С. С. Определение политических критериев мониторинга социально-экономического развития субъектов РФ: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 2. С. 11–17.

19. Kuvayeva Yu. V. Digital economy: concepts and Russia's readiness to transition // Journal of the Ural State University of Economics. 2019. Vol. 20, No. 1. P. 25–40.

20. Yudina T. N. Digital segment of the real economy: digital economy in the context of analog economy // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2019. vol. 12, No. 2. P. 7–18.

21. Совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60630 (дата обращения: 10.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Пикалов Б.В. Формирование государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(4):160-169.

For citation:


Pikalov B.V. State Policy for the Development of Artificial Intelligence in the Russian Federation. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(4):160-169. (In Russ.)

Просмотров: 157


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)