Формирование государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации
Аннотация
Актуальность. Информационные и цифровые технологии в XXI веке постоянно трансформируются, совершенствуются, предлагая все больше уникальных возможностей для развития государства и общества. Они уже стали частью государственного управления (электронное правительство, электронное государство) и неотъемлемой частью современного бизнеса. Запущены и активно реализуются стратегии национального развития России: «Национальная технологическая инициатива», «Информационное общество», «Цифровая экономика». Сегодня важнейшей задачей в условиях стремительного информационного развития российского государства и общества становится институционализация государственной политики развития искусственного интеллекта.
Цель исследования – анализ состояния формирования политики государства развития искусственного интеллекта.
Задачами исследования определены: во-первых, изучение состояния исследованности вопросов цифрового развития в политической науке; во-вторых, анализ законодательного обеспечения отношений, возникающих при формировании и развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации; в-третьих, формулирование выводов относительно институциализации государственной политики России в отношение развития искусственного интеллекта. В процессе исследования возможно также решение косвенных научных задач.
Методология научного исследования представляет собой сочетание общенаучных методов исследования и методов, присущих современной политической науке. Речь идет об использовании методов анализа и синтеза информации, интерпретации данных. Использован также метод правового анализа в качестве дополнительного для анализа действующего законодательства в области искусственного интеллекта.
Результаты. Определен уровень разработанности вопросов информационного и цифрового развития российского государства и российского общества в современной политологической науке. Дана оценка уровню разработанности законодательного обеспечения государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, а также уровню институционализированности государственной политики развития искусственного интеллекта в России.
Вывод. Проведенное исследование дает основание для однозначного вывода о начальной стадии институционализации государственной политики развития искусственного интеллекта в России.
Об авторе
Б. В. ПикаловРоссия
Пикалов Борис Викторович, кандидат исторических наук
ул. Приборостроительная 35, г. Орёл 302015
Список литературы
1. Крылов А. А. Информационное развитие современной России: от «информатизации» к «цифровизации» // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Орел: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2018. С. 258–263.
2. Крылов А. А. Политический курс на цифровизацию экономики России как фактор социальных изменений в обществе // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 11. С. 35–39.
3. Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина // Социальная политика и социальное партнерство. 2017. № 7. С. 33–42.
4. Малик Е. Н. Специфика влияния СМИ на трансформацию политических ценностей и ориентаций российской молодежи // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 10. С. 8–15.
5. Устинович Е. С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации // Информационное право. 2007. № 3 (10). С. 12–16.
6. Устинович Е. С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования // Юридический мир. 2009. № 4 (148). С. 33–36.
7. Устинович Е. С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении // Информационное право. 2010. № 3. С. 3–5.
8. Устинович Е. С. О концепции информационной деятельности в государственном управлении // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 33 (90). С. 42–47.
9. Королев В. И., Титов В. Б., Шевченко А. В. Показатель безопасности внедрения информационных технологий (к обоснованию устойчивости цифрового суверенитета России) // Информационные войны. 2019. № 1 (49). С. 80–85.
10. Шевченко А. В. Коммуникативный аудит политической сферы // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: материалы Международной научнопрактической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федер. ун-т, 2014. С. 62–64.
11. Шевченко А. В., Титов В. Б. Механизмы обеспечения становления и устойчивого развития цифровой экономики в процессе реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: обеспечение национальных интересов в условиях интеллектуализации экономики: материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции. М.: Проспект, 2019. С. 47–57.
12. Устинович Е. С. Массовое информирование в системе информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 3–13.
13. Устинович Е. С. Формирование единого информационного пространства взаимодействия власти, бизнеса и общества // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 45 (180). Спец. вып. С. 17–22.
14. Устинович Е. С. Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 45–48.
15. Устинович Е. С., Новикова Т. П. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 9. С. 16–23.
16. Устинович Е. С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении // Административное право и процесс. 2011. № 4. С. 21–24.
17. Устинович Е. С. Государственные информационные услуги // Государство и право. 2008. № 10. С. 86–88.
18. Устинович Е. С., Железняков С. С. Определение политических критериев мониторинга социально-экономического развития субъектов РФ: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 2. С. 11–17.
19. Kuvayeva Yu. V. Digital economy: concepts and Russia's readiness to transition // Journal of the Ural State University of Economics. 2019. Vol. 20, No. 1. P. 25–40.
20. Yudina T. N. Digital segment of the real economy: digital economy in the context of analog economy // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2019. vol. 12, No. 2. P. 7–18.
21. Совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60630 (дата обращения: 10.06.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Пикалов Б.В. Формирование государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(4):160-169.
For citation:
Pikalov B.V. State Policy for the Development of Artificial Intelligence in the Russian Federation. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(4):160-169. (In Russ.)