Троллейбусная сеть областного центра РСФСР во второй половине ХХ века (на примере города Курска)
Аннотация
Актуальность. Совершенствование системы городского пассажирского транспорта – одно из важнейших направлений развития современных городских агломераций. От качества внутренних городских транспортных артерий зависит уровень мобильности их жителей, а следовательно, и уровень деловой и экономической активности. При этом на современном этапе важны не только мобильность и скорость, но и экологичность. В этом отношении троллейбус – транспорт будущего. Однако это утверждение требует уточнений. Так, в Курске основы троллейбусной сети разрабатывались и закладывались еще в конце 1960-х годов. За более чем полвека город серьезно изменился, а троллейбусы продолжают активно функционировать. Поэтому для решения имеющихся в настоящее время проблем в развитии данного вида городского пассажирского транспорта необходимо учитывать условия, в которых он создавался, что и определяет актуальность настоящей работы.
Цель – раскрыть историю создания и основные этапы развития троллейбусного сообщения в городе Курске в конце 1960-х – начале 1980-х годов.
Задачи: на основе изучения комплекса исторических источников показать проблемы, с которыми столкнулись городские власти при строительстве первой троллейбусной линии, а также показать основные этапы развития данного вида пассажирского транспорта в городе Курске в 1970-е – первой половине 1980-х годов.
Методология. При написании работы авторы опирались на основополагающие методы исторической науки (принципы историзма и объективности), а также на ряд конкретно-исторических и общенаучных методов (аналитический, сравнительно-исторический и пр.).
Результаты. В настоящее время в региональной историографии отсутствуют какие-либо обобщающие научные работы по истории курского троллейбуса. Данная работа раскрывает основные этапы становления и первых лет работы данного вида городского транспорта.
Вывод. Создание курского троллейбуса проходило в условиях отсутствия должной согласованности между различными организациями и конторами, осуществлявшими подготовку его запуска. Во многом это определило будущие проблемы данного вида общественного транспорта в городе, а также медленные темпы его дальнейшего развития, в том числе и в настоящее время.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. КоровинРоссия
Коровин Владимир Викторович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Д. М. Носов
Россия
Носов Дмитрий Михайлович, аспирант кафедры конституционного права
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Сенявский А. С. Экономические основы российского урбанизационного процесса: теоретический анализ (структурные и институциональные аспекты) // Вопросы теоретической экономики. 2019. № 1. С. 133–146.
2. Сенявский А. С. Урбанизационный процесс в СССР в экономическом измерении: структурные и институциональные аспекты // Вопросы теоретической экономики. 2019. № 2. С. 147–161.
3. Матвеева В. Р. История городского пассажирского транспорта в Башкирии советского периода в современной историографии // Перспективы науки. 2014. № 8 (59). С. 60–65.
4. Матвеева В. Р. Возможные пути применения мир-системного подхода при изучении пассажирского транспорта Башкирии советского периода // Глобальный научный потенциал. 2014. № 8 (4). С. 58–63.
5. Аргунов О. Н. Трудовые ресурсы сельского хозяйства и урбанизационные процессы в СССР в 1946–1953 годах (на материалах Курской области) // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10, № 3. С. 175–183.
6. Игнатов А. В., Басков В. Н. К вопросу об актуальности развития городского наземного электрического транспорта // Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта. 2018. № 1. С. 64–69.
7. Блинкин М. Я., Воробьев А. Н. Городское движение и планировка городов // Городские исследования и практики. 2018. Т. 3. № 2. С. 7–26. https://doi.org/10.17323/usp3220187-26.
8. Административно-территориальное деление и улицы города Курска: справ. изд. / ред. кол.: В. Л. Богданов (гл. ред.) [и др.]. Курск: ИП Афанасьева Е.А., 2018. 202 с.
9. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 799.
10. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 824.
11. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 898.
12. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 980.
13. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1016.
14. Курская правда. 1972. 19 авг.
15. Волков М. В., Колбасникова М. А. История зарождения и развития пассажирского транспорта в России // Вестник транспорта. 2012. № 8. С. 32–39.
16. Горшенин А. В. Развитие пассажирского электротранспорта городов Среднего Поволжья в первые послевоенные годы (1945–1950 гг.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2016. Т. 37, № 3. С. 506–525.
17. Горшенин А. В. Из истории становления троллейбусного сообщения в Пензе // Самарский научный вестник. 2016. № 1 (14). С. 109–114.
18. Кокорина Л. Б. Становление и развитие городского пассажирского транспорта в Кемеровской области в 1945–1985 гг. // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 49. С. 21–23.
19. Широкорад О. А., Федорущенко И. Е. Троллейбусное сообщение г. Владивосток // Международная научно-практическая конференция «Архитектура, строительство, транспорт» (К 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»): сб. науч. тр. № 8 кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте». Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2015. С. 176–178.
20. Носов Д. М. Развитие трамвайной сети в областных центрах РСФСР в 1965–1985 гг. (на примере города Курска) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021. Т. 11, № 2. С. 166–174.
21. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1053.
22. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1055.
23. Перцев В. А. Развитие городского транспорта в Центральном Черноземье в 1970–1980-е годы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2011. № 11. С. 54–61.
24. Перцев В. А. Последствия массовой урбанизации Центрального Черноземья в 1970–1980-е годы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2010. № 2. С. 141–145.
25. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1107.
26. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1111.
27. ГАОПИКО (Государственный архив общественно-политической истории Курской области). Ф. П-1. Оп. 71. Д. 92.
28. ГАОПИКО. Ф. П-2878. Оп. 16. Д. 35.
29. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1387.
30. ГАКО. Ф. Р-770. Оп. 8. Д. 1625.
Рецензия
Для цитирования:
Коровин В.В., Носов Д.М. Троллейбусная сеть областного центра РСФСР во второй половине ХХ века (на примере города Курска). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(4):237-246.
For citation:
Korovin V.V., Nosov D.M. Trolleybus Network of the Regional Center of the RSFSR in the Second Half of the Twentieth Century (on the Example of the City of Kursk). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(4):237-246. (In Russ.)