Развитие городского электрического транспорта в городах Центрального Черноземья в преддверии Великой Отечественной войны: особенности и результаты
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-222-241
Аннотация
Актуальность. До недавнего времени в Российской Федерации интересы развития городского электрического транспорта находились на периферии внимания как федеральных, так и местных органов государственной власти. Одновременно происходил неуклонный и непрерывный рост городов с возникновением новых обширных районов. Для решения проблемы транспортной доступности, связи новых жилых районов с основными городскими магистралями требовалась модернизация транспортной системы городов и интеграция в нее наиболее подходящих видов транспорта для удовлетворения потребностей в перевозках горожан. Существующие системы общественного транспорта, опирающиеся на транспортные средства малого и среднего класса, не справляются с новыми задачами. Одним из способов решения возникшей проблемы является развитие городского электрического транспорта, что находит свое отражение и в федеральной программе Министерства транспорта Российской Федерации «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». В этой связи обобщение опыта функционирования городского транспорта в предшествующие периоды истории представлеются весьма актуальным.
Цель – раскрыть специфику развития городского электрического транспорта в городах Центрального Черноземья в период с 1938 по 1941 год.
Задачи: на основе анализа материалов Государственного архива Российской Федерации, местных архивов и соответствующей литературы выявить общие тенденции и особенности развития городского электрического транспорта в городах Центрального Черноземья.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались основные принципы исторической науки: историзм, объективность и системность. В ходе написания статьи были применены как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция и дедукция, аналитический метод), так и специальные исторические методы: ретроспективный, сравнительно-исторический.
Результаты. На основе анализа литературы и архивных материалов были выявлены общие принципы и направления развития трамвайных хозяйств в городах Центрального Черноземья, проанализированы результаты реализации запланированных работ до начала Великой Отечественной войны.
Вывод. Несмотря на наличие ряда отдельных работ, посвященных трамвайным хозяйствам городов Центрального Черноземья, отсутствуют исследования, обобщающие их развитие накануне Великой Отечественной войны с выделением для них характерных аспектов и особенностей, а также общим соотношением их развития с состоянием трамвайных хозяйств в целом по РСФСР.
Об авторе
А. С. ДавыдовРоссия
Давыдов Алексей Сергеевич, аспирант кафедры конституционного права
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Шпаков И. В. Становление и развитие трамвайного транспорта в Центральном Черноземье в конце XIX – начале XX в. Чарлстон: CreateSpace, 2015. 145 с.
2. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6115.
3. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6120.
4. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6217.
5. Розалиев В. В. Городской электротранспорт: из истории государственного управления. М.: Тип Федоровец, 2004. 278 с.
6. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6383.
7. Шпаков И. В. Становление и развитие трамвайного транспорта в Центральном Черноземье в конце XIX – первой трети XX вв.: дис. … канд. ист. наук. Курск, 2013. 154 с.
8. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6164.
9. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6184.
10. Пащенко В. С. Трамвай и троллейбус в Воронеже. М.: Железнодорожное дело, 2013. 350 с.
11. Фурсов А. А. История Воронежского трамвая (1926–2009). Воронеж: Кварта, 2010. 164 с.
12. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6298.
13. ГАКО (Государственный архив Курской области) Ф. Р-3272. Оп. 1. Д. 51.
14. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6260.
15. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6251.
16. Гладнев И., Зимин Г. Липецкая область. Липецк: Липецкое кн. изд-во, 1959. 311 с.
17. Павлюченко П. А. Промышленность Тамбовской области. Тамбов: Тамбовское кн. изд-во,1962. 320 с.
18. Городской электрический транспорт в России, СССР и Российской Федерации / под. ред. Ю. М. Коссого. Н. Новгород.: Изд-во Штрих-Н, 2007. 368 с.
19. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6382.
20. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6311.
21. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6428.
22. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6351.
23. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6406.
24. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6282.
25. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6356.
26. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6451.
27. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6465.
Рецензия
Для цитирования:
Давыдов А.С. Развитие городского электрического транспорта в городах Центрального Черноземья в преддверии Великой Отечественной войны: особенности и результаты. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(1):222-241. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-222-241
For citation:
Davydov A.S. The Development of Urban Electric Transport in the Cities of the Central Chernozem Region on the Eve of the Great Patriotic War: features and Results. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(1):222-241. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-222-241