Отечественный опыт внедрения методов прогрессивной торговли второй половины 1960-х – начала 1970-х годов (на примере организации магазинов самообслуживания в Курской области)
Аннотация
Актуальность. Недостаточно полное освещение проблематики торгового обслуживания населения СССР в советский период обусловливает необходимость обращения к данной теме в исторической ретроспективе с целью выявления достижений и просчетов, которые необходимо учитывать в современных условиях. В статье представлен анализ проблем развития одного из прогрессивных для своего времени методов торговли, ориентированного на организацию магазинов самообслуживания. Их внедрение наиболее активно осуществлялось в 1965–1975 годах, в условиях, когда росла покупательская способность населения, что приводило к появлению очередей в магазинах. Становилось очевидным, что для разгрузки торговых предприятий и улучшения качества обслуживания граждан приходилось использовать современные методы торговли, которые давали больше свободы покупателю при выборе товаров. Исходя из этого, следует отметить, что при системном изучении проблемы торгового обслуживания актуальность вопросов развития сети магазинов самообслуживания не вызывает сомнений.
Цель данной работы заключается в исследовании основных факторов, влиявших на эффективность функционирования магазинов самообслуживания в территориальных рамках одного из типичных регионов РСФСР.
Задача исследования – проанализировать качество применяемых мер со стороны государства при решении проблемы расширения и развития сети магазинов самообслуживания.
Методология. Статья основана на принципах историзма, научной объективности и системности. Все это предполагает объективный анализ изученных архивных документов.
Результаты. В статье отражена действительная ситуация по развитию сети магазинов самообслуживания в Курской области в 1965-1975 годах, которая влияла на торговое обслуживание населения в целом. Представлена информация о наиболее очевидных проблемах, негативно отражающихся на торговле. Работа по расширению сети магазинов самообслуживания была одним из важных условий в решении рассматриваемой проблемы.
Выводы. Ситуация с расширением торговой сети магазинов самообслуживания в Курской области на протяжении 1965–1975 годов носила противоречивый характер. Число магазинов самообслуживания было крайне мало, а имеющиеся не обладали достаточным количеством товаров. Применявшихся мер со стороны государства было недостаточно, что не могло положительно повлиять на ситуацию. В целом, такое положение дел негативно отражалось на качестве торгового обслуживания жителей региона.
Ключевые слова
Об авторе
В. Э. ЕмельяновРоссия
Емельянов Василий Эдуардович, аспирант
ул. 50 лет Октября, 94, г. Курск, 305040
Список литературы
1. Безбородов А. Б. Советская эпоха в истории России: исторический опыт и современность, исследование и документы. М.: РОССПЭН, 2017. 439 с.
2. Грациози А. История СССР / [пер. с фр. В. П. Любина, И. А. Волковой, А. Н. Кондрашева, В. М. Николаева]. М.: РОССПЭН, 2016. С. 632.
3. Грегори П. Политическая экономия сталинизма / [пер. с англ. И. Кузнецов, А. Макаревича]. 2-е изд. М.: РОССПЭН. 2008. 398 с.
4. Космач В. В. Проблемы развития и повышения эффективности прогрессивных форм продажи продовольственных товаров: дис. ... канд. экон. наук. Л., 1984. 170 с.
5. Фокин А. А. «Коммунизм не за горами». Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-1960-х годов. М.: Полит. энцикл., 2017. 225 с.
6. Дегтярь О. Н. Стратегия развития магазинов самообслуживания в потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. №3 (40). С. 284–290.
7. Исаенко Е. В., Дегтярь О. Н. Направления маркетинговой деятельности в магазинах самообслуживания потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1 (49). С. 23–29.
8. Садальский С. С., Валигурский Д. И. Формы и методы организации розничной торговли: перевод магазинов на метод самообслуживания // Фундаментальные и прикладные исследования. 2006. № 1. С. 58–63.
9. Тарасова Е. Е., Матвеева О. П. Перевод на самообслуживание магазинов потребительской кооперации: социальная и экономическая эффективность методика оценки // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2005. № 3 (12). С. 14–21.
10. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-207. Оп. 1. Д. 1056.
11. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 сентября 1966 г. № 760 «О мерах по дальнейшему улучшению торговли в РСФСР» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: http://www.libussr.ru/doc-ussr/usr_6649htm (дата обращения: 20.11.2020).
12. ГАКО. Ф. Р-207. Оп. 3. Д. 152. Л. 175-176.
Рецензия
Для цитирования:
Емельянов В.Э. Отечественный опыт внедрения методов прогрессивной торговли второй половины 1960-х – начала 1970-х годов (на примере организации магазинов самообслуживания в Курской области). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(1):126-133.
For citation:
Emelyanov V.E. Domestic Experience of Introducing Progressive Trade Methods in the Second Half of the 1960s - early 1970s. (on the Example of Organizing Self-Service Stores in the Kursk Region). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(1):126-133. (In Russ.)