«Легкомысленные» верующие и «несовременные» уставы: к вопросу о деформации традиционных православных практик в позднесоветский период
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-4-119-132
Аннотация
Актуальность темы исследования связана с важностью историографического осмысления закономерностей развития традиционной конфессиональной культуры в условиях советской модернизации, а также необходимостью уяснения места православия в жизни советского социума позднесоветского периода.
Цель исследования: анализ изменений, произошедших в обрядовых практиках Русской православной церкви в позднесоветский период.
Задачи: рассмотреть социокультурные предпосылки деформации культовой жизни православного сообщества, выявить особенности изменения наиболее распространенных православных практик, охарактеризовать причины этих изменений.
Методология. В процессе формирования фактологической базы статьи автором использовались традиционные методики архивной работы, а также методы полевых исследований – анкетирование, интервьюирование. Для систематизации данных применялись методы описания и исторической индукции, историко-статистический, историко-генетический методы.
Результаты. В работе рассмотрены социокультурные последствия воплощения социалистического проекта обновления общества в позднесоветский период, определившие изменения в отношении православно-ориентированных граждан к культовой жизни, проанализированы изменения в организации наиболее распространенных православных обрядов: крещения, церковного погребения, исповеди, исследованы причины изменения их традиционных форм.
Выводы. В статье делается вывод о том, что основные векторы деформации православных обрядов в позднесоветский период были связаны с приданием им секретного или заочного характера, сокращением, а также профанацией. Соответствующие изменения были обусловлены не только искусственными и естественными ограничениями, с которыми оказалась связана церковная жизнь, но и отсутствием систематических знаний о таинствах и догматике у подавляющего большинства прихожан.
Об авторе
А. В. АпанасенокРоссия
Апанасенок Александр Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Нахимовский проспект, д. 51/21, г. Москва 117418
Список литературы
1. Поспеловский Д. В. Русская Православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.
2. Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: ЦИНО, 2002. 310 с.
3. Шкаровский М. В. Русская Православная церковь в XX веке. М.: Вече, 2010. 478 с.
4. Eisenstadt S. Modernization: protest and change. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1966. 166 p.
5. Травин Д., Маргания О. Европейская модернизация. М.: АСТ, 2004. 1237 с.
6. Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. М.: РОССПЭН, 2006. 240 с.
7. Кокс X. Мирской Град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Слово, 1995. 263 с.
8. Купцова И. А. Советский проект модернизации провинциальной культуры: достижения и издержки // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 617. С. 104–106.
9. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М.: Изд-во Московской патриархии, 1983. 824 с.
10. Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1988. 302 с.
11. Апанасенок А. В., Пудякова И. С. «Записывайте и в книгу, я не боюсь»: обряд православного крещения и советская культура в 1940–1980-е годы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022. Т. 12, № 3. С. 177–190.
12. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 6991. Оп. 5. Д. 152. (Совет по делам религий при Совете Министров СССР).
13. Шлихта Н. В. «От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950–1960-е гг.) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. №3–4 (30). С. 380–407.
14. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 5. Д. 801.
15. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 5. Д. 1305.
16. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 5. Д. 154.
17. Кобецкий В. Д. Обряд крещения как проявление религиозности // Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 161–173.
18. Серебряков Ю. Г. Религиозность сельского населения и задачи атеистической пропаганды. Чебоксары: ЧКИ, 1972. 39 с.
19. Филимонов Э. Беседы по вашей просьбе: что происходит с религией, ее обрядами и традициями в наши дни? // Известия. 1981. 8 октября.
20. О «заочном» отпевании умерших // Журнал Московской патриархии. 1931. № 4. С. 1.
21. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 5. Д. 1828.
22. Вангородская С. А. Отношение к смерти в современном обществе: культурно-исторические особенности и влияние на самосохранительное поведение // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019, №3. С. 386–395.
23. Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1996. 679 с.
24. Киценко Н. Исповедь в советское время // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 3–4 (30). С. 10–33.
25. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2а.
26. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 34а.
27. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 152.
28. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 2494.
Рецензия
Для цитирования:
Апанасенок А.В. «Легкомысленные» верующие и «несовременные» уставы: к вопросу о деформации традиционных православных практик в позднесоветский период. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(4):119-132. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-4-119-132
For citation:
Apanasenok A.V. "Frivolous" Believers and "Non-Modern" Rules: on the Issue of Traditional Orthodox Practices Deformation in the late Soviet Period. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(4):119-132. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-4-119-132