Основные направления социализации воспитанников детских учреждений Воронежской области в 1930-е годы
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-1-135-145
Аннотация
Актуальность. Вниманию читателей предлагается сюжет, посвященный различным аспектам и направлениям социализации детдомовцев в 1930-х годах. Социализация подразумевала привитие воспитанникам трудовых навыков, обучение в объёме средней школы, а также их воспитание в рамках господствовавшей в то время в стране коммунистической идеологии. Подобный сюжет ранее не находился в поле зрения ученых-историков, в силу чего требует изучения и всестороннего анализа. Использованный в статье многочисленный архивный материал вводится в научный оборот впервые.
Цель – изучить опыт совместной работы государства и детских учреждений для последующей интеграции детдомовцев в советское общество.
Задачи: выявить и проанализировать основные направления социализации воспитанников детских домов.
Методология. В основу проведенного исследования были положены принципы объективности, историзма и системности, а также общенаучные методы анализа и синтеза.
Результаты. В ходе проведённого исследования удалось выяснить, что приступить вплотную к воспитанию государственных детей удалось лишь к началу 1930-х годов. Выбранные направления социализации хорошо вписывались в исторический контекст эпохи. Привитие трудовых навыков в ходе профессионального обучения должно было способствовать востребованности бывших детдомовцев на возводимых в ходе индустриализации предприятиях, создаваемых во время коллективизации колхозах и совхозах. Учебная, внешкольная и культурно-массовая деятельность отвечала задачам культурной революции и подлинного коммунистического воспитания. Более того, социализация должна была выступить в качестве последующего социального и профессионального лифта бывшего детдомовца.
Выводы. Предпринятые государством усилия позволили части лишённых родительской опеки детей вытянуть путёвку в жизнь и занять достойное место в советском обществе.
Об авторах
Т. В. ФилоненкоРоссия
Филоненко Татьяна Владимировна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры
истории России
ул. Ленина, д. 86, г. Воронеж 394043
В. А. Менжулин
Россия
Менжулин Виктор Алексеевич, аспирант кафедры истории России
ул. Ленина, д. 86, г. Воронеж 394043
Список литературы
1. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М.: Дом, 1994. 169 с.
2. Королёва В. М. Социально-правовая охрана несовершеннолетних (20–30-е годы). Ростов н/Д: РВШ МВД РФ, 1996. 56 с.
3. Гладыш С. Дети большой беды. М.: Звонница-МГ, 2004. 432 с.
4. Славко А. А. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в Советской России 1917–1952 годов: монография. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2009. 419 с.
5. Славко А. А. История беспризорного и безнадзорного детства в России (конец 1920-х – начало 1950-х годов). Чебоксары: Перфектум, 2012. 400 с.
6. ГАОПИ ВО (Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области). Ф. 6. Оп. 1. Д. 598.
7. ГА ВО (Государственный архив Воронежской области). Ф. Р–831. Оп. 1. Д. 196.
8. ГА ВО. Ф. Р–1417. Оп. 1. Д. 24.
9. ГА ВО. Ф. Р–1417. Оп. 1. Д. 78.
10. ГА ВО. Ф. Р–1418. Оп. 1. Д. 2.
11. ГА ВО. Ф. Р–1418. Оп. 1. Д. 24.
12. ГА ВО. Ф. Р–577. Оп. 1. Д. 528.
13. ГА ВО. Ф. Р–831. Оп. 1. Д. 75.
14. ГА ВО. Ф. Р–1418. Оп. 1. Д. 15.
15. ГА ВО. Ф. Р–1418. Оп. 1. Д. 39.
16. ГА ВО. Ф. Р–1418. Оп. 1. Д. 67а.
17. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1532.
18. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2447.
19. ГА ВО. Ф. Р–1418. Оп. 1. Д. 4.
20. ГА ВО. Ф. Р–1418. Оп. 1. Д. 30.
Рецензия
Для цитирования:
Филоненко Т.В., Менжулин В.А. Основные направления социализации воспитанников детских учреждений Воронежской области в 1930-е годы. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2024;14(1):135-145. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-1-135-145
For citation:
Filonenko T.V., Menzhulin V.A. The Main Directions of Socialization Pupils of Children's Institutions Voronezh Region in the 1930s. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2024;14(1):135-145. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-1-135-145