Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Опыт преподавания отечественной истории и основ конституционных знаний в конце 1930-х – начале 1940-х годов (на примере железнодорожных школ Курской области)

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-3-214-222

Аннотация

Актуальность заявленной темы определяется особой социальной значимостью школьного исторического образования. Тридцатилетняя жизнь российского общества и государства в условиях идеологического и политического многообразия, а также полная деградация западной шкалы либеральных ценностей привели к осознанию большей частью россиян необходимости ориентации на приверженность традиционным моральным устоям, основанным на идеях патриотизма и гуманизма. Их основным проводником и является отечественная система образования. Поэтому противоречивый опыт преподавания истории в школе вызывает профессиональный интерес исследователей и преподавателей-практиков.

Цель исследования – на основе архивных документов и опубликованных материалов раскрыть особенности преподавания истории в предвоенные годы на примере ведомственных учебных заведений железнодорожного транспорта.

Задачи: охарактеризовать противоречия процесса внедрения историко-обществоведческих дисциплин в школьное образование; отразить роль исторических знаний в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Методология. В основу исследования были положены принципы объективности и историзма. Для решения поставленных задач авторами использовались методы: историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный, типологический, ретроспективный.

Результаты. Исследование опыта преподавания историко-обществоведческого цикла учебных дисциплин в предвоенные годы на примере ведомственных образовательных учреждений железнодорожного транспорта позволило объективно оценить влияние гуманитарной подготовки учащихся на становление их гражданской позиции и воспитание патриотических чувств, что оказало решающее значение на модель поведения выпускников железнодорожных школ в период военных испытаний и последующего восстановления народного хозяйства.

Выводы. Опыт преподавания истории и основ конституционных знаний, накопленный в предвоенный период, достоин применения в условиях современного реформирования исторического образования. Признание ведущей роли отечественной истории в формировании мировоззрения подрастающего поколения требует системного подхода в обучении и воспитании молодых людей на основе любви и уважения к своей Родине.

Об авторах

В. В. Коровин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Коровин Владимир Викторович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Р. В. Коровин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Коровин Роман Валерьевич, аспирант

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Калинин М. И. Избранные произведения: в 4-х т. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1962. 493 с.

2. Калинин М. И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1975. 448 с.

3. Лобанов М. П. Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи. М.: Алгоритм, 2008. 672 с.

4. Сталин: Pro et contra: [антология]. Т. 1 / сост., вступ. статья, коммент. А. А. Хлевов. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной акад., 2015. 878 с.

5. Емельянов Ю. В. Сталин: на вершине власти. М.: Вече, 2002. 544 с.

6. Иосиф Виссарионович Сталин: энциклопедия / сост. В. В. Суходеев. М.: Алгоритм, 2006. 494 с.

7. ГАОПИКО (Государственный архив общественно-политической истории Курской области). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1590.

8. ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1250.

9. ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1251.

10. РГАЭ (Российский государственный архив экономики). Ф. 1884. Оп. 75. Д. 92.

11. ГАОПИКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 572.

12. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 40. Д. 905.

13. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 110.

14. ГАОПИКО. Ф. П-40. Оп. 1. Д. 194.

15. ГАОПИКО. Ф. П-2878. Оп. 1. Д. 609.

16. ГАОПИКО. Ф. П-174. Оп. 1. Д. 46.

17. ГАОПИКО. Ф. П-174. Оп. 1. Д. 29.

18. Горяинов Д. Ф. Мужали в труде // В боях и в труде. Из истории Курской областной комсомольской организации: (Воспоминания, статьи, очерки, документы) / под ред. О. А. Клыкова. Курск: Курское кн. изд-во, 1959. 322 с.

19. Звезды славы боевой: [Герои Сов. Союза и кавалеры ордена Славы Курской обл.] / Администрация Курской обл.; [науч. ред. И. Г. Гришков]. Курск: Курскинформпечать, 1995. 463 с.

20. Золотые звезды курян. Краткий биографический справочник / под ред. Р. В. Старовойта. Курск: Планета+, 2019. 280 с.

21. ГАОПИКО. Ф. П-2160. Оп. 1. Д. 156.

22. Большая Курская энциклопедия. Т. 1, кн. 2 / гл. ред. Ю. А. Бугров. Курск: Курская гор. тип., 2008. 239 с.

23. Вяземский Е. Е. Образовательная политика постсоветской России и реформа общего исторического образования // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 5‒26.

24. Кацва Л. А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 148‒163.

25. Хагуров Т. А., Остапенко А. А. Войну с экстремизмом и индивидуализмом должен выиграть учитель истории и литературы, но сможет ли? // 1917‒2017: уроки столетия. От культурно-нравственного распада к культурно-нравственному возрождению: материалы I Арсеньевских чтений – регионального этапа XXV международных рождественских образовательных чтений: 1917-2017: уроки столетия / науч. ред. и сост. К. В. Зелинский (протоиерей)]. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2018. С. 112‒127.


Рецензия

Для цитирования:


Коровин В.В., Коровин Р.В. Опыт преподавания отечественной истории и основ конституционных знаний в конце 1930-х – начале 1940-х годов (на примере железнодорожных школ Курской области). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2024;14(3):214-222. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-3-214-222

For citation:


Korovin V.V., Korovin R.V. The experience of teaching national history and the foundations of constitutional knowledge in the late 1930s early 1940s (using the example of railway schools in the Kursk region). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2024;14(3):214-222. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-3-214-222

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)