О влиянии исторического наследия Великой Отечественной войны на формирование современной концепции воспитания гражданина и патриота в Республике Адыгея
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-6-234-243
Аннотация
Актуальность темы исследования заключается в том, что для современной системы воспитания гражданина в России необходима разработка системного подхода к применению историко-культурного наследия, в том числе и на примере периода Великой Отечественной войны. Исследование было проведено на примере Республика Адыгея.
Цель исследования заключается в рассмотрении современной практики патриотического воспитания молодежи на примере Республики Адыгея.
Задачи исследования заключаются в рассмотрении основ патриотического воспитания в современной Республике Адыгея; в выявлении наиболее влиятельных идей советского времени, которые могут быть переняты в современной концепции гражданско-патриотического воспитания, а также в рассмотрении некоторых аспектов советского исторического наследия в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Методология исследования основана на историко-педагогическом подходе и включает в себя группу общенаучных методов (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также ряд специальных методов: историографический анализ научной литературы по теме исследования, метод регионального политического анализа, метод описательного качественного исследования.
Результаты. В настоящее время существует насущная необходимость возрождения системы патриотического воспитания в кадетских корпусах Республики Адыгея, в которой можно использовать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, музеи воинской славы, а также ряд методических наработок эпохи комсомола и советского исторического наследия.
Выводы. В современных условиях необходима опора на опыт формирования гражданско- патриотической позиции у молодежи в советский период на примере времени Великой Отечественной войны, что позволит успешно воспитать поколение молодежи, способной отстоять интересы своей Родины не только в военное, но и в мирное время. В связи с этим рекомендуется разработка программы патриотического воспитания на основе опыта Великой Отечественной войны.
Ключевые слова
Об авторе
Э. В. ОсерскаяРоссия
Осерская Эмма Владимировна, соискатель; директор
ул. Первомайская , д. 208, г. Майкоп 385000
ул. Гоголя, д. 112, г. Майкоп 385000
Список литературы
1. Вагина В.О. Формальные и неформальные патриотические практики в молодежной среде полиэтничного Юга России // Гуманитарий Юга России. 2021. № 2. С. 27‒54.
2. Илюшина О.В. Формирование гражданина-патриота – будущего специалиста в образовательном процессе современного вуза // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 88‒92.
3. Хунагов Р.Д., Жаде З.Д. Система образования как институт формирования гражданской идентичности молодежи // Власть. 2014. № 12. С. 88‒96.
4. Kazakova М., Napalkova Т. Patriotic education as a basis for strengthening Russian national civic identity: experience of the Republic of Mordovia // Finno-Ugric World. 2020. Vol. 12, no. 4. P. 430‒446.
5. Адиев А.З. Патриотический дискурс в публикациях гуманитариев Республики Дагестан // Вестник Института социологии. 2023. № 3. C. 133‒148.
6. Понятие и сущность гражданско-патриотического воспитания / С.М. Александрова, Н.В. Бугеро, Л.В. Никольская, И.Н. Пономаренко // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 45‒69.
7. Андреева М.А., Холдобин Д.В. Возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 5 (154). С. 102‒114.
8. Бедрик А.В., Верещагина А.В., Узунов В.В. Патриотические практики в полиэтническом пространстве Юга России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. № 1. С. 88‒102.
9. Денисов Н.Г., Ярчук М.В. Образы прошлого, настоящего и будущего: к постановке вопроса о формировании меморативной культуры // Культурная жизнь Юга России. 2021. № 3 (82). С. 112‒134.
10. Жаде З.А., Шадже А.М., Гайдарева И.Н. Поиск направлений устойчивого развития Республики Адыгея // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 3. С. 169‒175.
11. Коломиец O.M. Методологические основы становления национальной системы воспитания в современных условиях развития России // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 49‒62.
12. Коровин В.В. Воспитание юных патриотов в туристско-краеведческих объединениях системы дополнительного образования (на примере работы Курского Дворца пионеров в 1990-е годы) // Гражданско-патриотическое воспитание населения на постсоветском пространстве: история, проблемы и перспективы. Курск: Участок оперативной полиграфии, 2012. С. 71‒75.
13. Коровин В.В. Деятельность областной организации общества «Знание» по научному просвещению населения Курской области в 1950‒1970-е годы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2013. № 4. С. 123‒127.
14. Малышева Е.М. Идеологическое противостояние СССР и нацистской Германии в Великой Отечественной войне. Борьба за общественное сознание // «Праздник со слезами на глазах…». По материалам республиканской военно-исторической конференции, посвящённой 70-летию Победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне. Майкоп: Качество, 2015. С. 21‒29.
15. Малышева Е.М. Идеологическое противостояние СССР и нацистской Германии в 1941–1945 гг.: воспитание ненависти к врагу // Вестник архивиста. 2015. № 2. С. 147‒168.
16. Сенявская Е.С., Сенявский А.С. Человек и фронтовая повседневность в войнах России XX в.: очерки по военной антропологии / под общ. ред. Е.С. Сенявской. М.: ИРИ РАН: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 422 с.
17. Соколова А.Н. Практика формирования гражданской идентичности в Республике Адыгея // Гуманитарий Юга России. 2023. № 5. С. 66‒89.
18. Спринчан А.А., Третьяков А.В. История и особенности складывания системы гражданско-патриотического воспитания в Приднестровье в условиях непризнанного государства // Вестник Самарского университета. История, Педагогика, Филология. 2024. № 1. С. 55‒62.
19. Томилин А.Н., Томилина С.Н., Хекерт Н.Е. Стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 55‒78.
20. Хисамутдинова Р.Р. Великая Отечественная война Советского Союза (1941‒ 1945 годы). Оренбург: ОГПУ, 2014. 476 с.
Рецензия
Для цитирования:
Осерская Э.В. О влиянии исторического наследия Великой Отечественной войны на формирование современной концепции воспитания гражданина и патриота в Республике Адыгея. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2024;14(6):234-243. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-6-234-243
For citation:
Oserskaya E.V. On the influence of the historical legacy of the Great Patriotic War on the formation of the modern concept of education of a citizen and a patriot in the Republic of Adygeya. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2024;14(6):234-243. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-6-234-243