Забытая страница из истории курской культуры: М.Н. Климентова-Муромцева – первая Татьяна в опере «Евгений Онегин»
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-6-244-255
Аннотация
Актуальность. Современная социокультурная ситуация требует от педагогов, ученых активного краеведческого поиска и введения в образовательную практику, в процесс воспитания подростков, молодежи, студенчества информации о выдающихся представителях своего края. Биография и деятельность М.Н. Климентовой-Муромцевой не столь широко известны в курском краеведении, однако ее творческая судьба весьма показательна с точки зрения служения идеалам музыкального искусства и трансляции традиций отечественной культуры.
Цель исследования состоит в изучении творческой биографии М.Н. Климентовой-Муромцевой.
Задачи исследования: представить жизненный и творческий путь певицы; охарактеризовать творческую индивидуальность Климентовой-Муромцевой ‒ исполнительницы оперного и камерного репертуара, общественного деятеля; изучить её художественное окружение и дружественные связи с представителями культуры конца XIX – первой половины XX века.
Методология. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, а также комплекс методов историко-культурного, проблемно-хронологического характера.
Результаты. Мария (Марья) Николаевна Климентова, по мужу Муромцева – уроженка Курска, певица и преподаватель. В период учебы в Московской консерватории была выбрана Чайковским для исполнения партии Татьяны, которую представила на премьере оперы «Евгений Онегин».
Исполнительская карьера Климентовой-Муромцевой была связана с Большим театром, с оперными театрами С.И. Мамонтова, С.И. Зимина. Ее оперный и концертный репертуар был огромным, а голос и артистизм вызывали восхищение слушателей, музыкальных критиков, рецензентов.
С 1922 года, находясь в эмиграции, певица вела активную деятельность как член правления Российского музыкального общества за границей.
Выводы. М.Н. Климентова-Муромцева была дружна со многими писателями, композиторами, исполнителями, художниками и оставила яркий след в культуре своего времени. Имя певицы должно занять достойное место в летописи истории региональной культуры. Знакомство с ее творческой деятельностью может стать одним из факторов формирования ценностных ориентаций и гражданственной позиции у подрастающего поколения
Об авторах
К. С. БашкееваРоссия
Башкеева Ксения Сергеевна, старший преподаватель кафедры вокального искусства
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Г. А. Хаит
Россия
Хаит Геннадий Аронович, доцент кафедры вокального искусства
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Виноградова А.С. «Евгений Онегин»: премьерное пятилетие в зеркале прессы. Монографический сборник. Раздел 1 // Искусство музыки: теория и история. 2022. № 26. С. 8‒51.
2. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 16, кн. II. 1879. М.: Наука, 2018. 716 с.
3. Джанумов С.А. И.С. Тургенев в воспоминаниях М.Н. Климентовой-Муромцевой // Спасский вестник. 2004. № 11. С. 194‒202.
4. Воспоминания о П.И. Чайковском / Гос. центр. музей муз. культуры им. М.И. Глинки; Гос. дом-музей П.И. Чайковского в Клину; [предисл. В. Протопопова]. М.: Музгиз, 1962. 460 с.
5. Лымарева Т.В. История вокального искусства в России. 2-е изд. СПб.: Лань: Планета музыки, 2022. 520 с.
6. Офицерова Е.В. «Пролетели вы метеором…» // Московский журнал. 2016. № 4 (304). С. 54‒64.
7. Кашкин Н. Очерк истории русской музыки. М.: Либроком, 2021. 232 с.
8. Гольденвейзер А. Вблизи Толстого (записи за пятнадцать лет): в 2 т. Т. 1: 1896‒1909. Изд. 3-е. СПб.: Нестор-История, 2024. 960 с.
9. Моисеева В.А., Башкеева К.С. Камерно-вокальное творчество композиторов Курского края XIX века // Духовный путь земли Курской: литература, язык, история, культура: материалы региональной студенческой научно-исследовательской площадки. Курск: Курск. гос. ун-т, 2023. С. 118‒122.
10. Космовская М.Л., Брежнева Т.А. Музыкальные деятели Курского края XIX ‒ начала ХХ века: словарь как источниковая база истории провинциальной музыкальной культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 1. С. 111‒125.
11. Копшицер М.И. Поленов. М.: Молодая гвардия, 2010. 335 с.
12. Бродский И.А., Москвинов В.Н. Новое о Репине: статьи и письма художника: воспоминания учеников и друзей: публикации. Л.: Художник РСФСР, 1969. 435 с.
13. Московская государственная консерватория. 1866–2016: энцикл.: в 2-х т. Т. 2. М.: Прогреcc-Традиция, 2016. 816 с.
14. Россихина В.П. Оперный театр С. Мамонтова. М.: Музыка, 1985. 238 с.
15. Шахмагонова А.Н. Актрисы старой России. От Асенковой до Комиссаржевской. М.: Вече, 2019. 381с.
16. Чайковский П.И. Дневники / ред. Т. Чугунова. Екатеринбург: У-Фактория, 2000. 297 с.
17. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений: литературные произведения и переписка / общ. ред. Б.В. Асафьева. Т. XV-A: Письма 1889 г. / подг. К.Ю. Давыдовой и Г.И. Лабутиной. М.: Музгиз, 1976. 294 с.
18. Яковлева А.С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи. М.: ИнформБюро, 2007. 480 с.
Рецензия
Для цитирования:
Башкеева К.С., Хаит Г.А. Забытая страница из истории курской культуры: М.Н. Климентова-Муромцева – первая Татьяна в опере «Евгений Онегин». Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2024;14(6):244-255. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-6-244-255
For citation:
Bashkeeva K.S., Khait G.A. A forgotten page from the history of Kursk culture: M. N. Klimentova-Muromtseva – the first Tatiana in the opera “Eugene Onegin”. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2024;14(6):244-255. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-6-244-255