Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Политика оккупационных властей в сфере образования на территории Курской области (на примере Бегощанской школы Крупецкого района)

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-4-203-212

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной общественно-политической и нравственной теме – истории и урокам Великой Отечественной войны. Авторы дают общую характеристику образовательным мероприятиям оккупационных органов власти на временно оккупированной территории Курской области. Особо подчеркивается связь со сложной международной обстановкой, сложившейся на международной арене на текущий момент, характеризующейся лоббированием псевдоисторического нарратива, ставящий знак равенства между Советским Союзом и фашистской Германией.
Цель. В статье обозначены цели и задачи преступной деятельности нацистов в отрасли школьного
образования. Подчеркивается ее агрессивная и ограниченная природа, направленная на формирование, некритического, догматического мировоззрения подрастающего поколения на завоеванных территориях с целью прекращения сопротивления непосредственно оккупационным войскам.
Задачи. Авторы ставят перед собой задачу, используя доказательную базу, найти обоснования того, что методы и механизмы организации этой антигуманной порочной тенденции отличались в достаточной степени многогранностью и детерминировались непосредственными национальными и местными устоями и традициями.
Методология. Статья базируется на принципах объективности и историзма, которые находятся в тесной взаимосвязи с диалектическим методом.
Результаты. При реализации оккупационной политики большие надежды последователи нацистской идеологии возлагали на школы, что нашло свое проявление в утверждении определенного состава просветительских организаций. Эти образовательные учреждения, под прикрытием осуществления учебной деятельности, на самом деле должны были стать проводниками фашистской философии, что привело бы к полнейшему покорению и онемечиванию советского молодого поколения. В статье проанализированы дошедшие до нашего времени архивные документы – акты заседаний педагогического коллектива Бегощанской школы, которые включают в себя учебно-оперативные планы, а также рабочие программы, где указывался рекомендованный объем учебных единиц по каждой дисциплине.
Вывод. Глубокий системный анализ архивных документов дает авторам возможность сделать вывод, что конечная цель фашисткой агитации и пропаганды заключалась в полной ликвидации советской системы образования. Тотальному уничтожению подлежала также и русская культурная традиция.

Об авторах

А. А. Сойников
Курский государственный университет
Россия

Сойников Алексей Анатольевич, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

ул. Радищева 33, г. Курск 305000



С. И. Гальченко
Юго-Западный государственный университет
Россия

Гальченко Светлана Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и государственного управления

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305004



Список литературы

1. Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза. Документы и материалы / сост.: А. Орлов, В. Зименин, Г. Иваницкий [и др.]. М.: Воениздат, 1987. 302 с.

2. История Великой Отечественной войны в документах и судьбах: (По материалам Курской области) / отв. ред. и сост. А. Ю. Друговская. Курск: Изд-во Курск. гос. мед. унта, 1995. 238 с.

3. Курская область в период Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. / [В. В. Коровин и др.; отв. ред. Н. Г. Кононов]. Курск: Учитель, 2010. 426 с.

4. Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). 2-е изд., расшир. М.: Политиздат, 1968. 383 с.

5. Гальченко С. И. Специфика управления образовательными учреждениями в условиях немецко-фашистской оккупации на примере Курской области 1941–1943 годов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10, № 1. С. 154–160.

6. Гальченко С. И. Проблемы развития системы школьного образования на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2010. 212 с.

7. Гришков И. Г. Курская область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. 2-е изд., доп. Курск: Учитель, 1999. 151 с.

8. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-3580. Оп. 7. Д. 18.

9. Зульцман P. Пропаганда как оружие в войне // Итоги Второй мировой войны. СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1998. 640 с.

10. Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М.: Мысль, 1978. 284 с.

11. Ковалев Б. Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России, 1941–1944 гг. M.: АСТ: Транзиткнига, 2004. 483 с.

12. Поспелов П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М.: Госполитиздат, 1942. 44 с.

13. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг.: сборник документов и материалов: в 2 т. Т. 1. Курск: Кн. изд-во, 1960. 487 с.

14. Курские известия. 1943. Январь.

15. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг.: сборник документов и материалов: в 2 т. Т. 2. Курск: Кн. Изд-во, 1962. 643 с.

16. Мартынов Б. С. Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм на территории южных и юго-восточных районов Курской области: октябрь 1941 – август 1943 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 2016. 212 с.

17. Гальченко С. И., Сойников А. А. Реализация политики в сфере школьного образования на территории Курской области в годы Великой Отечественной войны: монография. Курск: Курск. гос. ун-т, 2020. 150 с.

18. Суровая правда войны: Часть 1. 1942 год на Курской земле в документах архивов: сборник документов. Курск: Курск. гор. тип., 2002. 314 с.

19. У Победы есть имена. К 55-летию Курской битвы: сборник статей и воспоминаний / ред.-сост. А. Ю. Друговская. Курск: Изд-во Курск. гос. мед. ун-та, 1998. 186 с.

20. Яценко К. В. Курская область в период Великой Отечественной войны: историография. Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. 78 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сойников А.А., Гальченко С.И. Политика оккупационных властей в сфере образования на территории Курской области (на примере Бегощанской школы Крупецкого района). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(4):203-212. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-4-203-212

For citation:


Soynikov A.A., Galchenko S.I. The Policy of the Occupation Authorities in the Field of Education in the Territory of the Kursk Region (on the Example of the Begoshchanskaya School of the Krupetsky District). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(4):203-212. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-4-203-212

Просмотров: 236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)