Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Развитие концепции естественного права в христианской доктрине

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-1-10-19

Аннотация

Актуальность. Естественно-правовая доктрина легла в основу принципов современного права, а именно стала фундаментом для формирования концепции прав человека. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. В настоящее время права человека безусловно закрепляются в конституциях государств и проходят красной нитью через систему законодательства. Конституция Российской Федерации провозглашает правовое государство в России, а также закрепляет права и свободы человека. Однако достижение состояния правового государства возможно, если нормы закона не противоречат естественным правам. Функционирует Европейский суд по правам человека, который рассматривает юридические ситуации, связанные с нарушениями прав человека в различных государствах. В теории права активно дискутируется вопрос о правовых универсалиях, то есть о нормах, которые существуют объективно и вне времени. Поэтому дискурс о естественном праве всегда актуален в философской и юридической сфере.
Цель исследования состоит в выявлении сущности учения о естественном праве в христианской государственно-правовой доктрине и определении этапов развития естественно-правовой идеи в христианском учении.
Задачи: выявление основ идеи естественного права и универсализма в ветхозаветном учении; анализ развития идеи естественного права в новозаветном учении; рассмотрение естественно-правовой концепции в трудах богословов; современное прочтение концепции естественного права в современной христианской доктрине.
Методология. При выполнении исследования использовались следующие методы: дедукции и индукции, герменевтики, системный, сравнительно-правовой, конкретно исторический.
Результаты. Исследование носит теоретический характер и может быть использовано при изучении теории государства и права, истории политических и правовых учений, философии права.
Выводы. Теория естественного права получила закрепление в христианско-правовой доктрине начиная с ветхозаветного учения. Свое развитие положения о естественном праве получили в новозаветном учении и в трудах христианских мыслителей. Автор пришел к выводу, что естественный нравственный закон, обладая характеристиками истинности, неизменности и универсальности, создает нравственные основания, необходимые для построения общества.

Об авторе

Е. А. Костенникова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Костенникова Екатерина Андреевна, младший научный сотрудник кафедры теории и истории государства и  права

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Величко А. М. Библейская философия права и власти [сборник статей]. М.: Вече, 2016. 192 с.

2. Вегас Х. М. Основы христианской этики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Изд-во Рус. христ. гуманит. акад., 2007. 171 с.

3. Майка Ю. Социальное учение Католической церкви. М.: Изд-во Святого Креста, 1994. 478 с.

4. Ратцингер Й. Иисус из Назарета. СПб.: Азбука-классика, 2009. 416 с.

5. Гааз М. К вопросу о христианском подходе к правопониманию. URL: https://zakon.ru/blog/2020/8/31/k_voprosu_o_hristianskom_podhode_k_pravoponimaniyu (дата обращения: 20.11.2021).

6. Катехизис Католической церкви. М.: Духовная библиотека, 2001. 815 с.

7. Иустин Философ. Творения. М.: Паломник, 1995. 484 с.

8. Тертуллиан. Творения. Ч. 1. Апологетические сочинения Тертуллиана. Киев: «Петр Барский в Киеве», 1910. С. 81–204.

9. Лактанций. Божественные установления. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. 512 с. (Серия: Библиотека христианской мысли. Источники).

10. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М.: Либроком, 2009. 296 с.

11. От гуманизма к имморализму, от прав естественных к правам противоестественным: смена ценностных оснований Западного права / П. С. Жданов, С. П. Сальников, В. Б. Романовская, В. И. Цыганов // Мир политики и социологии. 2015. № 11. С. 90–98.

12. Августин Блаженный. Творения. Т. 3: О Граде Божьем. СПб.: Алетейя, 1998. 598 с.

13. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. 1600 с.

14. Развитие теории естественного права в Европе в период от поздней Античности до начала Нового Времени / Е.В. Верховодов, Э. Б. Курзенин, С. П. Сальников, М. Н. Фомичев // Правовое поле современной экономики. 2016. № 4. С. 47–53.

15. Четвернин В. А. Политическое учение Блаженного Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое движение) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1980. С. 12–20.

16. Фоминская М. Д. Права человека в контексте современной христианской философско-правовой мысли. М.: Justitia, 2016. 217 c.

17. Фоминская М. Д. Становление христианской идеи прав человека // Философия права. 2017. № 1(80). С. 90–95.

18. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Инфра-М – Норма, 1998. 624 с.

19. Гроций Г. О праве войны и мира: [Репринт с изд. 1956 г.]. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

20. Альбов А. П., Каирова А. И. Диалектика права и свободы, закона и естественного права в доктринах немецкой классической и пост-классической философии. Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2018. С. 77–102.


Рецензия

Для цитирования:


Костенникова Е.А. Развитие концепции естественного права в христианской доктрине. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(1):10-19. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-1-10-19

For citation:


Kostennikova E.A. The Development of the Concept of Natural Law in Christian Doctrine. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(1):10-19. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-1-10-19

Просмотров: 228


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)