ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Актуальность. Естественно-правовая доктрина легла в основу принципов современного права, а именно стала фундаментом для формирования концепции прав человека. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. В настоящее время права человека безусловно закрепляются в конституциях государств и проходят красной нитью через систему законодательства. Конституция Российской Федерации провозглашает правовое государство в России, а также закрепляет права и свободы человека. Однако достижение состояния правового государства возможно, если нормы закона не противоречат естественным правам. Функционирует Европейский суд по правам человека, который рассматривает юридические ситуации, связанные с нарушениями прав человека в различных государствах. В теории права активно дискутируется вопрос о правовых универсалиях, то есть о нормах, которые существуют объективно и вне времени. Поэтому дискурс о естественном праве всегда актуален в философской и юридической сфере.
Цель исследования состоит в выявлении сущности учения о естественном праве в христианской государственно-правовой доктрине и определении этапов развития естественно-правовой идеи в христианском учении.
Задачи: выявление основ идеи естественного права и универсализма в ветхозаветном учении; анализ развития идеи естественного права в новозаветном учении; рассмотрение естественно-правовой концепции в трудах богословов; современное прочтение концепции естественного права в современной христианской доктрине.
Методология. При выполнении исследования использовались следующие методы: дедукции и индукции, герменевтики, системный, сравнительно-правовой, конкретно исторический.
Результаты. Исследование носит теоретический характер и может быть использовано при изучении теории государства и права, истории политических и правовых учений, философии права.
Выводы. Теория естественного права получила закрепление в христианско-правовой доктрине начиная с ветхозаветного учения. Свое развитие положения о естественном праве получили в новозаветном учении и в трудах христианских мыслителей. Автор пришел к выводу, что естественный нравственный закон, обладая характеристиками истинности, неизменности и универсальности, создает нравственные основания, необходимые для построения общества.
Актуальность. Право быть забытым представляет собой право отдельных лиц исключать, ограничивать или удалять ссылки и личную информацию в Интернете. Это право было особенно подчеркнуто в 2014 году Судом ЕС в постановлении по делу Google Spain. Изначально зародившееся как право «забыть свое криминальное прошлое» право быть забытым с развитием Интернета получило новую жизнь. В этой связи вопросы признания права быть забытым, определения сущности и форм реализации данного права представляют значительный интерес для доктрины международного права.
Цель состоит в изучении различных подходов становления и признания права быть забытым.
Задачи исследования заключаются в следующем: рассмотреть становление и развитие права быть забытым в практике европейских органов по защите данных; определить вклад Суда ЕС в международном признании права быть забытым; выявить основные формы признания данного права.
Методология. Статья выполнена на основе методов анализа, формально-юридического, системноправового, сравнительно-правового методов и метода толкования права.
Результаты. В ходе проведенной научной работы были определены различные подходы в понимании сущности и признания права быть забытым, выработано понимание о возможности закрепления данного права в качестве международного права, определена роль Суда ЕС в последующем признании и понимании права быть забытым.
Вывод. Вклад подавляющего большинства европейских органов по защите данных показывает, что они выступают за признание и разъяснение права быть забытым. Несмотря на признание Судом ЕС права быть забытым, тем не менее оно не стало международно-признанным правом человека, а стало лишь признанным правом в Европейском союзе и ряде отдельных государств. От установления правильного баланса между правом быть забытым и другими конкурирующими правами во многом будет зависеть то, сможет ли право быть забытым стать международным универсальным правом.
Актуальность. Учитывая многонациональный состав Российской Федерации, в ряде регионов которой огромную роль в регулировании социальных отношений играют этнические правовые обычаи и традиции, важнейшей задачей выступает их определение и формальная легитимация. Обычное право и правовая традиция выступают выражением национальной соционормативной системы, единство которой определяет правосознание и правовую культуру определенного этноса. В связи с этим доктринальное определение и соотношение понятий «обычное право», «правовой обычай», «правовая традиция» представляют собой актуальную теоретическую задачу.
Цель исследования состоит в анализе историографии по проблеме определения обычного права, правового обычая и правовой традиции.
Задачи исследования включают: выявление и анализ различных теорий обычного права, определение этнического правового обычая и этнической правовой традиции.
Методология исследования включает широкий спектр научных методов: теоретические, эмпирические, общелогические, обработки и интерпретации научных данных.
Результаты. Для традиционных обществ характерно единство соционормативной сферы (религии, морали и права). Правовая традиция выступает выражением национальной соционормативной системы, единство которой определяет правосознание и правовую культуру определенного этноса.
Вывод. Под этническим правовым обычаем следует понимать социальную норму, обязательная сила которой базируется на общественном представлении о нормальном и ненормальном.
Актуальность. Стремительное развитие государства и права, вызванное активными глобализационными процессами, информатизацией, цифровизацией и роботизацией большинства областей общественной жизни, проблемы и вызовы, привнесенные пандемией коронавируса, обусловливают необходимость переосмысления взаимоотношений личности, общества и государства, границ вмешательства государства в сферы жизнедеятельности общества. Указанные проблемы наиболее рельефно отражаются в либеральной идеологии и соответствующем политико-правовом течении, которое требует новых подходов к рассмотрению и оценке (в ретроспективном измерении) с учетом изменившихся обстоятельств.
Целью исследования является изучение отечественных государственно-правовых учений России второй половины XIX – начала ХХ века, программные положения которых были направлены на разработку либеральной идеи и либеральных принципов государственного строительства (правового государства).
Задачи: выявить основные особенности либеральных учений П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и Б. Н. Чичерина с учетом их приверженности принципам немецкой классической философии; определить специфику отечественных либеральных государственно-правовых учений XIX – начала ХХ века сквозь призму взаимоотношений личности, общества и государства.
Методология исследования основывается на применении комплекса всеобщих (диалектический подход), общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция, системный подход, исторический подход) и частнонаучных (статистический, юридико-герменевтический, контент-анализ) методов, позволивших объективно оценить либеральные государственно-правовые учения России рассматриваемого периода и их основные элементы.
Результаты. Рассмотрены либеральные государственно-правовые учения в дореволюционном юридическом дискурсе и процесс их концептуального становления, что стало следствием утвердившейся в западноевропейском правоведении либеральной теории.
Выводы. Российские либеральные государственно-правовые учения обрели очевидную национальную специфику, что способствовало прогрессивному развитию отечественной либеральной политикоправовой мысли; ключевые положения либерального государственно-правового учения выработались на рубеже XIX – ХХ столетий и в первую очередь были связаны с требованием реализации идеи о правовом государстве.
Актуальность. Построение эффективной модели взаимоотношений государства и общества является залогом стабильного, успешного развития и благополучия граждан. В современной России вопросам управления уделяется пристальное внимание. Поправки, внесенные в Конституцию в 2020 году, затронули отношения центра и периферии, включив местное самоуправление в единую систему публичной власти. 14 декабря 2021 года Государственной думой Российской Федерации принят закон о региональной публичной власти, предусматривающий совершенствование механизмов организации и взаимодействия органов публичной власти, действующих на территории субъектов (федеральных, региональных, муниципальных). Вводимые в законодательство изменения свидетельствуют о том, что поиск рациональной системы управления не прекращается и сегодня. В этой связи актуальным представляется изучение истории вопроса. В России наука о внутреннем управлении, именуемая в дальнейшем полицейским правом, зародилась в конце XVII века. В ходе ее развития на рубеже XIX-XX веков сформировалась теория общественного права, положения которой послужили предпосылками становления местного самоуправления в России.
Цель состоит в исследовании теории общественного права и ее значении в становлении местного самоуправления в России.
Задачи научной работы заключаются в следующем: охарактеризовать основные положения и специфические черты теории общественного права, продемонстрировать ее историческое значение.
Методология. В ходе проведения исследования использовался всеобщий метод – диалектический, общенаучные методы: синтез, анализ, дедукция, индукция; частнонаучные методы: сравнительный, исторический; специальный формально-юридический.
Результаты. В ходе проведенной работы охарактеризованы основные положения и специфические черты теории общественного права, продемонстрировано ее историческое значение.
Вывод. Теория общественного права явилась оригинальной и противопоставляемой классической идее об управлении обществом в воззрениях полицеистов. Идеи общественного права заложили основу для формирования местного самоуправления в России.
Актуальность. В последние годы для российской действительности характерно значительное возрастание интереса к советскому наследию. Государственная политика характеризуется активным использованием подобных тенденций при создании новых форм социального взаимодействия (юннаты, стройотрядовское движение, добровольчество, юнармия и т. д.). Подобная повестка может быть оценена неоднозначно, однако ее проявления актуализируют необходимость детального рассмотрения советских институтов и механизмов с точки зрения как положительного, так отрицательного опыта. Ударные комсомольские стройки являются одним из маркеров широкомасштабности мобилизационного движения в Советском государстве и представляют научный интерес не только с социально-экономических позиций, но и с юридической точки зрения.
Целью настоящей статьи является исследование института ударных комсомольских строек с точки зрения правовой регламентации и формирование дифференцированного перечня основных источников правового регулирования указанного явления.
Задачи исследования вытекают из цели статьи и заключаются в том, чтобы проанализировать правовое положение ударных комсомольских строек с учетом их комплексного институционального характера, выявить отраслевую принадлежность регулирующих норм, охарактеризовать соотношение правовых и неправовых нормативных регуляторов указанного явления.
Методология. Статья базируется на методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также историко-сравнительном, историко-правовом, формально-юридическом и формально-логическом методах.
Результаты. В ходе проведенного исследования были выявлены основные источники правового регулирования института ударных комсомольских строек, приведен их перечень, определена отраслевая принадлежность, а также разрешен вопрос о соотношении правовых и неправовых нормативных регуляторов с учетом особенностей советской системы права.
Вывод. Ударные комсомольские стройки, несмотря на длительный период существования, регламентировались достаточно фрагментарно. Тем не менее именно правовые нормы должны рассматриваться в качестве основополагающих источников регулирования, их отраслевое разнообразие подтверждает комплексный характер рассматриваемого института. Неправовые акты (в том числе документы ВЛКСМ) необходимо учитывать как вспомогательные, второстепенные регуляторы.
Актуальность. Понятийно-категориальный аппарат юриспруденции включает целый ряд понятий, определяющих исключения из общего правила – принципа правового равенства. Системообразующей категорией, определяющей право субъекта пользоваться дополнительным правом, выступает понятие «правовое преимущество». В понятийный ряд этой категории входят понятия: «правовая льгота», «правовая привилегия», «правовой иммунитет» и др. Наиболее спорным, вызывающим неоднозначные оценки и определения выступает понятие «привилегия», негативный смысл которой исторически связан с явлением, отражавшем социальное неравенство. Зарождение принципа равенства связано с постепенным отказом от системных привилегий (сословных, расовых, половых).
Цель исследования состоит в теоретико-правовом и историческом сопоставлении категорий «правовая привилегия» и «правовая льгота».
Задачи исследования включают: сравнение юридических понятий «привилегия» и «льгота», определение процесса их генезиса, выделение признаков, опровергающих их тождественность.
Методология статьи включала методы, традиционно применяемые при проведении теоретикоправового исследования: общенаучные (диалектический, логический, системно-структурный; частнонаучные (исторический, статистический, аксиологический) и специальные (сравнительно-правовой и формально-юридический).
Результаты. Проведенное исследование показало, что правовые льготы и привилегии изначально выступают правомерными нормативными исключениями из общеправового принципа равенства, что не свидетельствует об их юридической тождественности.
Вывод. Эволюция привилегий шла по пути постепенного отказа от системных преимуществ к привилегиям, основанным преимущественно на служебном статусе. Льготы изначально предназначались для облегчения положения социально незащищенного населения, их функциональная роль с течением времени расширилась, но существенно не изменилось.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Актуальность. Цифровые финансовые активы обозначены в нормах российского права как особый сегмент цифровых прав. В настоящее время нормативная база, регламентирующая оборот цифровых финансовых активов, находится в стадии становления, а законодательство, регламентирующее общественные отношения, возникающие относительно этого явления, характеризуется несовершенством и противоречивостью.
Целью исследования является разработка теоретических положений, способствующих уяснению специфики гражданско-правового оборота прав, относимых российским законодателем к категории цифровых финансовых активов, определение структуры такого оборота для использования полученных результатов в разработке норм, регламентирующих правоотношения, опосредованные электронновиртуальной средой.
Задачи: выявить необходимые условия участия субъектов права в обороте цифровых финансовых активов; определить элементы оборота цифровых финансовых активов; обозначить направления дальнейшего развития правового регулирования рассматриваемых вопросов.
Методология. При написании работы использовались методы анализа и синтеза, системный метод, формально-юридический метод и метод толкования норм права.
Результаты. Автором утверждается, что для того, чтобы стать субъектом оборота прав, удостоверенных по конструкции цифровых финансовых активов, лицу необходимо: во-первых, обладать правом пользования аппаратно-программным комплексом (компьютером и (или) смартфоном с каналом интернет-связи), обеспечивающим персональный доступ и работу в соответствующей информационной системе; а во-вторых, иметь уникальный код для обеспечения персонализации себя как участника информационного взаимодействия. Это в совокупности является обязательным признаком его гражданскоцифровой сделкоспособности. Предлагается пятиэлементная структура гражданско-правового оборота прав, удостоверенных по конструкции цифровых финансовых активов.
Выводы. Использование цифровых технологий, опосредующих фиксацию имущественных прав, их принадлежность определенному участнику гражданского оборота будет неуклонно расширяться. Предлагаемая автором структура гражданско-правового оборота цифровых финансовых активов может рассматриваться в качестве основы для разработки правил обмена цифровых финансовых активов и совершенствования российского законодательства.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
Актуальность. В 2020 году в Конституцию Российской Федерации был внесён ряд изменений. Вопрос об их влиянии на отечественную систему права, а также правоприменительную практику неоднократно поднимался в научном сообществе. Авторы анализируют новые положения части 5 статьи 75 Конституции в её взаимосвязи с отдельными положениями Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение социально-экономических прав граждан.
Цель исследования: выявить особенности влияния изменений, внесённых в статью 75 Конституции Российской Федерации, на оценку степени общественной опасности преступлений, где объектом посягательства является право на справедливую оплату труда, а также на квалификацию деяний с признаками таких преступлений.
Задачи: изучение сложившейся судебной практики, оценка значимости изменений, внесённых в статью 75 Конституции Российской Федерации, для применения статей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались как общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, наблюдение, индукция и дедукция), так и методы юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Результаты исследования отличают сочетание прикладного и теоретического характера. Оно способствует решению ряда проблем правоприменительной практики, а также осмыслению связи Конституции Российской Федерации с уголовным законом, решению проблем конкуренции правовых норм.
Выводы. Проведённое исследование позволяет утверждать, что право на справедливую оплату труда стало более значимым с точки зрения Конституции Российской Федерации. Нарушение этого права позволяет считать его существенным и вменять в вину как последствие из статей 201, 285, 286, 330 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом такая позиция Основного Закона высвечивает недооценку степени общественной опасности в статье 1451 УК РФ. Названная норма является специальной по отношению к статьям 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, однако оказалась привилегированной, менее наказуемой.
Актуальность. Транспорт относится к ключевому сегменту российской экономики, составной частью производственной инфраструктуры, поэтому его развитие служит залогом успешного функционирования всей экономической конъюнктуры, что имеет прямое выражение относительно финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности любой страны. Специфика и важность правовых отношений, возникающих в транспортной отрасли, обусловливает актуальность настоящего исследования, ввиду ее уязвимости к преступным посягательствам, что создает угрозу национальной безопасности и отдельным охраняемым законом интересам личности, общества и государства. Данная статья посвящена исследованию исторических аспектов становления отечественного законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, как одной из актуальных проблем, непрерывно усугубляемых развитием научно-технического прогресса.
Целью исследования стало установление возможных закономерных связей между правовыми институтами ответственности и развитием транспортной инфраструктуры.
Задача: сравнительно-правовой анализ исторического развития транспортной отрасли периода конца XVII в. до настоящего времени.
Методология основана на использовании как общенаучных, так и частно-научных методов научного познания.
Результатом исследования стало выявление закономерной связи между развитием транспортных путей и сообщений и правом, а также невозможностью последнего следовать на опережение преступным посягательствам.
Выводы. Автор пришел к выводу о необходимости разработки таких законодательных «алгоритмов», которые позволят не только разрешить имеющиеся современные вопросы квалификации преступных форм поведения в рассматриваемой отрасли, но и определить стратегию предупредительного воздействия на них. Основу таких алгоритмов необходимо закладывать в проведении современных научных исследований, носящих не унифицированный характер, а преимущественно междисциплинарный формат.
Актуальность. Анализ правоприменительной практики и уголовно-правовой теории относительно толкования признаков субъекта преступления, предусмотренного статьей 216 Уголовного кодекса Российской Федерации, показывает, что существуют проблемы отнесения к нему лиц, которые не наделены обязанностью осуществлять организацию или обеспечивать соблюдение, а также соблюдать правила безопасности при ведении работ повышенной опасности (ненадлежащий субъект). На примерах следственно-судебной практики рассмотрены основные сложности квалификации нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ, препятствующие изобличению виновных. Неверная квалификация содеянного не субъектами указанного деяния влечет нарушение принципов вины и справедливости, для чего требуется разработка разъяснений по уголовно-правовой оценке подобных случаев.
Целью исследования является уточнение теоретических представлений о субъекте нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ.
Задачи: изучение положений следственно-судебной практики, руководящих разъяснений Пленума.
Верховного Суда РФ; выявление проблем квалификации по субъекту; формулирование предложений по их разрешению.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция и дедукция), так и методы юридической науки (формально-юридический, системно-структурный и другие).
Результаты исследования заключаются в разработке определения и признаков субъекта преступления по статье 216 Уголовного кодекса Российской Федерации, дается его классификация по группам. Она позволяет добиться единообразного правоприменения посредством установления точных признаков виновного. Самостоятельно для правоприменителя сформулированы выводы и предложения по квалификации нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ.
Вывод. Проведенное исследование позволяет утверждать о совершении нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ только специальным субъектом, обязанным соблюдать соответствующие правила безопасности, либо организовать или обеспечить их соблюдение другими лицами.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Актуальность настоящей статьи обусловлена отсутствием законодательного определения понятия и признаков малозначительности административно-правового деликта, в связи с чем судьям предоставлены широкие дискреционные полномочия по наделению общественно опасных деяний признаками малозначительности и определению степени вреда, наносимого правонарушением охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем анализ правоприменительной практики показал, что этот законодательный пробел приводит к принятию противоречивых и порой противоположных друг другу судебных решений.
Целью исследования является определение признаков и понятия малозначительности незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также определение степени вреда, наносимого административным правонарушением охраняемым общественным отношениям, для признания деяния малозначительным.
Задачи: изучение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части регламентации понятия малозначительности незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и определения ее признаков; анализ правоприменительной практики и научных точек зрения, определяющих признаки малозначительного незаконного перемещения товаров; выработка предложений по совершенствованию законодательства РФ об административных правонарушениях в данной части.
Методология. В данном исследовании применен диалектический метод познания, представляющий собой совокупность общенаучных и частно-научных методов.
Результаты. Автором выработаны предложения по определению понятия и признаков малозначительности административно-правового незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Выводы. Проведенное исследование позволило утверждать о необходимости определения признаков малозначительности, а также степени вреда, наносимого правонарушением охраняемым общественным отношениям, через призму совокупности всех элементов состава незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС как административного проступка.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Актуальность темы исследования обоснована необходимостью оценки теоретико-методологического инструментария анализа структуры, сущности и содержания современной государственной аграрной политики в связи с активными процессами развития аграрного сектора экономики России вследствие введения в 2014-2015 годах экономических санкций против Российской Федерации, а также в связи с изменениями, предусмотренными Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в новом паспорте научных специальностей, предусматривающем исследования отраслевой государственной политики.
Цель исследования – анализ и обобщение научных результатов, полученных российскими учеными в сфере политической науки за весь период ее тридцатилетнего развития в части разработки категорий, связанных с категорией «Государственная аграрная политика», уточняющих ее сущность и содержание, направления и структуру и т.д., а также развитие методологического инструментария политологических исследований в аграрной сфере. Иными словами, государственная аграрная политика как объект современных политологических исследований.
Задачами исследования стали: обоснование актуальности анализа современного состояния разработок в российской политической науке по совершенствованию категорий, связанных с категорией «государственная аграрная политика»; анализ состояния разработок в российской политической науке по совершенствованию категорий, связанных с категорией «государственная аграрная политика»; анализ состояния развития методологического инструментария политологических исследований государственной аграрной политики; формирование выводов по результатам исследования.
Методология научного исследования сфокусирована исключительно на использовании научных результатов, полученных учеными политической сферы за весь период развития современной политической науки в России. Тем самым предполагается получение полного представления роли российской политической науки в развитии исследований отраслевой государственной политики, государственной аграрной политики. Также при подготовке статьи использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации.
Результатом исследования стало формирование комплексного представления о состоянии политологических аграрных исследований в современной российской политической науке.
Вывод. Государственная аграрная политика как объект политологического анализа не приобрела необходимый научный интерес у политологического исследовательского сообщества в России.
Актуальность. Приход к власти запрещенного в Российской Федерации исламистского радикального движения «Талибан» в Афганистане в августе 2021 года стал серьезным поводом для обсуждения мировым сообществом проблем формирования в стране «инклюзивного правительства». Трансформация политического режима обусловливает решение весьма непростых задач для политических лидеров Афганистана: во-первых, сформировать национальное правительство в стране; во-вторых, разработать действенные механизмы управления современной финансово-экономической политикой и т.д. Данная проблема является актуальной в связи с тем, что решение афганского вопроса затрагивает национальную безопасность как стран Центральной Азии, так и России.
Цель исследования состоит в комплексном анализе факторов, которые послужили становлению и развитию движения «Талибан» на территории Афганистана, а также выявлении актуальных проблем формирования в стране «инклюзивного правительства».
Задачами исследования стали: обоснование условий смены власти в Афганистане и выявление идеологических противоречий у этнополитических сил страны; анализ геополитических интересов ведущих стран мира, а также Евросоюза по поводу смены правительства в Афганистане и установления власти движения «Талибан»; определение эффективных условий обеспечения международной безопасности в решении афганского вопроса, как на международном, так и на региональном уровне.
Методология. Исследование проводилось с опорой на общенаучные и прикладные методы научного познания, в том числе структурно-функциональный и сравнительный методы, системный анализ.
Результаты. Наиболее важные аспекты, раскрывающие структурно-функциональную характеристику высшей власти, созданной талибами в провозглашенном ими Исламском эмирате Афганистан, указывает на ее теократические основы. Афганский вопрос необходимо решать как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Выводы. Оценка геополитических интересов мировых игроков по поводу смены правительства в Афганистане показала, что в целом международные акторы готовы к диалогу с талибами по вопросам международного признания и легитимности общенационального афганского правительства.
Актуальность. В политической науке постепенно набирает обороты новый предмет научных исследований – государственная политика развития искусственного интеллекта. Отправной точкой для них стало закрепление в Российской Федерации Указом Президента России Стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Однако данные исследования носят пока достаточно разрозненный и единичный характер. Между тем фактор стремительности развития современных ИКТ, цифровых и мобильных технологий, широко используемых в информационной сфере государства и общества, накладывает на политологическое сообщество определенную ответственность на мобильность оценки, включая в том числе прогнозную оценку состояния политики России в области развития искусственного интеллекта. Несомненную ценность приобретают также и сравнительные политологические исследования, связанные с исследованием опыта передовых в цифровом развитии стран мира.
Цель исследования состоит в определении актуальных, политико-стратегических проблем политики России в области развития искусственного интеллекта.
Задачи исследования состоят в определении степени разработанности политики Российской Федерации в области развития искусственного интеллекта как предмета исследования, основных, актуальных проблем реализации данной политики с учетом национальных интересов и стратегии развития.
Методология исследования включает в себя общенаучные методы анализа и синтеза научной информации и метод политической науки – политологический анализ.
Результаты. Определены основные проблемы развития политики в области искусственного интеллекта в нашей стране через призму защиты национальных интересов страны, российского общества и личности в условиях беспрецедентного уровня и скорости развития технологий.
Вывод. Необходимость постоянной аналитической поддержки реализации политики государства в области развития искусственного интеллекта.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность. Статья раскрывает персональный состав Особого комитета при Министерстве финансов, учрежденного для проектирования винной реформы, его роль в определении нового курса в отношении питей. Данный исторический сюжет мало освещен в научных изданиях, потому обладает безусловной новизной. Нынешний этап модернизации алкогольного рынка требует поиска успешных практик алкогольной реформации в истории России, что придает исследованию особую актуальность и значимость.
Цель – осветить состав Особого комитета при Министерстве финансов и его вклад в разработку винной реформы 1863 года.
Задачи: дать характеристику членам Особого комитета; оценить итоговый документ; объяснить, почему дело о винной реформе передано из Министерства финансов в Департамент государственной экономии Государственного Совета.
Методология. Решение исследовательских задач было осуществлено на принципах историзма, научной объективности и системности. Свое применение в работе нашли и такие методы, как антропологический, сравнительный, синхронный.
Результаты. 8 августа 1858 года Александр II учредил при Министерстве финансов Особый комитет для выработки альтернативной откупам питейной системы. В состав Особого комитета, руководимого министром финансов А. М. Княжевичем, вошли директор Департамента разных податей и сборов Ф. Л. Переверзев, вице-директор Я. И. Голубев, а также члены Совета министра финансов Б. Е. Прутченко и А. И. Новицкий. Все высокие чиновники имели опыт работы с откупами, знали их достоинства и недостатки. Потратив немало времени на обсуждение, предложить достойной замены откупному порядку они так и не смогли. Итогом работы Особого комитета при Министерстве финансов стала записка с предложением некой «переходной системы», которая по условиям функционирования мало чем отличалась от откупов.
Вывод. Вся предшествовавшая служебная деятельность членов Особого комитета укоренила в них страх перед переменами. Ничего, кроме «переходной системы», комитет А. М. Княжевича не предложил. «Модная» акцизная система была отвергнута «реформаторами», что оправдывалось попечением о финансовом благополучии России. Дело о винной реформе было передано в Департамент государственной экономии Государственного Совета под патронаж А. П. Заблоцкого-Десятовского.
Актуальность. Обращение к гастрольной деятельности театров Урала в период позднего социализма продиктовано кризисным состоянием современного общества, в духовной культуре которого заметно обозначилась тенденция снижения эстетических вкусов и смены эстетических ориентиров. Исторический опыт трансляции художественных ценностей среди сельского населения, присущий театральным коллективам в советскую эпоху, может быть полезным при обеспечении основ духовной безопасности сегодня, приобщения различных социальных слоев населения к высокому профессиональному искусству.
Целью исследования является изучение практического опыта сельской гастрольной деятельности театров Урала в условиях директивного управления сферой культуры в 1964–1985 годах.
Задачи. Опираясь на архивный региональный источниковый материал, в статье формулируются задачи: охарактеризовать объемы театрального обслуживания села; изучить новые формы и способы гастрольной работы театральных коллективов Урала в сельской местности; выявить существенные признаки гастрольной практики на селе в региональных масштабах.
Методология. Методологической основой исследования являются системно-исторический подход, сравнительно-исторический и системный методы, а также ретроспективный метод в синергии с универсальными логическими методами – анализа, синтеза, сравнения и моделирования.
Результаты. Гастрольная деятельность осуществлялась в соответствии с идеологизированной политикой партии, за счет государственного финансирования и была обоснована как в идеологическом, так и общекультурном планах, что позволяло развивать это социально значимое театральное явление. В поздний советский период на Урале фиксируется увеличение объемов, количественных и качественных показателей сельских гастролей профессиональных театров. Расширяется география гастрольных турне уральских театров.
Вывод. Гастрольные практики позволяли театрам вести огромную работу по пропаганде лучших произведений театрального искусства сельскому зрителю, живущему территориально удаленно от учреждений профессионального искусства. Партийно-государственная политика обозначила театрам четкие границы их деятельности, как в идеологическом, так и в производственном плане, при этом поощряя и финансируя сельские гастроли.
Актуальность статьи состоит в том, что рассматривается история участия представителей художественной интеллигенции в организации общедоступных мероприятий для горожан Байкальской Сибири во второй половине XIX – начале XX века. Работа позволяет изучить с разных сторон основные этапы проведения коллекционерами художественных мероприятий (от составления планов до реализации проектов). Исследование определило то, что собиратели редких предметов поддерживали жителей в процессе создания общедоступных выставочных пространств.
Цель работы – по выявленным архивным материалам представить историю участия представителей художественной интеллигенции в организации мероприятий для горожан Байкальской Сибири во второй половине XIX – начале XX века.
Задачи исследования определены следующие: проанализировать документы Государственного архива Иркутской области, Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева о жизни и деятельности коллекционеров, проведении художественных мероприятий; определить проблемы, с которыми сталкивались организаторы данных событий.
Методология. Исследование придерживается принципов историзма, системности и научной объективности. Применяются такие методы, как историко-генетический и проблемно-хронологический.
Результаты. В работе по выявленным документам из Государственного архива Иркутской области и Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева реконструируется история участия коллекционеров в художественных событиях Байкальской Сибири второй половины XIX – начала XX века. Доказано то, что активная работа собирателей и ценителей редких предметов искусства влияла на деятельность творческих организаций и процесс создания музеев и галерей.
Выводы. Работа представила основные направления деятельности разных представителей художественной интеллигенции по приобщению жителей Байкальской Сибири к предметам искусства во второй половине XIX – начале XX века. В исследовании выявлены и проанализированы исторические источники из архивов, что позволяет восстановить историю участия коллекционеров региона в работе творческих объединений.
Актуальность. Исследуя общественно-политические настроения в России в предреволюционные годы, важно понимать, что в этот период времени большую часть населения составляло крестьянство, поэтому для формирования общего представления об особенностях развития общественно-политического сознания в России во второй половине XIX – начале XX века необходимо определить: как в сельской местности относились к верховной власти, курсу реализуемой ею политики; каким образом крестьянство выражало свои недовольства и как эти недовольства оценивало правительство страны. При этом особое внимание следует уделить анализу региональных, особо уникальных архивных материалов, поскольку об общегосударственных тенденциях развития общественно-политического сознания в рассматриваемый период и их взаимосвязи с развитием предреволюционной ситуации в стране можно судить, основываясь на изучении данных материалов. Вследствие чего исследование общественно-политических настроений курского крестьянства в обозначенный период представляется актуальным.
Цель научной статьи – исследование общественно-политических настроений крестьянства в Курской губернии во второй половине XIX – начале XX века.
Задачи научного исследования: определить, какие проблемы больше всего волновали курское крестьянство в рассматриваемый период; как крестьяне относились к верховной власти; каким образом выражали своё недовольство и как это влияло на развитие предреволюционной ситуации в Курской губернии.
Методология. В процессе работы использовались методы: логический, исторический, хронологический, метод синтеза и анализа, обобщения и систематизации.
Результаты исследования отличает оригинальность, поскольку большинство архивных источников, используемых для написания работы, были введены в научный оборот впервые. Они могут стать базой для дальнейшего изучения указанной проблемы, новых теоретических обобщений результатов научных изысканий.
Вывод. Во второй половине XIX – начале XX века курские крестьяне активно распространяли запрещённую литературу, изготавливали листовки, брошюры с политически опасным содержанием, выражали своё недовольство реализуемым правительством и лично императором внутриполитическим курсом через оскорбление монарха, членов царской семьи. При этом в основном крестьян волновал земельный вопрос, в связи с чем эта категория населения и проявляла подобную политическую «активность».
Актуальность. В статье поднимается проблема изучения истории российского флота в XIX – начале XX века. В начале XIX века, несмотря на более столетнее существование российского военно-морского флота, практически отсутствовали труды по его истории, когда имеющиеся работы по этой теме во многом носили публицистический характер. Надо отметить, что чисто исследовательская деятельность истории русского флота началась в 20-е годы XIX века, а систематические работы по военно-морской истории России, основанные на научном подходе, появились только во второй половине XIX века. При этом концептуально военно-морская историография теоретически была оформлена только в начале XX века.
Цель статьи: исследовать развитие российской военно-морской историографии в XIX – начале XX века.
Задачи: рассмотреть деятельность авторов первых исследовательских работ по истории русского флота в 20-е годы XIX века; изучить научную деятельность по сбору неопубликованных источников и публикацию на основе архивных материалов системных работ по истории военно-морского флота России во второй половине XIX века.
Методология. В работе использовались традиционные и общенаучные методы вместе с историко-сравнительным и биографическими подходами при изучении деятельности военно-морских историков.
Результаты. В исследовании показана обстоятельная работа, проделанная отечественными историками по изучению военно-морской истории. Фактически, результатом работы по изучению истории русского флота стало формирование научно-философской концепции истории.
Выводы статьи содержат мнение об окончательном формировании к началу XX века отечественной военно-морской историографии. Исторические труды по российскому военно-морскому флоту остаются актуальными в настоящее время.
Актуальность. На современном этапе международных гуманитарных отношений Российской Федерации и Республики Таджикистан существует ряд вопросов, исследованных в недостаточной степени, в частности в сфере сотрудничества в сфере высшего образования и науки. Анализ позитивного опыта взаимоотношений между странами в данной сфере позволит найти оптимальное решение возникающим сегодня проблемам.
Цель настоящей статьи состоит в изучении истории развития образовательного и научно-технического сотрудничества между Россией и Таджикистаном после 1991 года.
Задачи исследования: проанализировать договоры и соглашения, заключенные между странами в исследуемый период; изучить материалы, содержащие информацию об особенностях организации процесса подготовки квалифицированных кадров для Таджикистана в российских вузах; выявить степень эффективности межгосударственного сотрудничества в образовательной и научно-технической сфере в период 1991–2020 годов; изучить усилия стран в популяризации изучения русского языка в Таджикистане.
Методология. Источниковая база исследования включает опубликованные (соглашения, законодательные акты, сборники документов, научные труды, интернет-ресурсы) и архивные материалы. В работе использованы общенаучные методы синтеза и анализа информации, а также методы, характерные для исторических исследований: сравнительно-исторический и историко-правовой.
Результаты. Исследование показало, что на современном этапе гуманитарные отношения между Россией и Таджикистаном, основанные на положительном опыте советского периода, развиваются динамично. Изучение заключенных межгосударственных документов позволило выявить степень эффективности сотрудничества между странами.
Вывод. Результаты, полученные в исследовании, могут выступать базой для изучения проблемы организации и дальнейшего развития межгосударственных связей России и Таджикистана в сфере высшего образования и науки с учетом исторического опыта.