Практика театральной гастрольной деятельности в сельской местности в контексте социального функционирования регионального театра в 1964–1985 годах
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-1-194-203
Аннотация
Актуальность. Обращение к гастрольной деятельности театров Урала в период позднего социализма продиктовано кризисным состоянием современного общества, в духовной культуре которого заметно обозначилась тенденция снижения эстетических вкусов и смены эстетических ориентиров. Исторический опыт трансляции художественных ценностей среди сельского населения, присущий театральным коллективам в советскую эпоху, может быть полезным при обеспечении основ духовной безопасности сегодня, приобщения различных социальных слоев населения к высокому профессиональному искусству.
Целью исследования является изучение практического опыта сельской гастрольной деятельности театров Урала в условиях директивного управления сферой культуры в 1964–1985 годах.
Задачи. Опираясь на архивный региональный источниковый материал, в статье формулируются задачи: охарактеризовать объемы театрального обслуживания села; изучить новые формы и способы гастрольной работы театральных коллективов Урала в сельской местности; выявить существенные признаки гастрольной практики на селе в региональных масштабах.
Методология. Методологической основой исследования являются системно-исторический подход, сравнительно-исторический и системный методы, а также ретроспективный метод в синергии с универсальными логическими методами – анализа, синтеза, сравнения и моделирования.
Результаты. Гастрольная деятельность осуществлялась в соответствии с идеологизированной политикой партии, за счет государственного финансирования и была обоснована как в идеологическом, так и общекультурном планах, что позволяло развивать это социально значимое театральное явление. В поздний советский период на Урале фиксируется увеличение объемов, количественных и качественных показателей сельских гастролей профессиональных театров. Расширяется география гастрольных турне уральских театров.
Вывод. Гастрольные практики позволяли театрам вести огромную работу по пропаганде лучших произведений театрального искусства сельскому зрителю, живущему территориально удаленно от учреждений профессионального искусства. Партийно-государственная политика обозначила театрам четкие границы их деятельности, как в идеологическом, так и в производственном плане, при этом поощряя и финансируя сельские гастроли.
Об авторе
С. А. ЗаельскаяРоссия
Заельская Светлана Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания
ул. Советская 14, г. Оренбург 460014
Список литературы
1. Искендеров М. Э. Организация досуга сельских жителей в 60–70-е гг. XX в. // Вестник института ИАЭ. 2016. № 1. С. 78–81.
2. Сыздыкова Ж. С., Досова Б.А. Политика советской власти по организации досуга граждан в 1950–1960 гг. (на материалах Центрального Казахстана) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9, № 5(50). С. 566–572.
3. Крыловская И. И. Репертуарная политика и проблема отчётности в Хабаровском краевом театре музыкальной комедии // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: материалы XXIII научной конференции с международным участием. Владивосток: Дальнаука, 2017. С. 282–288.
4. Троякова Ю. К. Особенности работы партийных органов Хакасии по осуществлению театральной политики в 1980–1991 гг. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 4, т. 1. С. 36–41.
5. Тузова О. В. Музыкальная культура Поволжья в конце 1930-х – первой половине 1940-х гг.: монография. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2020. 348 с.
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 12: 1975–1977. Изд. 8-е, доп. М.: Политиздат, 1978. 605 с.
7. История культуры Башкортостана. Вып. 5. Культурная жизнь в Башкортостане: сборник документов и материалов. 1960–1994 гг. Уфа: Гилем, 1995. 330 с.
8. ЦГАУР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики). Ф. Р-1105. Оп. 2. Д. 56.
9. Ванюков Д. А. Эпоха застоя. М.: Мир книги, 2008. 240 с.
10. ГАПК (Государственный архив Пермского края). Ф. Р-1680. Оп. 1. Д. 14.
11. ОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской области). Ф. 1632. Оп. 1. Д. 47.
12. ГАСО (Государственный архив Свердловской области). Ф. Р-240. Оп. 1. Д. 645.
13. ОГАОО (Объединенный государственный архив Оренбургской области). Ф. 2568. Оп. 1. Д. 1113.
14. ЦГАУР. Ф. Р-1490. Оп. 1. Д. 314.
15. ЦДООСО (Центр документации общественных организаций Свердловской области). Ф. 4. Оп. 98. Д. 313.
16. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 83. Д. 29.
17. ЦДООСО. Ф. 334. Оп. 1. Д. 22.
18. ГАСО. Ф. Р-2354. Оп. 1. Д. 982.
19. ПГАНИ (Пермский государственный архив новейшей истории). Ф. 8197. Оп. 1. Д. 553.
20. ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 856.
21. НАРБ (Национальный архив Республики Башкортостан). Ф. Р-1910. Оп. 2. Д. 330.
22. Заельская С. А. Основные направления деятельности профессиональных театров Урала по культурному обслуживанию сельского зрителя в 1970-е гг. // Государственная власть и крестьянство в ХIХ – начале ХХI века: сборник статей /отв. ред. и сост. В. В. Кондрашин, А. И. Шевельков. М.: Институт истории РАН, 2020. С. 303–308
23. ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 195. Д. 268.
Рецензия
Для цитирования:
Заельская С.А. Практика театральной гастрольной деятельности в сельской местности в контексте социального функционирования регионального театра в 1964–1985 годах. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(1):194-203. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-1-194-203
For citation:
Zaelskaya S.A. The Practice of Theatrical Touring Activities in Rural Areas in the Context of the Social Functioning of the Regional Theater in 1964–1985. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(1):194-203. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-1-194-203