Динамика сети учебных заведений и контингента учащихся системы государственных трудовых резервов Чкаловской области в первые послевоенные годы (1945–1947)
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-177-191
Аннотация
Актуальность изучения динамики сети учебных заведений и контингента учащихся системы государственных трудовых резервов Чкаловской области в первые послевоенные годы имеет практическое и научно-познавательное значение, поскольку исследование указанной темы раскрывает региональный аспект развития системы профессионального образования, основной целью которой выступало массовое обеспечение народного хозяйства СССР квалифицированными рабочими кадрами в тяжелейший период восстановления и развития страны после окончания тотальной войны.
Цель исследования заключается в изучении динамики сети учебных заведений и контингента учащихся системы государственных трудовых резервов Чкаловской области в первые послевоенные годы как научной проблемы.
Задачи вытекают из поставленной цели исследования и заключаются в системном анализе динамики сети учебных заведений и контингента учащихся системы государственных трудовых резервов Чкаловской области в первые послевоенные годы.
Методология представленной работы базируется на следовании принципам историзма, системности и объективности. Кроме того, использовались специальные исторические методы: историкосравнительный, историко-правовой.
Результаты. В первые послевоенные годы система государственных трудовых резервов стала одним из основных механизмов пополнения рабочего класса СССР, выпуск молодых рабочих из ремесленных училищ, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения имел государственное значение.
Вывод. В течение первых послевоенных лет сеть учебных заведений и контингент учащихся системы государственных трудовых резервов Чкаловской области имели положительную динамику. Значительно укрупнилось общее количество училищ и школ ФЗО, серьезно вырос общий контингент учащихся. В первую очередь происходило наращивание школ ФЗО, поскольку данный тип учебного заведения был рассчитан на массовую подготовку молодых рабочих кадров в сравнительно небольшие сроки – 6 месяцев. Распределение училищ и школ ФЗО по территории Чкаловской области происходило исходя их местоположения базового предприятия для учебных заведений.
Об авторе
Д. Р. ХисамутдиновРоссия
Хисамутдинов Динар Рамилевич, аспирант исторического факультета
ул. Советская, д. 19, г. Оренбург 460014
Список литературы
1. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил : стат. исслед. / [Г. Ф. Кривошеев и др.]; под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 607 с.
2. История советского рабочего класса: в 6 т. Т. 4: Рабочий класс СССР в годы упрочения и развития социалистического общества, 1945–1960 гг. / [В. Б. Тельпуховский и др.]; редкол.: В. Б. Тельпуховский (отв. ред.) [и др.]. М.: Наука, 1987. 519 с.
3. Развитие советской экономики: [стат. материалы] / сост. науч. сотрудник Кабинета соц.-эконом. наук Д. Г. Кузьменко; под ред. д-ра эконом. наук проф. Л. М. Гатовского; Высш. парт. школа при ЦК ВКП(б). М.: Тип. Высш. парт. школы при ЦК ВКП(б), 1946. 166 с.
4. Павленко Г. К. Трудовые резервы – резервы тыла в годы Великой Отечественной войны // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 2 (22). С. 125–131.
5. Выйкин Н. А. Исторический опыт регулирования советским государством развития системы начального профессионального образования в 1940–1990-х годах // Вестник Чувашского университета. 2017. № 4. С. 62–71.
6. Хисамутдинова Р. Р., Хисамутдинов Д. Р. Реализация государственной политики призыва молодежи в систему трудовых резервов в период четвертой пятилетки на территории Урала (1946–1950 гг.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2022. № 1 (41). С. 168–184.
7. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: в 5 т.: сб. док. за 50 лет. Т. 3: 1941–1952 гг. / сост. К. У. Черненко, М. С. Смиртюков. М.: Политиздат, 1968. 754 с.
8. Федорова А. В. Промышленное развитие Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 1. С. 99–105.
9. ОГАОО (Объединенный государственный архив Оренбургской области). Ф. 2458. Оп. 1. Д. 22.
10. ОГАОО. Ф. 2458. Оп. 1. Д. 27.
11. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 9507. Оп. 2. Д. 452.
12. Хисамутдинов Д. Р. Учебные заведения системы Государственных трудовых резервов в 1946 г. на Южном Урале: призыв, сеть и контингент, выпуск учащихся // Гасырлар авазы – Эхо веков Echo of centuries. 2022. № 2. C. 78–88.
13. Хисамутдинов Р. Р. Создание системы государственных трудовых резервов и ее развитие в годы Великой Отечественной войны на Южном Урале (1940–1945 гг.): монография. Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2004. 177 с.
14. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 10. Д. 477.
15. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 12. Д. 914.
16. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 10. Д. 478.
17. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 10. Д. 441.
18. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 11. Д. 597.
19. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 11. Д. 211.
20. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 13. Д. 910.
Рецензия
Для цитирования:
Хисамутдинов Д.Р. Динамика сети учебных заведений и контингента учащихся системы государственных трудовых резервов Чкаловской области в первые послевоенные годы (1945–1947). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(1):177-191. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-177-191
For citation:
Khisamutdinov D.R. Dynamics of the Network of Educational Institutions and the Contingent of Students of the System of State Labor Reserves of the Chkalov Region in the First Post–War Years (1945–1947). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(1):177-191. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-1-177-191