Функционирование традиционной православной культуры в СССР 1940–1980-х годов как историографическая проблема: ключевые вопросы и возможные пути их решения
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью научного осмысления эволюции традиционного конфессионального мировоззрения и соответствующих практик в эпоху советского модерна, а также необходимостью вписать историю православной культуры в общий контекст духовной истории СССР.
Цель исследования – выявление особенностей актуальной историографической ситуации и перспектив исследовательского поиска в области изучения религиозного поведения православных граждан СССР послевоенного периода.
Задачи: анализ специфики изучения конфессиональных процессов в СССР в советской и постсоветской историографии; выявление ключевых вопросов, стоящих перед современной гуманитарной наукой в указанной сфере; выделение перспективных направлений дальнейшего исследования процессов функционирования и воспроизводства православной культуры в СССР.
Методология. В ходе исследования поставленных в статье проблем использовались историко-генетический и сравнительно-исторический методы, а также метод перспективного анализа.
Результаты. В работе показано, что популярность «религиозной» проблематики в постсоветский период предопределила большое количество трудов по тематике государственно-церковных отношений, привлекла внимание исследователей ко множеству отдельных эпизодов церковной истории XX века. В то же время эволюция православной культуры в недрах советского общества практически не становилась предметом самостоятельных исследований у специалистов в области церковного прошлого, будучи затрагиваема преимущественно в контексте «институциональной истории». Важными проблемами современной гуманитарной науки в указанной сфере являются сохранение установки на противопоставление «советского мира» и православных традиций, а также отсутствие объемных работ, посвященных динамике конфессиональных процессов в СССР.
Выводы. В статье делается вывод о том, что перед современной гуманитарной наукой стоит задача полноценного включения истории православной культуры в историю повседневной жизни советского общества. Ее успешное решение возможно в рамках междисциплинарного научного поиска, сочетающего в себе элементы конкретно-исторического, историко-антропологического, культурно-антропологического и социально-философского исследования.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. АпанасенокРоссия
Апанасенок Александр Вячеславович, доктор исторических наук, доцент, проректор по науке и международным связям
ул. Маяковского 85, г. Курск 305090
И. С. Пудякова
Россия
Пудякова Ирина Сергеевна, кандидат географических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
ул. Маяковского 85, г. Курск 305090
Список литературы
1. Поспеловский Д. В. Русская Православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.
2. Рар Г. Плененная Церковь: очерк развития взаимоотношений между Церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954. 275 с.
3. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. 5027.
4. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен. М.: Мысль, 1973. 144 с.
5. Русское православие: вехи истории / под ред. А. И. Клибанова. М.: Политиздат, 1989. 719 с.
6. Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: ЦИНО, 2002. 310 с.
7. Одинцов М. И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма, 1917–1953 гг. М.: РОССПЭН, 2014. 421 с.
8. Чистяков П. Г. Почитание местных святынь в советское время: паломничество к источнику в Курской Коренной пустыни в 1940–1950-е гг. // Религиоведение. 2006. №1. С. 38–50.
9. Хун У. С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3/4. С. 232–256.
10. Лебина Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 483 с.
11. Шлихта Н. В. «Православный» и «советский»: к вопросу об идентичности верующих советских граждан (1940-е – начало 1970-х гг.) // Антропологический форум. 2012. № 23. С. 82–107.
12. Воробьева Н. В. Конструирование «советской» идентичности в автобиографиях омских архиереев // Омские научные чтения – 2019: материалы Третьей Всероссийской научной конференции. Омск: Омский гос. ун-т, 2019. С. 962–963.
13. Левкиевская Е. Е. Пасхальная пища и пасхальное застолье в советское время как инструмент сохранения религиозной или семейной идентичности // Этнографическое обозрение. 2012. № 5. С. 58–70.
14. Фирсов Б. М. Разномыслие в СССР, 1940–1960-е годы: История, теория, практики. СПб.: Европейский Дом, 2008. 544 с.
15. Кормина Ж. В. Паломники: Этнографические очерки православного номадизма. М.: ВШЭ, 2019. 351 с.
16. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 661 с.
17. Stone A. “Overcoming peasant backwardness”: the Khrushchev antireligious campaign and the rural Soviet Union // Russian Review. 2008. Vol. 67, No. 2. P. 296–320.
18. Naumescu V. Modes of religiosity in Eastern Christianity: religious processes and social change in Ukraine. Berlin: Lit Verlag, 2008. 255 p.
Рецензия
Для цитирования:
Апанасенок А.В., Пудякова И.С. Функционирование традиционной православной культуры в СССР 1940–1980-х годов как историографическая проблема: ключевые вопросы и возможные пути их решения. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021;11(3):189-200.
For citation:
Apanasenok A.V., Pudyakova I.S. Functioning of Traditional Orthodox Culture in the USSR of the 1940-1980s as a Historiographical Problem: Key Issues and Possible Solutions. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2021;11(3):189-200. (In Russ.)