Субъектный состав договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-3-74-89
Аннотация
Актуальность. Безвестное отсутствие человека не является основанием для прекращения правоотношений, в которых он участвовал. Следует сохранить имущество без вести пропавшего, защитить от притязаний третьих лиц. Для этого целесообразно заключить договор доверительного управления имуществом. Однако законодательство содержит пробелы в отношении порядка его заключения, что приводит к необоснованным отказам, успешно обжалуемым заинтересованными лицами в суде. Их устранение позволит чаще применять эту конструкцию на основании положений единого правового акта, закрепляющего порядок заключения договора и его типовую форму.
Цель исследования состоит в обосновании необходимости совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение субъектов договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего, в том числе при его заключении.
Задачи: выявить особенности правового регулирования договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего; определить критерии, предъявляемые к доверительным управляющим исследуемого соглашения; обосновать и сформулировать предложения по совершенствованию гражданского законодательства в анализируемой сфере.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались методы анализа и синтеза, сравнения, метод восхождения от абстрактного к конкретному, формально-юридический метод.
Результаты исследования носят теоретико-прикладной характер и содержат предложения по совершенствованию законодательства в части доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего для устранения пробелов в праве и повышения частоты его использования органами опеки и попечительства.
Вывод. Выявлены противоречия гражданскому законодательству правил доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего в субъектах РФ, для устранения которых предложено разработать единый регламент определения кандидатуры доверительного управляющего имущества без вести пропавшего и порядка заключения соответствующего договора. Определено, что при выборе кандидата в управляющие органу опеки следует учитывать наличие необходимых знаний, навыков, подтвержденных документально; отсутствие негативной истории опекунства ранее и налоговой задолженности. Предложено создать единую базу доверительных управляющих имуществом безвестно отсутствующего.
Об авторе
М. В. НагалинаРоссия
Нагалина Марина Викторовна, аспирант кафедры гражданского права
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация
Список литературы
1. Тищенко Н. Е. Договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего лица: проблемы правоприменения // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 10 февраля 2016 г. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 136–139.
2. Останина Е. А. Институт законного представительства с точки зрения защиты гражданского оборота // Закон. 2020. № 10. С. 77–94.
3. Цыбизова Н. А. Безвестное отсутствие граждан по российскому гражданскому праву. Томск: НТЛ, 2017. 112 с.
4. Нагалина М. В. Доверительное управление имуществом подопечного: вектор правового развития в условиях современных вызовов // Байкальские чтения. Актуальные вопросы цивилистики и международного частного права: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Джорджи Банзарова / науч. ред. С. В. Доржиева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. С. 149–156.
5. Рубашкин В. В. Перспективы совершенствования административно-правового регулирования института доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего гражданина // Современное право. 2021. № 4. С. 66–71.
6. Радайде Д. С., Залоило М. А. Доверительное управление имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим // Государство, право и общество: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В. И. Скрябин. Ростов н/Д: Инд. предприниматель Нефедов Д. В., 2020. С. 251-253.
7. Рубашкин В. В. Полномочия органов местного самоуправления по заключению договоров доверительного управления имуществом безвестно отсутствующих граждан: спорные аспекты правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 77–80.
8. Грецова А. Е. Доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях: сборник статей по материалам Международной научнопрактической конференции / [под ред. М. Н. Рахваловой]. Новосибирск: НГТУ, 2017. С. 306–308.
9. Пашков Д. А. Некоторые тенденции совершенствования законодательства в области признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Colloquium-Journal. 2019. № 19-7 (43). С. 53–56.
10. Валентов Д. В., Гусаренко Я. Р., Шумский А. А. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим // Modern Science. 2020. № 1-3. С. 40–42.
11. Салихова А. А. Проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и перспективы его реформирования // Наука России: цели и задачи: сборник научных трудов по материалам XXVII Международной научной конференции. Екатеринбург: Л-Журнал, 2021. С. 133–138.
12. Правовые особенности заключения договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / З. Х. А. Умарова, О. В. Малыхина, К. С. Юсупова, Э. С. Юсупова. Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 295–296.
13. Беспалов Ю. Ф. Безвестное отсутствие и объявление гражданина умершим: некоторые теоретические и практические аспекты // Нотариус. 2018. № 7. С. 38–40.
14. Ситникова А. А. Доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Конституционализм и правовые реалии России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений. Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2014. С. 198–202.
15. Кириченко О. В. Доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим // Современное право. 2014. № 1. С. 80–83.
16. Самигулина А. В. Правовой аспект инвестиционных отношений на рынке ценных бумаг // Вестник арбитражной практики. 2017. № 1. С. 22–28.
17. Пьяных Е. С. Сущность и социальная значимость доверительного управления имуществом, возникающего по основаниям, предусмотренным законом // Юрист. 2016. № 1. С. 33–41.
18. Нарозников Н. К. Безвозмездное оказание услуг // Налоги. 2006. № 17.
19. Лихачева Ю. А. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим // Синергия наук. 2021. № 55. С. 38–46.
20. Кошелева М. В. Некоторые проблемы, связанные с признанием гражданина безвестно отсутствующим // Молодой юрист. 2016. № 4. С. 30–32.
Рецензия
Для цитирования:
Нагалина М.В. Субъектный состав договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(3):74-89. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-3-74-89
For citation:
Nagalina M.V. Subject Composition of the Contract of Trust Management of the Property of the Missing Person. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(3):74-89. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-3-74-89