Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск
Том 13, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

10-17 276
Аннотация

Актуальность. Назревающие глобальные перемены в сфере устройства мирового порядка требуют своевременного и адекватного реагирования. Год, прошедший с начала Специальной военной операции, побуждает к подведению некоторых итогов, оценке опыта, корректировке задач. Это в равной степени относится и к правотворчеству в сфере конституционного, государственного, военного строительства. Прежде всего назрела необходимость совершенствования основополагающих правовых актов, входящих в механизм обеспечения национальной безопасности, таких как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина и других. Данная статья – это попытка формирования основных направлений совершенствования Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
Цель исследования – разработка отдельных предложений по корректировке действующей Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
Задачи: дать общую характеристику эффективности действия Стратегии; определить основные проблемные моменты реализации на практике положений Стратегии; сформировать предложения по совершенствованию Стратегии.
Методология. В данной работе использовались такие методы научного исследования, как: логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, а также некоторые другие.
Результаты исследования отличает комплексный подход к изучению рассматриваемой проблемы, практическая ориентация теоретических обобщений по представленной теме.
Вывод. В этот непростой для российского государства период очень важна прогрессивная правовая основа, объективно отражающая сложившуюся ситуацию и способствующая эффективному развитию экономики. К сожалению, в одной статье сложно озвучить все предложения. Однако некоторые из них нашли своё отражение в данной научной работе.

18-29 322
Аннотация

Актуальность. В основу настоящей статьи положены смыслы, раскрывающие проблему повышения уровня эффективности механизма регулирования национальных интересов. Рассмотрены основные факторы этого плана, влияющие на функционал указанного механизма. В частности, исследованы соответствующие условия, названы критерии, в числе которых основное внимание уделено достижению целей изучаемого механизма, преодолению возникающих при этом препятствий, а также некоторые другие пути (способы) его оптимизации. Научные суждения, результаты и выводы подкреплены анализом нормативно-правовых актов, судебной практики.
Цель. Исследовать факторы, влияющие на эффективность механизма реализации национальных интересов: условия, критерии, требования и другие.
Задачи: изучить, в частности, условия, критерии, цели механизма реализации национальных интересов, а также выявить обстоятельства, препятствующие его эффективности.
Методология. Методологическая основа исследования включает общенаучные приемы и способы научного познания, а также специальные и частно-научные методы – формально-юридический и интерпретационный.
Результаты. На основе анализа научных, нормативно-правовых источников и юридической практики установлены и систематизированы факторы (в т.ч. и требования) эффективности механизма реализации национальных интересов, в числе которых: экономическая и ресурсная обоснованность; сбалансированность нормативно-правовой базы; ясность, предельная простота и понятность юридических конструкций и формулировок, обеспечивающих на практике их единообразную интерпретацию и последующее применение управомоченными субъектами; социальная обоснованность и другие.
Вывод. Факторами эффективности правового обеспечительного механизма в сфере реализации национальных интересов выступают: создание необходимых условий, включающие также контроль за его функционированием, выявление недостатков правового закрепления, причин неэффективности, обновление нормативной основы сообразно меняющимся обстоятельствам и существующим общественным потребностям, устранение возникающих препятствий на пути реализации национальных интересов.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

30-41 438
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что государственная регистрация прав в Едином государственном реестре недвижимости, рассматриваемая в качестве бесспорного доказательства существования зарегистрированного права, судами трактуется в качестве опровержимой презумпции.
Целью работы является исследование судебной практики на предмет понимания значения публичной достоверности данных ЕГРН.
Задачами работы являются: анализ действующего законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, определение признаков недвижимого имущества, а также выявление правовых механизмов опровержения достоверности данных ЕГРН.
Методы. В процессе работы над исследованием использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, формально-юридический.
Результаты. Публичная достоверность данных ЕГРН обеспечивается установленными процедурами осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также процедурами устранения реестровых ошибок в ЕГРН. Вопрос о достоверности данных ЕГРН касается как характеристик объектов недвижимости, так и прав на них. Для обеспечения достоверности данных ЕГРН важное значение имеют организационно-технические средства.
Выводы. На основе анализа судебной практики авторы приходят к выводу о том, что в целом суды демонстрируют отчетливое понимание значения публичной достоверности данных ЕГРН, которая в правовом отношении обеспечивается установленными процедурами осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, включающих проведение правовой экспертизы представленных для этого документов, а также процедурами устранения реестровых ошибок в ЕГРН, которые могут реализовываться как по решению государственного регистратора прав, так и по инициативе заинтересованных лиц в административном и (или) судебном порядке.

42-57 342
Аннотация

Актуальность. Реализация международного проекта «Геном человека» позволила расшифровать его, вместе с тем объем этой информации и возможности применения как в общечеловеческих (борьба с пандемией), так и в террористических (разработка биологического оружия, точечно ориентированного на конкретную нацию) целях, особенно в условиях политической напряженности и соперничества за лидерство, детерминируют необходимость прогнозирования потенциальных рисков и разработки адекватного правового регулирования.
Цель исследования заключается в оценке текущего состояния обеспечения безопасности геномной информации, получаемой как в рамках биомедицинских исследований, так и в рамках реализации государственной политики в сфере общественной безопасности. Также необходимо изучить опыт зарубежных государств в данной области с перспективой дальнейшего его использования в юридической практике России.
Задачи. Комплексное изучение правового регулирования порядка сбора, хранения, использования и уничтожения геномной информации позволило выявить пробелы законодательной регламентации. Поиски путей их решения составляют задачу настоящего исследования.
Методология. Для достижения поставленной цели применялись методы научного познания: анализ, синтез, системно-аналитический, формально-логический, системно-правовой, с помощью которых авторами осуществлен аналитический обзор отечественного и зарубежного законодательства, определена специфика исследуемых правоотношений и предложены пути решения выявленных правовых проблем.
Результатами исследования являются сформулированные предложения по внесению изменений в правовые акты отечественного законодательства, касающихся сбора, хранения и контроля доступа к геномной информации, с учетом изученного зарубежного опыта.
Вывод. Существующие нормативные положения о геномной информации не обеспечивают защиту от обработки и передачи третьим лицам. По этой причине полученные в результате геномных исследований данные человека должны быть выделены в статус «sui generis», а правовая регламентация расширена, в том числе за счет формирования федеральных органов, ответственных за регулирование этических и правовых аспектов генетических и геномных исследований.

58-73 704
Аннотация

Актуальность. Концепция государственной семейной политики, утвержденная Правительством Российской Федерации до 2025 года, направлена на сохранение и поддержание традиционных семейных ценностей, уважение и всемерную поддержку семьи, детства, материнства и отцовства. Вместе с тем проблема сиротства в нашей стране, в том числе социального, не разрешена, что актуализирует проведение научных исследований и научных дискуссий в рассматриваемой сфере.
Цель статьи состоит в формировании научного подхода к определению семейных ценностей в российском праве через проблему сиротства.
Задачи: проследить историю формирования семейных ценностей, определить основные традиционные семейные ценности, сформировать понятие традиционных семейных ценностей и формы их правового регулирования.
Методология. Основу методологии проводимого исследования составляют достижения общей истории и теории права, частно-правовой и публично-правовой науки, с помощью которых были систематизированы имеющиеся теоретические и эмпирические данные о традиционных семейных ценностях и выстроена надлежащая концепция.
Результаты. В ходе проведения исследования сформировано понятие семейных ценностей в российском праве и предложены эффективные правовые механизмы, направленные на закрепление традиционных семейных ценностей в российском праве.
Вывод. Семейные ценности в российском праве в силу различных факторов подвергаются трансформации, поэтому следует определить основные традиционные ценности российской семьи, внедрять эффективные правовые механизмы, которые позволят сохранить традиционные семейные ценности и, соответственно, престиж формирования и создания семьи. Определение, внедрение и пропаганда указанных ценностей будет являться эффективным методом борьбы с сиротством в России.

74-89 336
Аннотация

Актуальность. Безвестное отсутствие человека не является основанием для прекращения правоотношений, в которых он участвовал. Следует сохранить имущество без вести пропавшего, защитить от притязаний третьих лиц. Для этого целесообразно заключить договор доверительного управления имуществом. Однако законодательство содержит пробелы в отношении порядка его заключения, что приводит к необоснованным отказам, успешно обжалуемым заинтересованными лицами в суде. Их устранение позволит чаще применять эту конструкцию на основании положений единого правового акта, закрепляющего порядок заключения договора и его типовую форму.
Цель исследования состоит в обосновании необходимости совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение субъектов договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего, в том числе при его заключении.
Задачи: выявить особенности правового регулирования договора доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего; определить критерии, предъявляемые к доверительным управляющим исследуемого соглашения; обосновать и сформулировать предложения по совершенствованию гражданского законодательства в анализируемой сфере.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались методы анализа и синтеза, сравнения, метод восхождения от абстрактного к конкретному, формально-юридический метод.
Результаты исследования носят теоретико-прикладной характер и содержат предложения по совершенствованию законодательства в части доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего для устранения пробелов в праве и повышения частоты его использования органами опеки и попечительства.
Вывод. Выявлены противоречия гражданскому законодательству правил доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего в субъектах РФ, для устранения которых предложено разработать единый регламент определения кандидатуры доверительного управляющего имущества без вести пропавшего и порядка заключения соответствующего договора. Определено, что при выборе кандидата в управляющие органу опеки следует учитывать наличие необходимых знаний, навыков, подтвержденных документально; отсутствие негативной истории опекунства ранее и налоговой задолженности. Предложено создать единую базу доверительных управляющих имуществом безвестно отсутствующего.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

90-101 337
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена глобальным ростом во всем мире преступлений, совершаемых в отношении персональных данных человека или с их использованием. По количеству утечек в Глобальную сеть личной конфиденциальной информации Россия занимает второе место в мире, а потому одной из серьезных проблем в нашей стране может стать преступность, связанная с незаконным оборотом персональных данных. В статье представлен оригинальный анализ основных тенденций и криминологических рисков этого вида преступности как нового сегмента российской преступности. На примерах следственно-судебной практики, статистических данных, экспертных оценок показаны основные тренды этого вида преступности и строится прогноз ее дальнейшего развития.
Цель исследования состоит в выявлении и формулировании основных тенденций и криминологических рисков, связанных с незаконным получением и (или) использованием личной конфиденциальной информации.
Задачи: на основе материалов криминологических исследований, статистических данных, следственно-судебной практики выявить и подвергнуть последующему осмыслению основные тенденции и криминологические риски незаконного оборота персональных данных.
Методология. В процессе работы использовались методы теоретического исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция), а также статистический, документальный и формально-логический методы.
Результаты. На основе экспертных оценок, статистических данных и следственно-судебной практики установлены основные тренды развития преступности с персональными данными, оказывающие влияние на качественную и количественную трансформацию всей российской преступности в целом. Восполнен определенный пробел криминологической науки в части формулирования криминологических рисков, развитие которых может привести к росту латентного криминального насилия, мошеннических действий, коррупции, вымогательства, нарушения прав и свобод человека и др.
Вывод. До настоящего времени государством и законодателем до конца не осмыслены социально опасные последствия совершения преступлений с персональными данными. Их незаконный оборот обладает значительным криминогенным потенциалом, минимизировать который способны меры предупреждения, разработанные наукой и законодателем.

102-117 373
Аннотация

Актуальность. Анализ юридической литературы показывает, что при определении ошибки в уголовном праве юристы используют различные понятийные категории, что вносит путаницу в понимание и квалификацию юридической или фактической ошибки. В связи с чем в статье рассмотрен генезис института ошибки в уголовном праве России, в частности классический подход к пониманию, определению и систематизации ошибки, закрепляющий положение о том, что единственным основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего признаки всех элементов состава преступления. В статье проблема ошибки в действующем уголовном законе Российской Федерации раскрывается с позиции необходимости установления внутреннего отношения субъекта и к действиям (бездействию), и к последствиям, к каждому юридически значимому объективному признаку конкретного деяния.
Цель исследования заключается в анализе института ошибки в уголовном праве России.
Задачи: провести анализ специальной исторической и современной литературы о генезисе ошибки в отечественном уголовном праве и, основываясь на достижениях отечественной науки уголовного права, обобщить имеющиеся определения понятий «ошибки» и иных логико-языковых феноменов.
Методология. Исследования строились на применении философских методов изучения категорий, составляющих понятие уголовно-правовой ошибки, а также на общенаучных методах: анализе и синтезе; конкретно-юридическом, системно-структурном, сравнительно-правовом анализе документов, контентанализ текстов и др.
Результаты исследования отличает теоретико-прикладная направленность генезиса института ошибки в отечественном уголовном праве и выделение наиболее полных характеристик понятия уголовно-правового заблуждения.
Вывод. На основе полученных результатов исследования констатируется, что современное понимание института ошибки учитывает исторические подходы к рассмотренному феномену в российском уголовном праве, базируется на них и соответствует уголовной политике Российской Федерации.

118-130 333
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена сложностями правовой квалификации, а соответственно, выявления и раскрытия преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Кроме того, известно, что такие преступления нередко носят транснациональный и (или) трансграничный характер. В условиях глобализации, информатизации и интернационализации многих сфер и процессов общественной жизни видится необходимость выхода за пределы междисциплинарных и внутринациональных исследований по теме уголовно-правового противодействия легализации преступных доходов.
Целью исследования является выяснение особенностей уголовного законодательства КНР в области противодействия легализации (отмыванию) незаконных доходов и возможностей использования положительного опыта сопредельного государства в отечественном уголовном праве и правоприменительной деятельности.
Задачи: исследовать уголовное законодательство КНР в части противодействия легализации (отмыванию) незаконных доходов и сопоставить полученные сведения с отечественными законодательными и доктринальными источниками; сформулировать и обосновать предложения по совершенствованию теории и практики противодействия легализации преступных доходов в России.
Методология исследования основывается на диалектических методах познания сложных социально-правовых явлений. Среди общенаучных способов познания использовались индукция и дедукция. Частно-научные методики исследования представлены: структурно-функциональным и сравнительно-правовым способами.
Результаты. Статья содержит результаты компаративного исследования статьи 191 Уголовного кодекса КНР, проведенного по критериям сравнения вносимых поправок в Уголовный кодекс КНР, и сравнения на уровне подходов уголовно-правового противодействия отмыванию преступных доходов, сложившихся в России и Китае. В ходе исследования установлен последовательный и эволюционный характер подхода китайского законодателя к совершенствованию нормы об ответственности за легализацию преступных доходов, оперативно учитывающем общественные и технологические изменения окружающей действительности.
Выводы. Результаты исследования могут иметь как теоретическое, так и прикладное значение для отечественного уголовного права и криминологии при разработке и совершенствовании механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также в законотворческой деятельности.

131-144 189
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена отсутствием реализации наказания в виде ареста в правоприменительной деятельности, что сужает вариативность средств уголовно-правового воздействия государства в борьбе с преступностью и не раскрывает истинный потенциал заявленной меры государственного принуждения.
Цель: формулирование предложений, касающихся оптимизации применения и законодательного регулирования ареста как меры уголовно-правового воздействия.
Задачи: исследовать правовую природу ареста в соответствии с нормами национального законодательства; раскрыть сущность ареста в целом и ареста как вида уголовного наказания в частности; определить отличительные признаки ареста и лишения свободы как изоляционных мер государственного принуждения; обобщить полученные результаты.
Методология. Методологическая основа настоящего исследования представлена диалектическим методом научного познания. В процессе исследования использовались также применяемые в гуманитарных науках частно-научные методы познания, позволившие исследовать арест в качестве оптимальной меры уголовно-правового воздействия.
Результаты. На основании анализа действующего законодательства, статистических данных, теоретических исследований сформулировано предложение в части назначения и исполнения ареста как вида уголовного наказания.
Выводы. Арест является эффективной альтернативной лишению свободы мерой государственного принуждения. Ввиду повышенной строгости ареста по отношению к иным наказаниям, связанным с изоляцией лица от общества, а также вектора развития современной уголовной политики, представляется целесообразным пересмотреть основания его назначения, исключив его реализацию за совершение преступлений небольшой или средней тяжести. Думается, что рациональным основанием применения ареста является юридический факт в виде совершения тяжкого преступления впервые.

145-155 266
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена характеристике содержания такого явления, как «вооруженные нападения в образовательных организациях». На основе рассмотрения преступлений прошлых лет выделяются основные элементы, характеризующие исследуемое противоправное деяние, и дается его определение, способствующее разграничению актов вооруженных нападений в образовательных организациях и иных насильственных преступлений в учебных заведениях. В исторической ретроспективе исследуется происхождение понятия «скулшутинг», изучается терминологическое наполнение этого понятия. На основе анализа мнений ряда ученых, современных реалий и особенностей российского законодательства выводится понятие вооруженных нападений в образовательных организациях.
Цель. Разработка современного понятия вооруженного нападения в образовательных организациях, содержащего в себе признаки, отграничивающие данное деяние от иных насильственных преступлений в образовательных организациях.
Задачи. На основе известных случаев актов массового насилия в образовательных организациях выделить главные признаки вооруженных нападений в образовательных организациях и провести их систематизацию для формулирования точного понятия.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались методы теоретического исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование), сравнительно-правовой подход.
Результаты. В ходе исследования предложено понятие вооруженного нападения в образовательных организациях как заранее спланированного акта вооруженного нападения в образовательной организации, совершенного лицами, прямо или опосредованно связанными с учебным заведением, с целью причинения смерти неопределенному кругу лиц.
Выводы. Исследование позволило прийти к выводу, что признаки, содержащиеся в понятии вооруженного нападения в образовательных организациях, позволят четко разграничивать исследуемое противоправное деяние и иные насильственные деяния, совершаемые в образовательных организациях.

156-168 266
Аннотация

Актуальность. Большое значение в предупреждении преступности, в том числе киберпреступности в России и Казахстане, имеет содержание их правового обеспечения. Законодательство о киберпреступности в России и Казахстане разнообразно и имеет свои особенности. Актуальным является изучение содержания и системы правовых мер по предупреждению киберпреступности в России и Казахстане и выработка единого подхода к систематизации нормативных правовых актов, направленные на обеспечение кибербезопасности и предупреждение киберпреступности.
Целью является выявление недостатков и разработка предложений по повышению эффективности правового обеспечения предупреждения киберпреступности в Российской Федерации и Республике Казахстан.
Задачи: изучить и провести сравнение содержания международно-правовых актов, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Казахстан по предупреждению киберпреступности и обеспечению кибербезопасности.
Методология. Основу научного исследования составил всеобщий диалектический метод. Также использован общенаучный метод анализа, который позволил провести систематизацию нормативных правовых актов по предупреждению киберпреступности. Метод научного синтеза использовался для авторского представления правового обеспечения предупреждения киберпреступности. Метод сравнительного правоведения стал основой для характеристики правового обеспечения предупреждения киберпреступности в юридической науке и в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан.
Результаты. В ходе исследования выявлены недостатки систематизации законодательства по предупреждению киберпреступности в Российской Федерации и Республике Казахстан, предложена классификация соответствующих нормативных правовых актов по признаку субъектов, которые их принимают.
Выводы. Для более глубокого раскрытия системы нормативных правовых актов, касающихся кибербезопасности и предупреждения киберпреступности в России и Казахстане, исключения пробелов правового регулирования, а также их дублирования необходима их полная классификация по признаку субъектов, которые их принимают.

ПОЛИТОЛОГИЯ

169-179 200
Аннотация

Актуальность. Генезис и конъюнктура развития современного миграционного процесса в мировом масштабе и на уровне отдельно взятых государств сопровождаются динамизацией и интенсификацией большинства политических рисков и угроз в актуализируемых условиях усиления международной и межгосударственной взаимозависимости и взаимообусловленности. В свою очередь, это требует разработки и согласования оптимальных механизмов и инструментов принятия политических решений по миграционной проблематике с учетом национальной специфики. Для российских политических реалий наиболее предпочтителен вариант оперирования терминологией общественно-политической стабильности и безопасности. Соответственно, необходима трансформация принятой на уровне российского политического руководства системы подходов к пониманию современной миграционной повестки
Цель. Основной целью написания статьи является предложение авторских методических рекомендаций принятия политических решений по миграционным проблемам на современном этапе.
Задачи: определение особенностей миграционного процесса в России на современном этапе, формулирование основных проблем и перспектив развития современного российского миграционного процесса.
Методология. Автором использована преимущественно следующая группа методов в процессе написания статьи: вторичный анализ информационных данных, контент-анализ, ивент-анализ, социологический анализ, формально-юридический анализ, статистика.
Результаты. С учетом, во-первых, особенностей миграционного процесса в России на современном этапе, во-вторых, основных проблем и перспектив развития современного российского миграционного процесса предложены некоторые авторские методические рекомендации принятия политических решений в рамках следующих ключевых блоков: идейно-ценностное оформление, нормотворческая деятельность, работа профильных органов государственной власти, осуществление мониторинга принятия политических решений.
Вывод. На современном этапе политического и социально-экономического развития России существует довольно серьезный и обширный блок нерешенных вопросов и проблем в сфере миграции, требующий соответствующего совместного активного участия различных общественных групп и сил. Предполагается, что в рамках российских национальных реалий при принятии политических решений наиболее целесообразен практико-ориентированный подход, основанный на полноценном учете культурных особенностей и максимальном обеспечении общественно-политической стабильности.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

180-196 333
Аннотация

Актуальность. В современной России историческая наука в контексте образовательной политики обращается к историческому прошлому, так как является ценным опытом переходных вех в отечественной истории. Актуальность темы исследования определена ролью школьного образования в жизни современного общества, а также обусловлена местом и её значением в обеспечении динамичного развития России. Обращение к советскому опыту развития страны в сфере образовательной политики позволит учесть накопленный положительный опыт на современном этапе.
Целью статьи является изучение проблемы развития школьного образования в период «застоя» на примере Оренбургской области.
Задачи: рассмотреть особенности строительства школ в Оренбургской области; определить материально-техническую базу школ и их обеспеченность квалифицированными кадрами; изучить состояние жилищно-бытовых условий молодых учителей области; проанализировать степень развития школьного образования в период «застоя» на территории Оренбургской области.
Методология. В работе использовались общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение) и специально-исторические методы (историко-типологический и сравнительно-исторический).
Результаты. В ходе проведенной работы на основе анализа материально-технической оснащенности школ, уровня преподавания и успеваемости учащихся, кадрового обеспечения, состояния жилищно-бытовых условий молодых учителей области и питания школьников показаны особенности развития школьного образования в период «застоя» на территории Оренбургской области.
Выводы. Законодательные акты, которые были приняты в «эпоху застоя», затрагивали непосредственно всю систему среднего образования, и это позволяет нам сделать вывод о том, что государство оказывало всеобъемлющее влияние на школьную жизнь. А нормативные акты данного периода выступили рычагом, который запустил механизм стандартизации и унификации советских общеобразовательных учреждений, что определило динамику развития школьного образования на территории Оренбургской области.

197-205 185
Аннотация

Актуальность. В статье предпринята попытка анализа истории развития старинного московского боярского рода Шеиных и становления личности первого русского генералиссимуса Алексея Семеновича Шеина. Древние роды продолжали занимать главенствующее положение в управлении, на протяжении ряда веков доказывая свою состоятельность. В XVII столетии насчитывалось 19 перворазрядных родов, которые обладали привилегией назначения в боярский чин, минуя чин окольничего. Наличие неисследованных лакун и «белых пятен» в биографии А. С. Шеина вкупе с отсутствием серьезных исследований, посвященных различным аспектам его жизни и деятельности, позволяет говорить об актуальности обращения к данной научной проблеме.
Цель исследования заключается в построении на основе современных достижений исторической науки биографии такой неординарной личности в отечественной истории, какой представал первый генералиссимус А. С. Шеин.
Задачи: проанализировать имеющуюся историографию, посвященную различным аспектам жизни и деятельности А. С. Шеина; выявить и уточнить имеющуюся информацию о происхождении боярского рода Шеиных и их вкладе в историю России; представить основные вехи жизни генералиссимуса.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались просопографический и сравнительно-исторический методы, анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция.
Результаты. Проведенное исследование позволило расширить наше представление о такой неординарной личности, как А. С. Шеин, поспособствовало в немалой степени развенчанию ряда существующих мифологем как о нем, так и о данном периоде в отечественной истории.
Вывод. А. С. Шеин принадлежал к старинному боярскому роду, сумев в течение своей яркой и насыщенной разными событиями жизни оставить след в истории России. Его полководческая и государственная деятельность по достоинству была оценена даже таким сторонником вестернизации, как Петр Первый. Однако можно убедительно заявлять о перспективности дальнейшей разработки данной проблематики в силу множества «белых пятен».

206-219 387
Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается процесс становления гостиничного дела в России. Актуальность рассматриваемой темы безусловна ввиду ее слабой освещенности в научной литературе и значимости для формирования общей концепции развития гостиничной отрасли в стране.
Цель – выделить основные вехи в процессе становления гостиничного дела в России.
Задачи: определить степень государственного регулирования деятельности «гостиниц»; назвать виды гостиничных заведений в разные исторические периоды; оценить уровень сервиса.
Методология. Статья базируется на принципах историзма, системности и объективности. Дополнением к ним стали методы специального плана – герменевтический, сравнительно-правовой и историко-типологический.
Результаты. Процесс становления гостиничного дела в России был длительным и неразрывно связанным с формированием российской государственности. В основании гостиничной деятельности в России лежала постойная повинность. Первыми гостиничными заведениями в Древней Руси были постоялые дворы, погосты, станы, гостиные дворы. Заметной вехой в развитии гостиничного дела стало установление регулярной почтовой связи и появление ямских станций. В течение продолжительного времени деятельность «гостиниц» подчинялась обычному праву. Начала установления правил касательно обслуживания гостей возникли в период формирования единого Российского государства. В имперской России процессы становления гостиничного дела ускорились, устанавливались стандарты качества гостиничных услуг, расширилось видовое разнообразие гостиниц, совершенствовалась система налогообложения. Гостиничные заведения стали играть заметную роль как в представлении услуги проживания и питания, так и в укреплении торговых и экономических связей, создании условий для культурного обмена.
Вывод. Становление гостиничного дела в России заняло продолжительный временной период, начиная с IX в. и до начала XVIII в. Только в XVIII в. оно законодательно оформилось.

220-231 170
Аннотация

Актуальность заявленной темы заключается в необходимости совершенствования социальной политики государства и крупных корпораций, направленной на создание благоприятных условий труда и отдыха работников, позволяющих обеспечить максимально эффективное выполнение ими профессиональных обязанностей. Обобщение опыта обеспечения жильем железнодорожников в исторической ретроспективе ориентирует на успешное решение возникающих сегодня проблем. Отсутствие специализированных исследований по заявленной теме предоставляет возможность восполнить пробелы в отражении социально-экономической истории России и региона в первой половине ХХ века.
Цель исследования – на основе архивных источников и опубликованных работ охарактеризовать жилищно-бытовые условия курских железнодорожников в 1920-1930-е годы.
Задачи: на основе выявленных источников отразить вопросы обеспечения железнодорожников жильем; отметить роль органов власти и общественных организаций в создании достойных бытовых условий для работников транспорта; определить особенности предоставления коммунальных услуг курским железнодорожникам.
Методология. В основу исследования были положены принципы объективности и историзма. Для решения поставленных задач автором использовались методы: историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный, типологический, ретроспективный.
Результаты. Исследование жилищно-бытовых условий железнодорожников позволило дать развернутую характеристику одного из ключевых факторов организации трудовой деятельности работников, связанных с выполнением важной государственной функции по транспортировке пассажиров и грузов по территории страны и за ее пределы.
Выводы. Существенное увеличение объёмов жилищного строительства в 1920-1930-е годы на Курском железнодорожном узле, улучшение жилищно-бытовых условий семей железнодорожников, несомненно, положительно отражались на производственной и социально-политической активности работников железнодорожного транспорта.

232-245 151
Аннотация

Актуальность. В 1880–1900-е годы деятели искусства стремятся создавать творческие объединения, деятельность которых была направлена на развитие общественной инициативы, городских пространств. Постепенное открытие новых фондов, источников в архивах, выявление сведений о деятелях искусства, истории комплектования музеев, создания выставок актуализируют процесс изучения объединения деятелей искусства на благо развития городов Иркутской губернии.
Цель – восстановить историю объединения деятелей искусства и дел в организации работы по развитию городов Иркутской губернии в 1880–1900-е годы.
Задачи: изучить документальные свидетельства о художественных событиях, чтобы понять принципы взаимодействия деятелей искусства с городским сообществом о построении работы по благоустройству пространств, развитию территорий; рассмотреть деятельность художников в рамках создания музейных коллекций, творческих объединений по организации передвижных выставок и экспозиций на основе проведённых исследований; определить роль художественных сообществ в работе по созданию выставочных, передвижных пространств, формирования представлений у посетителей о роли музеев в развитии городов Иркутской губернии.
Методология. В работе используется комплексный подход. Учитывается принцип историзма, объективности, научности, используются проблемно-хронологический и историко-генетический методы.
Результаты. В процессе разбора архивов Иркутска были обнаружены материалы, описывающие художественную работу деятелей искусства по развитию музеев Иркутской губернии. В 1880-1900-е годы возможно наблюдать процесс обращения жителей городов к сохранению художественного наследия, благоустройства культурных центров для привлечения внимания молодого поколения к работе творческих объединений по комплектованию региональных музейных собраний.
Выводы. Деятели искусства Иркутской губернии создают объединения для поддержания выставочных, передвижных пространств, которые существовали при музеях и общезначимых городских местах. Изменяется отношение жителей городов к известным художественным, образовательным центрам. Интерес художников к развитию городов подтверждает результативность взаимодействия с общественностью. Материалы о работе творческих объединений представляют события о становлении художественных пространств.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)