Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Развитие школьного образования в период «застоя» на территории Оренбургской области

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-3-180-196

Аннотация

Актуальность. В современной России историческая наука в контексте образовательной политики обращается к историческому прошлому, так как является ценным опытом переходных вех в отечественной истории. Актуальность темы исследования определена ролью школьного образования в жизни современного общества, а также обусловлена местом и её значением в обеспечении динамичного развития России. Обращение к советскому опыту развития страны в сфере образовательной политики позволит учесть накопленный положительный опыт на современном этапе.
Целью статьи является изучение проблемы развития школьного образования в период «застоя» на примере Оренбургской области.
Задачи: рассмотреть особенности строительства школ в Оренбургской области; определить материально-техническую базу школ и их обеспеченность квалифицированными кадрами; изучить состояние жилищно-бытовых условий молодых учителей области; проанализировать степень развития школьного образования в период «застоя» на территории Оренбургской области.
Методология. В работе использовались общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение) и специально-исторические методы (историко-типологический и сравнительно-исторический).
Результаты. В ходе проведенной работы на основе анализа материально-технической оснащенности школ, уровня преподавания и успеваемости учащихся, кадрового обеспечения, состояния жилищно-бытовых условий молодых учителей области и питания школьников показаны особенности развития школьного образования в период «застоя» на территории Оренбургской области.
Выводы. Законодательные акты, которые были приняты в «эпоху застоя», затрагивали непосредственно всю систему среднего образования, и это позволяет нам сделать вывод о том, что государство оказывало всеобъемлющее влияние на школьную жизнь. А нормативные акты данного периода выступили рычагом, который запустил механизм стандартизации и унификации советских общеобразовательных учреждений, что определило динамику развития школьного образования на территории Оренбургской области.

Об авторах

Р. Р. Хисамутдинова
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

Хисамутдинова Равиля Рахимяновна, доктор
исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

 ул. Советская, д. 19, г. Оренбург 460014, Российская Федерация 



Р. А. Никуленкова
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия

Никуленкова Регина Айратовна, аспирант кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

 ул. Советская, д. 19, г. Оренбург 460014, Российская Федерация 



Список литературы

1. Гончаров Н. К. По ленинскому пути (о развитии школьного образования в СССР за годы Советской власти) // Воспитание школьников. 1967. № 5. С. 7–11.

2. Паначин Ф. Г. Некоторые вопросы развития советской школы. М.: Знание, 1972. 21 с.

3. Попов В. Д. Образование, личность, общество: опыт социологического комплексного исследования. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. 222 с.

4. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: в 2-х т. Т. 1: От прошлого к будущему. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1997. 804 с.

5. Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. Изд. 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 359 с.

6. Хроменков Н. А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

7. Верт Н. История Советского государства, 1900–1991 / пер. с франц. Н. В. Бунтман. [и др.]. 2-е изд., испр. М.: Инфра-М: Весь мир, 1997. 542 с.

8. Дегтев С. И. Наука, образование, культура и идеологическая практика // Новейшая история Отечества. XX век / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М.: Владос, 1998. Т. 2. 446 с.

9. Миронов В. Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. 175 с.

10. Кораблева Г. В. Школьная политика и ее осуществление в Российской Федерации в 1970–1980-е гг.: опыт, уроки (на материалах Уральского региона): дис. ... д-ра ист. наук. Оренбург, 2001. 455 с.

11. Астафьев Д. А. Общеобразовательная школа Южного Урала в 1980–1990-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2007. 234 с.

12. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Дашков и К, 2013. 208 с.

13. Цветаева Н. Н. Биографический дискурс советской эпохи // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 87–99.

14. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов / сост.: Н. Е. Голубева. М.: Юрид. лит., 1987. 357 с.

15. Программа Коммунистической партии Советского Союза: принята XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1971. 258 с.

16. Анисов М. И. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / под ред. А. Н. Алексеева, Н. П. Щербова. М.: Просвещение, 1972. 407 с.

17. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982. 526 с.

18. ОГАОО (Объединенный государственный архив Оренбургской области). Ф. 371. Оп. 67. Д. 109.

19. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 70. Д. 130.

20. ОГАОО. Ф. 371. Оп. 37. Д. 368.


Рецензия

Для цитирования:


Хисамутдинова Р.Р., Никуленкова Р.А. Развитие школьного образования в период «застоя» на территории Оренбургской области. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(3):180-196. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-3-180-196

For citation:


Khisamutdinova R.R., Nikulenkova R.A. The Development of School Education During the Period of "Stagnation" in the Orenburg Region. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(3):180-196. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-3-180-196

Просмотров: 342


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)