Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Авторское право и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования и судебной практики

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-4-43-51

Аннотация

Актуальность. Развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий и средств связи приводит к постоянному росту объемов рекламы и ее значения для продвижения товаров, работ и услуг. При этом создание рекламы в значительной части случаев связано с использованием фотографических, музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства и иных объектов авторских и смежных прав. Особенности, связанные с использованием произведений и объектов смежных прав при осуществлении рекламной деятельности, не в полной мере учитываются действующим законодательством, что приводит на практике к ряду негативных последствий, в частности к взысканию несоразмерных компенсаций в одних случаях и к возможности обхода установленных законодательных требований в других.

Целью исследования является разработка теоретических положений, определяющих особенности использования произведений при осуществлении рекламной деятельности, характеризующих сущность возникающих при этом правоотношений.

Задачи: выявить проблемы, связанные с использованием объектов авторских прав при осуществлении рекламной деятельности; определить особенности правоотношений, складывающихся в процессе осуществления рекламной деятельности с использованием объектов авторских прав; определить направления дальнейшего развития правового регулирования рассматриваемых вопросов.

Методология. При написании работы использовались общенаучные методы, системный метод, методы анализа и синтеза, формально-юридический метод.

Результаты исследования имеют теоретико-прикладной характер и направлены на повышение качества правового регулирования гражданских правоотношений.

Выводы сделанные в статье, имеют дискуссионный характер, направлены на развитие подходов, позволяющих единообразным образом разрешать проблемы, связанные с соблюдением требований законодательства об интеллектуальной собственности при создании, размещении и ином распространении рекламы. Статья является продолжением научных исследований автора по вопросам, связанным с охраной авторских прав, прав интеллектуальной собственности, и правовому регулированию рекламной деятельности.

Об авторе

М. А. Каменский
Постоянное представительство Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации
Россия

Каменский Максим Андреевич, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела административной работы

ул. Большая Якиманка, д. 50, г. Москва 119049



Список литературы

1. Гаврилов Э. П. Компенсация за нарушение исключительных прав и некоторые новые аспекты ее применения // Хозяйство и право. 2013. № 7. С. 3–21.

2. Гаврилов Э. П. Ограничения исключительного авторского права // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2015. № 5. С. 2–13.

3. Калятин В. О. Личные неимущественные права автора объекта интеллектуальной деятельности. М.: Роспатент, 2006. 102 с.

4. Новоселова Л. А., Рожкова М. А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 128 с.

5. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект: ТК Велби, 2007. 752 с.

6. Баранова М. В. Право и реклама: общетеоретический аспект: дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2010. 739 с.

7. Великоклад М. Ю. Ненадлежащая реклама как основание нарушения субъективных гражданских прав и законных интересов потребителя: дис. … канд. юрид. наук. М.: Рос. гос. акад. интеллектуальной собственности, 2012. 159 с.

8. Шугаибов З. Ш. Гражданские правоотношения в сфере российского рынка рекламы: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. 187 с.

9. Егупов В. А. Реклама как объект авторского права // Юриспруденция. 2023. № 21. С. 35–36.

10. Жуковская Д. А. Нарушения правовой охраны объектов авторских прав при производстве и распространении рекламы // Конкурс молодых ученых: сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: Наука и просвещение, 2021. С. 89–92.

11. Каменский М. А. Гражданско-правовое регулирование производства и распространения рекламы на территории Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2019. 203 с.

12. Каменский М. А. Проблемы реализации и защиты интеллектуальных прав при осуществлении рекламной деятельности // Копирайт. Вестник Российской академии интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. 2018. № 2. С. 130–137.

13. Латкина А. К. Использование объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации в рекламе // Научная парадигма – 2020: сборник научных трудов по материалам XI Международной научно-практической конференции. Анапа: НИЦ экономических и социальных проектов, 2020. С. 92–96.

14. Арапова В. С. Проблема авторского права в рекламе // Новые медиа для современной молодежи: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции / под ред. Л. Е. Виноградовой, Е. Н. Туголуковой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна, 2019. С. 13–19.

15. Ястребова А. И. Защита авторских прав в России в произведениях массмедиа в контексте международного опыта // Наука телевидения. 2019. Т. 15, № 1. С. 197–226.

16. Корень В. А. Использование объектов авторских и патентных прав в предпринимательской сфере // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и просвщение, 2020. С. 106–108.

17. Рябко А. Н. Использование и охрана интеллектуальных прав в рекламе // E-SCIO. 2019. № 10 (37). С. 565–569.

18. Эль-Бакри Т. В. Развитие бизнес-моделей российских видеосервисов на современном этапе // Медиаскоп. 2021. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2750 (дата обращения: 17.06.2023).

19. Демьяненко Е. В., Шпак А. В. К вопросу о свободном использовании произведений как объектов авторского права // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1(104). С. 48–53.

20. Каменский М. А. Прослеживаемость интернет-рекламы как условие борьбы с нарушениями авторских и смежных прав при ее создании и распространении // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 160–162.


Рецензия

Для цитирования:


Каменский М.А. Авторское право и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования и судебной практики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2023;13(4):43-51. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-4-43-51

For citation:


Kamenskii M.A. Copyright and Advertising Activities: Problems of Legal Regulation and Judicial Practice. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2023;13(4):43-51. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2023-13-4-43-51

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)