Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Советская массовая песня 1920-1940-х годов в зеркале эпохи

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-6-224-232

Аннотация

Актуальность изучения феномена советской массовой песни возрастает в настоящее время в связи с особым вниманием к воспитательной работе, к формированию активной гражданской позиции у современной молодёжи. Данный жанр не только является знаком эпохи, но и ярко отражает духовнонравственные, патриотические ценности российского общества.
Цель исследования состоит в рассмотрении этапов становления жанра советской массовой песни в 1920–1940-х годах.
Задачи исследования: рассмотреть становление и развитие жанра советской массовой песни в 1920–1940-х годах; выявить влияние основных событий отечественной истории, повлиявших на эволюцию данного жанра.
Методология. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, а также комплекс методов историко-культурного, проблемно-хронологического характера; применялся анализ средств музыкальной выразительности и жанрово-стилистических особенностей предмета исследования.
Результаты. Изменившаяся после Октябрьской революции 1917 года социальная структура общества потребовала изменений в культурной политике страны. Стремление «сбросить Пушкина с корабля современности» и построить новый мир привело к появлению и расцвету жанра советской массовой песни. Понятие «массовая песня» наполнялось новым содержанием на разных этапах развития: в 1920-е годы в числе ведущих направлений композиторского творчества были аранжировки революционных песен для хорового состава. Широко распространяется практика сочинения нового текста на уже существовавшую мелодию. После окончания Гражданской войны в массовую песню проникают современные танцевальные ритмы, против чего в обществе разворачивается масштабная кампания. В предвоенные годы в этом жанре нашли отражение темы социалистического строительства, воспоминаний о событиях истории и светлых надежд. С началом Великой Отечественной войны задача, стоявшая перед художниками, определялась необходимостью помочь народу выстоять, поднять его боевой дух, усиливать патриотические чувства.
Выводы. Советская массовая песня стала выразителем ценностей и нужд эпохи и настоящим документальным свидетельством своего времени.

Об авторах

И. Ф. Стародубцева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Стародубцева Ирина Филипповна, заслуженная артистка Российской Федерации, доцент, заведующая кафедрой вокального искусства

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040



Г. А. Хаит
Юго-Западный государственный университет
Россия

Хаит Геннадий Аронович, доцент кафедры вокального искусства

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040



К. С. Башкеева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Башкеева Ксения Сергеевна, старший преподаватель кафедры вокального искусства

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Стародубцева И. Ф. К вопросу об интерпретации «Шести стихотворений ор. 38» С. Рахманинова в контексте духовно-нравственных представлений композитора // Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию преподобного Сергия Радонежского: материалы X Международной научно-образовательных Знаменских чтений. Курск: Курск. гос. ун-т, 2014.

2. Соловьянова М. В. Роль интеллигенции в построении и развитии социалистического общества // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2, ч. 2. С. 160-162.

3. Бурматов М. А. Зарождение новых форм песенного репертуара в Советской России (20-30-е годы ХХ века) // Человек и культура. 2017. № 1. С. 88–97.

4. Ильичева О. С. Песня как явление в истории отечественной массовой музыкальной культуры // Universum: филология и искусствоведение. 2016. № 3-4 (26). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/3067 (дата обращения: 08.03.2022).

5. Стародубцева И. Ф., Белоусенко М. И. Психолого-педагогические условия формирования вокальной индивидуальности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7, № 1 (22). С. 60-64.

6. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М.: Музыка, 1987. 365 с.

7. Рустам И. Ф. «Русская Марсельеза»: жестокий романс Петра Лаврова // Антропологический форум. 2018. № 36. С. 117-153.

8. Лях В. И., Сигида Д. А. Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 2. С. 22-25.

9. Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917–1985. М.: Музыка, 1996. С. 103–164.

10. Ганская Е. Н. Советская массовая песня как форма идеологии // Вестник культурологии. 2019. № 4 (91). С. 221-225.

11. Степанова Е. А. «Все проходит. Остаётся Родина – то, что не изменит никогда»: образ Родины в советской песне // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. №4. С. 28-42.

12. Страшнов С. Л. Стихи в системе массовой культуры (к постановке проблемы) // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 2. С. 153-157.

13. Цукер А. М. К проблеме авторства в массовой музыке // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4. С. 11-18.

14. Сипкина Н. Я., Антонов В. П. Вещий характер интимной лирики ХХ века: автобиографические черты // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 24. С. 41–54.

15. Корнев П. К. Сотрудничество артистов и композиторов СССР и США в 1930–1950-х гг. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 3 (28). С. 42-46.

16. Хаит Г. А., Хаит Ю. Г. Страницы отечественной истории в киномузыке Сергея Прокофьева // Русская цивилизация в свете исторического выбора святого князя Владимира: материалы XI Международных научно-образовательных Знаменских чтений. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015.

17. Сидорчук И. В. Символика прошлого в советской песне 1930-х гг. // Россия в глобальном мире. 2020. № 16-17 (39-40). С. 140–148.

18. Лексин В. Н. Великая культура Великой войны // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. № 3 (41). С. 64-83.

19. Жильцов С. В., Макаров И. Б. «Победа будет за нами!»: звуковые документы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), год 1941-й // Военно-исторический журнал. 2021. № 5. С. 76–85.

20. Пронякина П. С., Белова Л. Г. Песни военного времени – культурное наследие России // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 1 (64). С. 63–64.


Рецензия

Для цитирования:


Стародубцева И.Ф., Хаит Г.А., Башкеева К.С. Советская массовая песня 1920-1940-х годов в зеркале эпохи. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(6):224-232. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-6-224-232

For citation:


Starodubtseva I.F., Khait G.A., Bashkeeva K.S. Soviet Mass Song of the 1920s-1940s in the Mirror of the Epoch. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(6):224-232. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-6-224-232

Просмотров: 408


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)