Советская массовая песня 1920-1940-х годов в зеркале эпохи
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-6-224-232
Аннотация
Актуальность изучения феномена советской массовой песни возрастает в настоящее время в связи с особым вниманием к воспитательной работе, к формированию активной гражданской позиции у современной молодёжи. Данный жанр не только является знаком эпохи, но и ярко отражает духовнонравственные, патриотические ценности российского общества.
Цель исследования состоит в рассмотрении этапов становления жанра советской массовой песни в 1920–1940-х годах.
Задачи исследования: рассмотреть становление и развитие жанра советской массовой песни в 1920–1940-х годах; выявить влияние основных событий отечественной истории, повлиявших на эволюцию данного жанра.
Методология. В работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза информации, а также комплекс методов историко-культурного, проблемно-хронологического характера; применялся анализ средств музыкальной выразительности и жанрово-стилистических особенностей предмета исследования.
Результаты. Изменившаяся после Октябрьской революции 1917 года социальная структура общества потребовала изменений в культурной политике страны. Стремление «сбросить Пушкина с корабля современности» и построить новый мир привело к появлению и расцвету жанра советской массовой песни. Понятие «массовая песня» наполнялось новым содержанием на разных этапах развития: в 1920-е годы в числе ведущих направлений композиторского творчества были аранжировки революционных песен для хорового состава. Широко распространяется практика сочинения нового текста на уже существовавшую мелодию. После окончания Гражданской войны в массовую песню проникают современные танцевальные ритмы, против чего в обществе разворачивается масштабная кампания. В предвоенные годы в этом жанре нашли отражение темы социалистического строительства, воспоминаний о событиях истории и светлых надежд. С началом Великой Отечественной войны задача, стоявшая перед художниками, определялась необходимостью помочь народу выстоять, поднять его боевой дух, усиливать патриотические чувства.
Выводы. Советская массовая песня стала выразителем ценностей и нужд эпохи и настоящим документальным свидетельством своего времени.
Об авторах
И. Ф. СтародубцеваРоссия
Стародубцева Ирина Филипповна, заслуженная артистка Российской Федерации, доцент, заведующая кафедрой вокального искусства
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Г. А. Хаит
Россия
Хаит Геннадий Аронович, доцент кафедры вокального искусства
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
К. С. Башкеева
Россия
Башкеева Ксения Сергеевна, старший преподаватель кафедры вокального искусства
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Стародубцева И. Ф. К вопросу об интерпретации «Шести стихотворений ор. 38» С. Рахманинова в контексте духовно-нравственных представлений композитора // Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию преподобного Сергия Радонежского: материалы X Международной научно-образовательных Знаменских чтений. Курск: Курск. гос. ун-т, 2014.
2. Соловьянова М. В. Роль интеллигенции в построении и развитии социалистического общества // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2, ч. 2. С. 160-162.
3. Бурматов М. А. Зарождение новых форм песенного репертуара в Советской России (20-30-е годы ХХ века) // Человек и культура. 2017. № 1. С. 88–97.
4. Ильичева О. С. Песня как явление в истории отечественной массовой музыкальной культуры // Universum: филология и искусствоведение. 2016. № 3-4 (26). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/3067 (дата обращения: 08.03.2022).
5. Стародубцева И. Ф., Белоусенко М. И. Психолого-педагогические условия формирования вокальной индивидуальности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7, № 1 (22). С. 60-64.
6. Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М.: Музыка, 1987. 365 с.
7. Рустам И. Ф. «Русская Марсельеза»: жестокий романс Петра Лаврова // Антропологический форум. 2018. № 36. С. 117-153.
8. Лях В. И., Сигида Д. А. Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 2. С. 22-25.
9. Иванова Л. И. Советская песня // Отечественная музыкальная литература 1917–1985. М.: Музыка, 1996. С. 103–164.
10. Ганская Е. Н. Советская массовая песня как форма идеологии // Вестник культурологии. 2019. № 4 (91). С. 221-225.
11. Степанова Е. А. «Все проходит. Остаётся Родина – то, что не изменит никогда»: образ Родины в советской песне // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. №4. С. 28-42.
12. Страшнов С. Л. Стихи в системе массовой культуры (к постановке проблемы) // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 2. С. 153-157.
13. Цукер А. М. К проблеме авторства в массовой музыке // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4. С. 11-18.
14. Сипкина Н. Я., Антонов В. П. Вещий характер интимной лирики ХХ века: автобиографические черты // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 24. С. 41–54.
15. Корнев П. К. Сотрудничество артистов и композиторов СССР и США в 1930–1950-х гг. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 3 (28). С. 42-46.
16. Хаит Г. А., Хаит Ю. Г. Страницы отечественной истории в киномузыке Сергея Прокофьева // Русская цивилизация в свете исторического выбора святого князя Владимира: материалы XI Международных научно-образовательных Знаменских чтений. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015.
17. Сидорчук И. В. Символика прошлого в советской песне 1930-х гг. // Россия в глобальном мире. 2020. № 16-17 (39-40). С. 140–148.
18. Лексин В. Н. Великая культура Великой войны // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. № 3 (41). С. 64-83.
19. Жильцов С. В., Макаров И. Б. «Победа будет за нами!»: звуковые документы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), год 1941-й // Военно-исторический журнал. 2021. № 5. С. 76–85.
20. Пронякина П. С., Белова Л. Г. Песни военного времени – культурное наследие России // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 1 (64). С. 63–64.
Рецензия
Для цитирования:
Стародубцева И.Ф., Хаит Г.А., Башкеева К.С. Советская массовая песня 1920-1940-х годов в зеркале эпохи. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(6):224-232. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-6-224-232
For citation:
Starodubtseva I.F., Khait G.A., Bashkeeva K.S. Soviet Mass Song of the 1920s-1940s in the Mirror of the Epoch. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(6):224-232. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-6-224-232