Развитие трамвайного движения в послевоенный восстановительный период (на примере города Липецка)
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-1-193-204
Аннотация
Актуальность. В настоящее время на территории Российской Федерации большое развитие получает электрический транспорт. Целый комплекс инвестиционных программ со стороны государства направлен как на обновление и реконструкцию трамвайного движения, материальная база которого уже перестала соответствовать требованиям в сфере транспортного обслуживания населения, так и на восстановление коммуникационных систем, пострадавших в результате военных действий, развернувшихся на Донбассе. В этой связи исключительное значение приобретает опыт, достигнутый советской страной в послевоенный восстановительный период, который до сего времени не подвергался в полной мере научно-историческому анализу. Хотя в то время трамвайные предприятия не только восстанавливались, но и создавались в крупных индустриальных центрах для осуществления стабильных перевозок.
Цель – охарактеризовать процесс становления трамвайного движения в Липецке – последнем из городов Центрального Черноземья, получивших этот вид электрического транспорта.
Задачи: на основе изучения архивных источников проанализировать проекты организации трамвайного движения в городе Липецке, выяснить роль государственных органов в формировании и развитии трамвайной инфраструктуры.
Методология. При написании работы автор опирался на основополагающие принципы исторической науки (историзма и объективности), а также на ряд конкретно-исторических и общенаучных методов (аналитический, сравнительно-исторический).
Результаты. На основе многоаспектного анализа архивных источников удалось проследить основные этапы и тенденции становления липецкого трамвая в 1945–1950 годах в начальный период его развития, когда трамвай был основным видом городского транспорта.
Вывод. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в период послевоенного восстановления народного хозяйства РСФСР трамвай как вид общественного транспорта добился не только восстановления показателей довоенного периода, но и появлялся в новых городах, нуждавшихся в стабильном транспортном обслуживании.
Ключевые слова
Об авторе
А. С. ДавыдовРоссия
Давыдов Алексей Сергеевич, аспирант кафедры конституционного права
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Клопотов К. К. Подвижной состав городского электротранспорта за рубежом. М.: Изд-во М-ва коммун. хозяйства РСФСР, 1958. 253 с.
2. 50 лет Ленинградского трамвая / Г. М. Кнерель, Я. Н. Лернер, В. И. Позднеев [и др.]. М.: Изд-во М-ва коммун. хозяйства РСФСР, 1957. 237 с.
3. Тархов С. А. Курскому трамваю 100 лет // Вестник городского электрического транспорта России. 1998. № 3. C. 28–34.
4. Тархов С. А. Орловскому трамваю 100 лет // Вестник городского электрического транспорта России. 1999. № 2. C. 25–27.
5. Розалиев В. В. Трамвай Владивостока: краткий исторический очерк. М.: [Б. и.], 2014. 130 с.
6. Розалиев В. В. Городской электротранспорт: из истории государственного управления. М.: [Б. и.], 2004. 278 с.
7. Горшенин А. В. Городской транспорт Среднего Поволжья в 1941–1950 гг. Самара: Офорт, 2018. 328 с.
8. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 317 с.
9. Кожушко Ю. Н. Условия труда производственного персонала трамваев в городах Челябинской области в 1930-е гг. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2023. Т. 23, № 2. С. 23–28. https://doi.org/10.14529/ssh230203.
10. Городской электрический транспорт в России, СССР и Российской Федерации / под ред. Ю. М. Коссого. Н. Новгород : Штрих-Н, 2007. 368 с.
11. Шпаков И. В. Становление и развитие трамвайного транспорта в Центральном Черноземье в конце XIX – начале XX вв. Чарлстон: CreateSpace, 2015. 145 с.
12. Горшенин А. В. К вопросу о становлении трамвайного движения в г. Ульяновске // Самарский научный вестник. 2017. №1 (18). С. 129–134.
13. Народное хозяйство СССР 1922–1972 гг. Юбилейный статистический сборник. М.: Статистика, 1972. 847 c.
14. Из истории Липецкого края. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1965. 174 с.
15. ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6251. Л. 9.
16. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6428.
17. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 1. Д. 6351.
18. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 233.
19. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 1810.
20. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 47. Д. 3074.
21. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 454.
22. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 535.
23. ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 48. Д. 3081.
24. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 536.
25. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 492.
26. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 1852.
27. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 64.
28. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 1811.
29. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 1894.
30. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 2606.
31. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 5000.
32. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 6466.
33. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 3370.
34. ГА РФ. Ф. А-314. Оп. 2. Д. 4408.
Рецензия
Для цитирования:
Давыдов А.С. Развитие трамвайного движения в послевоенный восстановительный период (на примере города Липецка). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2024;14(1):193-204. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-1-193-204
For citation:
Davydov A.S. Development of Tram Traffic in the Post-War Recovery Period on the Territory of the RSFSR (Using the Example of the City of Lipetsk). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2024;14(1):193-204. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2024-14-1-193-204