О реализации задач инспектирования школьных учреждений России в 1921–1923 годы (на примере Курской губернии)
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-5-208-215
Аннотация
Актуальность статьи вытекает из важности качественного исследования задач инспекционных проверок школ в советской России, которые использовались государством в качестве контроля над процессом построения новой школы. Спустя столетие, задачи инспектирования имеют схожую направленность. К тому же инспекционно-контрольная деятельность в школах Курского региона практически не изучена, что усиливает актуальность представленного материала.
Целью статьи является определение задач инспектирования школ в России в 1921–1923 годах на примере Курской губернии.
Задачи статьи вытекают из поставленной цели и состоят в том, чтобы: определить сроки создания советского инспекционного аппарата школ; сформулировать задачи инспекции советской школы; указать на специфику инспектирования школьных учреждений в уездах Курской губернии.
Методология статьи базируется на принципах историзма, объективности и системности, которые дополнены специальными методами, к числу которых относятся историко-правовой, историкосравнительный и историко-типологический.
Результат. После установления советской власти в России формируется новая образовательная доктрина. Контроль над ее воплощением в школах осуществлял инспекторский аппарат. Он строился на новых принципах. Перед инспекторами стояли задачи, связанные с контролем выполнения указаний новой власти в сфере народного образования. Подготовка инспекторов проходила на специальных курсах, но главным профессиональным критерием инспектора являлось принятие и распространение идеологии государственной власти. В Курском регионе в 1923 году инспекторский аппарат уже активно осуществлял свою деятельность. Важным направлением контроля было исполнение в школьных учреждениях декретов, постановлений и распоряжений по народному просвещению. На основании отчетов инспекторов разрабатывались новые директивы.
Выводы. Смена государственно-политической системы в России предопределила коренные изменения в системе образования, которые контролировались специально созданной инспекцией. Система образования строилась на отличных от «старой» школы принципах. Целью советской власти являлось построение трудовой школы и, как следствие, соответствие учебного и воспитательного процесса принципам трудовой школы. Инспекторский аппарат, контролирующий внедрение идеологических принципов власти, являлся надзорным органом и связующим элементом между учебными заведениями и отделами народного образования.
Об авторе
М. В. СоловьяноваРоссия
Соловьянова Марина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-культурного сервиса
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Контроль и надзор в сфере образования: монография / Г. Т. Алимов, Н. М. Ладнушкина, Д. А. Пашенцев, С. И. Фёклин. М.: Книгодел, 2020. 184 с.
2. Еженедельник Народного комиссариата просвещения. 1924. № 1 (22).
3. Крупская Н. К. На третьем фронте: статьи и речи. Ч. 1: Социальное воспитание детей и подростков. М.: Работник просвещения, 1927. 156 с.
4. Богуславский М. В. Реформы российского образования ХIХ–ХХ вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5–22.
5. Филиппова Л. Г. Проблемы трудового воспитания в современной школе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 3(18). С. 41–43.
6. Летние занятия в трудовой школе // Народное просвещение. 1921. № 1. С. 13.
7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1917–1941 гг. / [Н. П. Кузин, Ф. Ф. Королев, З. И. Равкин и др.]; отв. ред. Н. П. Кузин [и др.]. М.: Педагогика, 1980. 456 с.
8. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 14.
9. ГАГО. Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 47.
10. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 2. Д. 70.
11. ГАКО. Ф. Р-310. Оп. 1. Д. 50.
12. Практика правоприменения образовательного законодательства в профессиональных образовательных организациях в свете реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: материалы городской научно-практической конференции ГБОУ ВО МГПУ / сост. С. И. Фёклин. М.: Книгодел, 2015. 80 с.
13. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 5. Д. 51.
14. Резолюция I Всероссийской конференции инспекторов народного просвещения «По основным докладам НКП о задачах и методах инспекторской работы» [декабрь 1923 года] // Еженедельник Народного комиссариата просвещения. 1924. № 1 (22). С. 15–16.
15. ГАОПИКО (Государственный архив общественно-политической истории). Ф. 65. Оп. 1. Д. 305.
16. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 5. 1924 г. Д. 51.
17. Луначарский А. В. Пути к укреплению материального базиса народного образования // Народное просвещение. 1922. № 98. С. 9.
18. Соловьянова М. В. Становление единой трудовой школы в России в 1918–1922 годы (по материалам Государственного архива Курской области) // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. 2021. Т. 11, № 5. С. 274–282.
19. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 5. 1922 г. Д. 153.
20. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 6. Д. 51.
21. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 5. 1923 г. Д. 51.
22. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 5. Д. 56.
Рецензия
Для цитирования:
Соловьянова М.В. О реализации задач инспектирования школьных учреждений России в 1921–1923 годы (на примере Курской губернии). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(5):208-215. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-5-208-215
For citation:
Solovyanova M.V. On the Implementation of the Tasks of Inspecting School Institutions in Russia in 1921–1923 (on the Example of Kursk Province). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(5):208-215. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-5-208-215