Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск
Том 12, № 5 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

136-146 191
Аннотация

Актуальность. Алкогольная сфера является одной из активно реформируемых сфер в экономике России. Государство постоянно совершенствует регуляционный арсенал в отношении алкоголя в целях достижения баланса общественных и фискальных интересов. В этой связи особую актуальность имеет опыт развития производства алкоголя в предшествующие исторические отрезки, позволяющий увидеть логику развития винокуренного производства.
Цель - указать главные направления развития винокуренного производства в России.
Задачи исследования определяются поставленной целью и состоят в том, чтобы: осветить имеющиеся мнения по поводу времени «рождения» винокурения в России; рассмотреть курение вина как производственный процесс; определить тенденции развития производства алкоголя в XVI - XVIII веках.
Методология. Принципы историзма, системности и научной объективности были основными при подготовке статьи. Отдельные научные задачи решались с помощью специальных методов, в том числе сравнительного, типологического и генетического.
Результаты. Сохранившиеся источники не позволяют определить точное время появления винокуренного производства в России. Авторы, пытавшиеся отыскать «корни» российского винокурения, не пришли к общему мнению: одни считают, что процесс дистилляции заимствован русскими у европейцев; другие - что курение вина осуществлялось на Руси с незапамятных времен, но источники о том утрачены. Новшества в производстве хлебного вина на протяжении значительного хронологического отрезка были едва заметными. Оборудование винокурен на протяжении многих веков оставалось простым, только чаны со временем стали подогреваться не открытым огнем, а горячим паром. Винокурение было побочным промыслом, рассчитанным на нужды собственного хозяйства. Основным винокуренным материалом являлась рожь. В процессе соложения, брожения и перегонки терялась значительная часть продукта. Правительственные указы мало влияли на производительность и на способы курения вина.
Вывод. Основные направления развития винокуренного производства в России заключались в росте численности винокурен, сохранении на протяжении многих лет примитивного устройства, отсутствии потребности у производителей согласовывать количество и качество выпущенной продукции с потребностями рынка.

147-158 153
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальному урбанизационному вопросу, который автор рассмотрел на примере однодворцев Центрального Черноземья. Новизна исследования состоит в комплексном анализе массы неопубликованных и нарративных источников, показавшем, что означенная тема действительно не получила ещё серьёзной оценки в научной литературе. Данная статья имеет в себе ряд выводов, полезных как для исследований городских миграций в целом, так и для изучения однодворческого сословия в частности.
Цель – определить особенности притока в городские конгломерации Центрального Черноземья служилых людей и их потомков с начала XVII по середину XIX века.
Задачи состоят в рассмотрении: географии притока; феномена перехода однодворческих сёл в города; сословного состава переселяющихся; различных сложностей, препятствующих потомкам служилых людей передвижению в городскую местность.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались принципы макро- и микроисторического анализа, соединение общих и уникальных явлений, а также статистического, картографического и историко-сравнительного, типологического и генетического методов.
Результаты. Характер урбанизационных процессов у однодворцев изменялся по той причине, что из очагов расселения и крепостей города преобразовываются в торгово-промышленные центры. По мнению исследователя, во время переселений в городскую местность происходило наибольшее смешивание потомков служилых людей по прибору и по отечеству в рамках однодворческого сословия. Особенно это явление отражалось на их менталитете. Эволюция в географии притока служилых людей и их потомков в города Центрального Черноземья состояла в доминировании заселения в XVII веке, а в XVIII–XIX веках – расселения.
Вывод. Автор выявил основные и дополнительные факторы, увеличивающие миграцию в город для служилых людей и их потомков. Ко вторым в XVIII веке нужно отнести массовый переход однодворческих сёл в города, а в XIX веке – бюрократическое упрощение, сопровождающие переселения в городскую местность. К основным факторам в XVII веке нужно отнести принудительный свод служилых людей из разных местностей в города, а для XVIII–XIX веков – рост товарно-денежных отношений.

159-167 87
Аннотация

Актуальность. Опыт государственного регулирования кредитной политики России имеет большое практическое значение для современного экономического и политического развития страны. В настоящее время получают развитие актуальные формы хозяйствования, к числу которых относится кредитная кооперация.
Цель исследования – анализ кредитной политики правительства на Южном Урале в начале XX века.
Задачи: определить формы и основные направления деятельности кредитной кооперации; изучить региональные аспекты кредитной политики на селе, показать особенности ее реализации на Южном Урале.
Методология исследования основывается на принципах историзма и объективности. Методологической базой исследования является системный подход. Используются хронологический метод и метод сравнительно-исторического анализа.
Результаты. В начале XX века на Южном Урале широкое распространение получили кредитные учреждения – ссудосберегательные и кредитные товарищества, большинство которых функционировало в сельской местности. Кроме основного назначения – кредитования мелкого крестьянина, они занимались сбытом хлеба и других видов сельскохозяйственной продукции. Сдерживающими факторами развития мелкого кредита на селе являлись: невысокий уровень товарно-денежных отношений, с одной стороны; правовая и сословная обособленность – с другой, поскольку существовали ограничения в распоряжении крестьянской собственностью, как надельной землей, так и движимым имуществом.
Вывод. Кредитная политика явилась одним из результатов развития товарных отношений, способствовала обеспечению наиболее благоприятных условий для развития сельского хозяйства в целом, оказала важное влияние на социально-экономическое развитие южноуральского региона в начале ХХ века.

168-177 99
Аннотация

Актуальность научного исследования обусловлена тем, что Юго-Западный государственный университет (бывший Курский политехнический институт), как и все современные вузы нашей страны, достигает высоких рейтингов не только за обеспечение студентов качественным образованием, но и физической подготовленностью к профессии, здоровому образу жизни. Изучение и обобщение опыта физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на кафедре физического воспитания с момента её создания весьма актуально и нацелено, на наш взгляд, на дальнейшее эффективное физическое развитие современной учащейся молодёжи.
Цель научного поиска заключается в исследовании развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на кафедре физического воспитания Курского политехнического института в 60–70-е годы ХХ века.
Задачи научного исследования заключаются в обобщении опыта физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и выявлении частных факторов, влиявших на деятельность кафедры физического воспитания Курского политехнического института в 60–70-е годы ХХ века, а также в рекомендациях для дальнейшего развития успешной работы кафедры физического воспитания в современный период.
Методология исследования опирается на принципы историзма, объективности и системности, позволяющие проследить взаимосвязь и взаимообусловленность событий в соответствующий отрезок времени. Кроме того, были применены сравнительно-исторический и историко-хронологический методы, дающие возможность выявить закономерности и последовательность изучаемых исторических событий.
Результаты научного исследования показали, что грамотно организованная на кафедре физического воспитания спортивно-массовая работа под руководством высококвалифицированных специалистов, вовлечение в физкультурно-оздоровительную работу широкого контингента студентов (даже с ослабленным здоровьем) и необходимые для занятий условия позволили студенческой молодёжи КПИ заявить о своих спортивных талантах не только в Курске, но и в стране.
Выводы. Созданная в 1964 году кафедра физического воспитания при Курском политехническом институте активно и высокопрофессионально проводила физкультурно-оздоровительную и спортивномассовую работу со студентами вуза.

178-188 151
Аннотация

Актуальность. Научная типизация событий прошлого является одним из распространенных результатов, получаемых в ходе проведения исторических исследований. При этом, как правило, речь идет об использовании лишь одной типологической черты и лишь одном уровне типизации. Это придает актуальности рассмотрению вопроса установления многоаспектной и многоуровневой типизации.
Целью статьи является ознакомление профессионального сообщества историков с опытом установления многоаспектной и многоуровневой типизации предмета исследования.
Задачей статьи является установление типизации метеорологического обеспечения Военновоздушных сил Красной армии и демонстрация на ее примере практического применения историкотипологического метода.
Методология. Широкое распространение при проведении исторических исследований приобрело использование историко-типологического метода. В частности, он был применен при изучении истории метеорологического обеспечения Военно-воздушных сил Красной армии в годы Великой Отечественной войны.
Результаты. Было предложено упорядочить предмет исследования, выделив в нем типы на основании установления общих присущих им признаков. С этой целью использовались три типологические черты: уровень военного управления, регулярность метеорологического обеспечения и специфика деятельности ВВС КА. В результате была получена многоаспектная типизация. Третий тип был подвергнут дальнейшей детализации, что позволило говорить о ее втором уровне. Все выводы и положения иллюстрируются конкретными примерами из опыта работы авиационных метеорологов по обеспечению ВВС КА в годы Великой Отечественной войны.
Выводы. На примере конкретного предмета исследования показана возможность использования историко-типологического метода для установления многоаспектной и многоуровневой типизации. Установлено, что использованию этого метода должно предшествовать использование дескриптивного метода. Выявлено, что ключевой составляющей, определяющей дальнейшую возможность типизации, является подбор типологических черт.

189-198 150
Аннотация

Актуальность. В лесном праве России в последние десятилетия были проведены серьезные преобразования. Государство сегодня апробирует новую концепцию управления лесами и использования лесных ресурсов, основанную на приоритете публичного права. В истории России имеется опыт эволюционной трансформации концепций частного и публичного права в сфере лесных правоотношений.
Цель – изучить опыт эволюционной трансформации частного и публичного права в сфере регулирования лесопользования в России в середине XIX века.
Задачи. В рамках статьи решаются следующие задачи: анализ правовых основ реформирования управления лесами в середине XIX века, особенности реализации отдельных положений на первом этапе реформы на примере Курской губернии.
Методология исследования основывается на использовании диалектического подхода с привлечением современных методов и способов изучения нормативно-правовых актов.
Результаты. Несмотря на отсутствие какого-либо основополагающего законодательного акта, знаменующего начало реформы в области управления лесами европейской части России в середине XIX века, реформа имела принципиальный характер. Положения публичного права были распространены на сферу, в которой ранее доминировали нормы частного права.
Выводы. К середине XIX века у государства имелись веские основания упорядочить и жестко регламентировать порядок использования лесов, в том числе находившихся в частной собственности. В частновладельческих лесах к 50-м годам XIX века стала очевидной проблема истребления лесов в европейской части России. Государство начало проведение реформы с непривилегированного сословия – крестьянства. Однако реформа встретила непонимание не только со стороны крестьян, но и государственных чиновников, ответственных за ее реализацию. Негативное отношение чиновников Лесного отделения Курской палаты государственных имуществ к трансформации управления лесным хозяйством губернии привело к затягиванию реформы.

199-207 140
Аннотация

Актуальность. В данной статье предпринята попытка рассмотрения особенностей землепользования в начале XX века в России. Система землепользования в России в исследуемый период представляла собой результат аграрных преобразований второй половины XIX века и аграрной реформы начала XX века.
Целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей развития землепользования в начале XX века в России.
Задачи. Проведение системного анализа исторической информации, направленного на изучение системы землепользования в начале XX века в России; изучение динамики развития поземельных отношений в стране.
Методология. Методологической основой исследования выступают: методы объективности и научности, историко-сравнительный и хронологический подходы, а также принцип историзма.
Результаты научного исследования позволили автору сформулировать объективные выводы о формировании и развитии системы землепользования в России в начале XX века.
Выводы. Система землепользования в России в начале XX века была тесно связана с системой землевладения, которая формировалась на протяжении нескольких столетий. Российское крестьянство испытывало острую нужду вследствие своей ограниченности земельными ресурсами. Оно вынуждено было арендовать значительные площади у других собственников: помещиков, государства, других крестьян. В свою очередь, это становилось причиной бедности крестьянства, отдававшего в среднем половину своего урожая владельцам земли. Как следствие, небогатое российское крестьянство было в значительной степени подвержено революционной пропаганде различных левых сил. Это ярко проявилось в период революционных событий 1905–1907 годов и особенно в период революционных событий 1917 года, когда в основном представители этих малоземельных крестьянских хозяйств уничтожили весь механизм системы землепользования.

208-215 110
Аннотация

Актуальность статьи вытекает из важности качественного исследования задач инспекционных проверок школ в советской России, которые использовались государством в качестве контроля над процессом построения новой школы. Спустя столетие, задачи инспектирования имеют схожую направленность. К тому же инспекционно-контрольная деятельность в школах Курского региона практически не изучена, что усиливает актуальность представленного материала.
Целью статьи является определение задач инспектирования школ в России в 1921–1923 годах на примере Курской губернии.
Задачи статьи вытекают из поставленной цели и состоят в том, чтобы: определить сроки создания советского инспекционного аппарата школ; сформулировать задачи инспекции советской школы; указать на специфику инспектирования школьных учреждений в уездах Курской губернии.
Методология статьи базируется на принципах историзма, объективности и системности, которые дополнены специальными методами, к числу которых относятся историко-правовой, историкосравнительный и историко-типологический.
Результат. После установления советской власти в России формируется новая образовательная доктрина. Контроль над ее воплощением в школах осуществлял инспекторский аппарат. Он строился на новых принципах. Перед инспекторами стояли задачи, связанные с контролем выполнения указаний новой власти в сфере народного образования. Подготовка инспекторов проходила на специальных курсах, но главным профессиональным критерием инспектора являлось принятие и распространение идеологии государственной власти. В Курском регионе в 1923 году инспекторский аппарат уже активно осуществлял свою деятельность. Важным направлением контроля было исполнение в школьных учреждениях декретов, постановлений и распоряжений по народному просвещению. На основании отчетов инспекторов разрабатывались новые директивы.
Выводы. Смена государственно-политической системы в России предопределила коренные изменения в системе образования, которые контролировались специально созданной инспекцией. Система образования строилась на отличных от «старой» школы принципах. Целью советской власти являлось построение трудовой школы и, как следствие, соответствие учебного и воспитательного процесса принципам трудовой школы. Инспекторский аппарат, контролирующий внедрение идеологических принципов власти, являлся надзорным органом и связующим элементом между учебными заведениями и отделами народного образования.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

10-27 485
Аннотация

Актуальность. Современный этап развития науки гражданского права неразрывно связан с утверждением Министерством высшего образования и науки Российской Федерации новой номенклатуры научных специальностей, в соответствии с которой на смену научной специальности 12.00.03 «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» пришла расширенная научная специальность 5.1.3 «Частно-правовые науки». Вместе с тем обращение к методам проведения научных исследований, разработанных ведущими учеными, каким, несомненно, был доктор юридических наук, профессор О. А. Красавчиков, позволяет обогатить методологию науки гражданского права и не позволить под влиянием реформы номенклатуры утратить специфику методологии проводимых цивилистических исследований. Статья является обновленным вариантом работы автора «Метод О. А. Красавчикова», опубликованной в 2006 г.
Целью исследования выступает формулирование научного представления о значении научного наследия доктора юридических наук, профессора О. А. Красавчикова для цивилистической науки.
Задачи: изучить специфику работы профессора О. А. Красавчикова по созданию научной школы, оценить значение научных работ О. А. Красавчикова для дальнейшего развития науки гражданского права.
Методология исследования представлена комплексом общенаучных методов научного познания (анализ, интерпретации, формально-логический).
Результаты. Показаны основные направления научной и профессиональной деятельности профессора О. А. Красавчикова; выработаны методологические подходы к исследованию научного наследия ученых-цивилистов.
Вывод. Научное наследие профессора О. А. Красавчикова имеет большое значение для развития цивилистической науки и правоприменительной практики. Исследование и развитие идей О. А. Красавчикова представляет собой самостоятельное направление для изучения в гражданско-правовой науке.

28-38 217
Аннотация

Актуальность. Развитие социальных сетей позволяет трансформировать устоявшиеся подходы к ведению предпринимательской деятельности и формировать новые научный и практический подходы к ее правовому регулированию. Вместе с тем отношения, возникающие в социальных сетях и требующие законодательного регулирования, остаются в рамках саморегуляции, что негативным образом сказывается на их стабильности. Вплоть до настоящего времени остается неопределенным правовой статус субъектов права социальных сетей, особенно в условиях возникновения «государственных социальных сетей». Актуальность разрешения вопросов, связанных с правовым статусом, предопределяется спецификой функционирования социальных сетей, регистрацией субъектов в них, проблемой идентификации и неразрывно связанным с ней порядком осуществления прав и обязанностей. Статья является продолжением научных исследований автора о нетипичных формах правоотношений, требующих законодательного оформления.
Цель статьи состоит в формировании научного подхода к определению правового статуса субъектов социальных сетей.
Задачи: выявить круг субъектов права социальных сетей; установить основания возникновения правового статуса субъекта социальной сети; обосновать содержание правового статуса пользователей социальных сетей.
Методология. Основу методологии проводимого исследования составляют достижения общей теории права, частноправовой и публично-правовой науки, позволяющие систематизировать имеющиеся теоретические и эмпирические данные о правовом статусе субъектов права социальных сетей, выстроить надлежащую концепцию.
Результаты. В ходе проведения исследования обоснован специальный правовой статус пользователей социальных сетей.
Вывод. Субъектный состав права социальных сетей сложен. Идентификация субъектов в социальной сети затруднительна, что ставит под угрозу надлежащую защиту прав и законных интересов других лиц. Авторами обоснована необходимость самостоятельной законодательной регламентации отношений, возникающих в социальных сетях.

39-48 141
Аннотация

Актуальность. Действующее семейное законодательство связывает возникновение гражданскоправовых последствий для участников семейных отношений с необходимостью получения ими юридически значимых сообщений в случаях, прямо предусмотренных в законе. Вместе с тем институт юридически значимых сообщений не нашел своего закрепления и конкретизации в действующем Семейном кодексе Российской Федерации и применяется к семейным отношениям по правилам гражданского законодательства, что, в свою очередь, порождает проблемы практического характера при разрешении семейных споров в судебном порядке.
Целью исследования является выявление особенностей межотраслевого взаимодействия института юридически значимых сообщений, в том числе и вопросы его эффективного применения в семейноправовом поле.
Задачами исследования выступают: определение правовой природы и специфики юридически значимых сообщений в семейных правоотношениях; разработка предложений по совершенствованию действующего семейного законодательства по вопросам использования данного института субъектами семейного права.
Методология. При решении исследовательских задач применялись как общенаучные (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.), так и частнонаучные (формально-догматический, межотраслевой) методы.
Результаты. Установлено межотраслевое взаимодействие института юридически значимых сообщений в гражданском и семейном праве; выявлены его специфические черты в семейных отношениях, связанные с действием императивного метода правового регулирования семейных отношений, а также публично-правовым характером отдельных видов юридически значимых сообщений.
Выводы. Юридически значимые сообщения играют важную роль не только в гражданском, но и семейном праве. Адресантами юридически значимых сообщений в семейном праве выступают не только физические лица, участвующие в семейных правоотношениях, но и государственные органы и организации, наделенные полномочиями по защите прав несовершеннолетних, что позволяет выделить новый вид юридически значимых сообщений в семейном праве – публично значимые юридические сообщения.

49-59 202
Аннотация

Актуальность. В условиях глобальных изменений мировой экономики и геополитической обстановки достаточное обеспечение потребностей внутреннего рынка электроэнергии гарантирует национальную безопасность Российской Федерации. Высокое качество правового регулирования договорных конструкций представляет собой один из основополагающих факторов, способствующих устойчивому развитию рынка электроэнергетики. Вместе с тем ни законодатель, ни правоприменители, ни представители цивилистической науки не разработали единой классификации элементов системы гражданскоправовых договоров, способствующих снабжению покупателей (потребителей) электроэнергией, что обусловливает своевременность и целесообразность комплексного изучения этого вопроса.
Целью исследования выступает разработка классификации гражданско-правовых договоров, способствующих снабжению покупателей (потребителей) электроэнергией как элементов единой системы.
Задачи: изучить разработанные на сегодняшний день классификации договоров на розничном и оптовом рынке электроэнергетики, выявить специфические черты законодательного подхода к системе гражданско-правовых договоров, связанных с электроэнергией.
Методология исследования представлена диалектико-материалистическим методом, системным методом, а также были применены анализ, синтез и формально-юридический метод.
Результаты. Разработан авторский вариант системы гражданско-правовых договоров, способствующих снабжению покупателей (потребителей) электроэнергией: договоры, регулирующие оптовый рынок электроэнергии; договоры, регулирующие розничные рынки электроэнергии; сервисные договоры, обеспечивающие функционирование вышеназванных договоров; организационные договоры, содействующие производству, доставке и потреблению электроэнергии.
Вывод. Общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах и обязательствах, их исполнении и ответственности в полной мере действуют для договорных форм, обслуживающих оптовый и розничные рынки электроэнергии нашей страны, но с учетом принципов, норм и правил энергетического законодательства. Предлагается внести в энергетическое законодательство положение о том, что договоры поставки электроэнергии на оптовом и розничных рынках электроэнергии возможны только с участием коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей в рамках гражданско-правового договора поставки.

60-70 216
Аннотация

Актуальность. Авторами статьи исследуется соотношение требований кредиторов по делам о несостоятельности (банкротстве) анализируются актуальная судебная практика и новые правоприменительные подходы Верховного Суда Российской Федерации в указанной сфере, сформирован вывод о необходимости усиления научного обоснования этих ограничений (соотношений), обращается внимание на пробельность законодательного регулирования ограничений кредиторских требований по делам о банкротстве.
Цель исследования состоит в выявлении и решении проблем, связанных с соотношением требований, предъявляемых в ходе рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве, внесении предложений по обсуждаемому вопросу.
Задачи: рассмотреть действующее правовое регулирование института субординации требований кредиторов по делам о несостоятельности (банкротстве); проанализировать судебные акты; выявить и решить проблемы по вопросам пределов субординации требований, в том числе по кругу кредиторов.
Методология. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования: системный, анализа и синтеза, восхождения от конкретного к абстрактному, формально-юридический, а также сравнительного правоведения.
Результаты. В результате исследования выявлены основные причины возникновения проблемы соотношения (ограничения) кредиторских требований при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определено целевое назначение субординации этих требований, установлено, что отечественное законодательство не содержит норм о снижении очередности удовлетворения требований кредиторов при рассмотрении судом дела о банкротстве.
Выводы. Существование института субординации требований кредиторов представляется оправданным. Вместе с тем действующее правовое регулирование относительно пределов применения рассматриваемого механизма несовершенно. Отсутствие законодательного регулирования порождает множество проблем при рассмотрении судами конкретных дел, связанных с банкротством. Авторы считают необходимым дополнить российское законодательство нормами по обсуждаемому вопросу.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

71-81 179
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью постоянного мониторинга криминогенных рисков миграционных процессов, включая те из них, которые связаны с незаконной миграцией, сложного для криминологической оценки явления, представляющего угрозу национальной безопасности.
Цель: переосмысление рисков криминогенности миграционных процессов для совершенствования мер противодействия национальной и транснациональной преступности.
Задачи: получение объективных данных о структуре миграционной преступности; выявление тенденций её развития в целях содержательного наполнения шкалы рисков миграционных процессов; обобщение полученных результатов.
Методология исследования основана на диалектическом подходе, включает также социологический, статистический, математический, сравнительный методы, метод экспертной оценки, анализ, синтез.
Результаты. На основе анализа актуальных данных официальной статистики и сопоставления результатов с ранее полученными данными, а также экспертными оценками, объективность использования которых обусловлена высокой латентностью миграционной преступности, скорректированы криминогенные риски миграции, соответствующие срединным показателям степени риска. Полученные результаты структурированы в зависимости от статуса мигрантов и распространенности совершаемых ими или в их отношении деяний и обобщенно представлены в шкале рисков криминогенности миграционных процессов (миграции) (от минимального до сверхвысокого).
Выводы. По результатам исследования сделаны частные выводы о целесообразности корректировки системы учета преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства и в их отношении, и переосмыслении криминологического подхода к определению миграционной преступности, не включающих группу деяний, непосредственно связанных с незаконной миграцией (ст. 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также общий вывод о необходимости постоянного мониторинга криминогенных рисков миграции (особенно неконтролируемой её части) в целях корректировки миграционной политики и противодействия различных видов преступности, что имеет большую особую значимость в условиях нестабильной миграционной ситуации в период кризисов.

82-93 404
Аннотация

Актуальность. В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы дифференциации уголовной ответственности соучастников преступления, обладающей определенной спецификой с учетом особенностей отдельных проявлений преступной активности и законодательного определения их признаков в Общей и Особенной частях Уголовного кодекса Российской Федерации.
Целью является формулирование общих и специальных правил уголовно-правового регулирования пределов ответственности соучастников преступления.
Задачи: изучить подходы в определении пределов уголовно-правового регулирования пределов ответственности соучастников как в России, так и за рубежом, выявить связанные с этим законодательные и правоприменительные проблемы их установления и предложить пути их разрешения.
Методология. Методологическую базу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания действительности, которые позволили исследовать вопросы дифференциации уголовной ответственности соучастников преступления и сформулировать предложения о законодательном закреплении пределов ответственности организатора, подстрекателя и пособника.
Результаты. Проанализированы имеющиеся в Уголовном кодексе Российской Федерации правовые механизмы дифференциации уголовной ответственности соучастников. Определено, что в основе дифференциации уголовной ответственности соучастников лежит акцессорная природа соучастия. Выявлено, что основным средством дифференциации уголовной ответственности являются формы соучастия.
Выводы. Имеющиеся средства дифференциации уголовной ответственности не обеспечивают реализацию принципа справедливости. Форма соучастия не всегда может быть использована в качестве средства дифференциации уголовной ответственности соучастников, иные средства, такие как выделение специальных составов, в которых организатор или посредник представлены в качестве исполнителей отдельных преступлений, является частным (и не всегда эффективным средством дифференциации уголовной ответственности). Предлагается законодательно связать размер наказания, назначаемого исполнителю и другим соучастникам.

94-102 359
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена одному из актуальных современных вопросов – киберпреступности. Понятие «киберпреступность» широко используется в криминологии и практической деятельности полиции в Российской Федерации и Республике Казахстан. Однако вопрос о точном и полном понимании киберпреступности, а также о его законодательном закреплении до сегодняшнего дня остается открытым. Сущность данной проблемы заключается в том, что от правильного понимания киберпреступности зависит эффективность работы правоохранительных органов по предупреждению такого рода преступлений. В настоящее время в период бурного развития информационных технологий количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей.
Целью является точное и полное определение понятия «киберпреступность» в Российской Федерации и Республике Казахстан.
Задачи: на основе имеющихся в юридической литературе определений выявить главные признаки киберпреступности и провести систематизацию этого понятия.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались методы теоретического исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование), сравнительно-правовой подход.
Результаты. В ходе исследования предложено понимание киберпреступности как исторически изменчивого, латентного социального и уголовно-правового негативного явления, представляющего собой систему преступлений, совершённых дистанционно в информационном пространстве с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
Выводы. Исследование позволило прийти к выводу, что анализ доктринальных подходов не показывает единого мнения среди ученых в определении киберпреступности. Это обусловлено различными трактовками киберпространства и способов использования компьютерных систем при совершении противоправных действий. Несмотря на различия ученые ставят вопрос о соотношении международного законодательства и законодательства России относительно перечня противоправных действий, которые отнесены к преступлениям, совершаемым в киберсфере.
По нашему мнению, понятие «киберпреступность» может применяться к преступлениям, которые совершаются с использованием любых средств информационно-коммуникационных технологий. Киберпреступность – это более широкое понятие, чем «интернет-преступность», так как оно включает в себя возможность совершения преступлений с использованием любых информационных или телекоммуникационных сетей.

103-114 270
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена изучению статистических показателей и выявлению тенденций преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в Омской области. На сегодняшний день борьба с незаконным оборотом наркотиков является одной из приоритетных задач Российской Федерации, поскольку политика любого государства направлена на сохранение и формирование здорового населения. Проведение криминологического исследования преступности в отдельных регионах Российской Федерации помогает определить конкретные направления деятельности по предупреждению и противодействию данному виду преступлений на региональном уровне. В связи с этим актуальным является изучение современного состояния и динамики преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на примере статистической отчетности органа исполнительной власти в сфере внутренних дел Омской области.
Целью является характеристика состояния преступности в сфере незаконного оборота наркотиков для разработки эффективных мер предупреждения данных преступлений на территории Омской области.
Задачи: изучить объем, уровень и структуру наркопреступности на территории Омской области, динамику её изменения, а также сравнить её с основными показателями общей преступности в Омской области за последние годы.
Методология. Методологическую базу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания действительности, позволяющие исследовать состояние наркотических преступлений в регионе. В исследовании применены методы статистического и системного анализа.
Результаты. Исследование позволило дать современную характеристику состояния преступности в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Омской области. Дан сравнительный анализ основных показателей преступности Омской области и показателей преступности в других субъектах Российской Федерации. Показатели наркопреступности соотнесены с проблемами применения антинаркотических мер и иными связанными с ними проблемами деятельности правоохранительных органовОмской области.
Выводы. В ходе исследования показаны основные изменения в структуре и динамике наркопреступности в Омской области. Выявлены недостатки формирования официальной статистики, способствующие латентности данного вида преступности. Отражены основные тенденции наркотических преступлений на территории Омской области, что позволит правоохранительным органам повысить эффективность предупреждения и пресечения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

115-125 423
Аннотация

Актуальность данной работы определяется тем, что статус прокуратуры в координационной деятельности по предупреждению преступных проявлений недостаточно определён. В научном обществе активно продолжают исследовать его проблемы. Чёткая реализация функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью позволит сделать правоохранительную систему более качественной и, естественно, в большей степени ориентированной на защиту граждан от беззакония.
Цель статьи состоит в определении статуса органов прокуратуры Российской Федерации в координационной деятельности по предупреждению преступных проявлений.
Задачи: проанализировать направления и формы координационной работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью; сформулировать ряд предложений, направленных на повышение эффективности и качества координационной деятельности органов прокуратуры по профилактике и предупреждению преступлений.
Методология. В процессе работы над исследованием использовалась совокупность общенаучных методов познания (интегративного, системного и формально-юридического), применяемых в современной юриспруденции.
Результаты. Внесены предложения о разработке методических рекомендаций по вопросам координационной деятельности и необходимости внесения в Закон о прокуратуре специальных норм, посвященных координационной деятельности - закрепление методов, принципов, полномочий прокуроров по профилактике нарушений законов. Показана значимость координационной роли прокуратуры в деятельности по борьбе с преступными проявлениями. Приводятся положительные результаты работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью за период 2020-2021 годов.
Вывод. По результатам проведенного исследования авторы полагают, что законодатель в последнее время расширяет границы при осуществлении прокуратурой координационной деятельности. Генеральная прокуратура как главный координатор правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью обязана вести государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также осуществлять проведение и контроль исполнения координационных мероприятий - совещаний.

ПОЛИТОЛОГИЯ

126-135 264
Аннотация

Актуальность. Институт парламентского монархизма, при наличии противоречивого отношения к нему различных социальных сообществ, остается одним из типичных компонентов современных демократических систем. Однако в условиях постиндустриального общества происходят кардинальные трансформации парламентских монархий в странах Европы, что ведет к их мимикрии под влиянием таких факторов общественных отношений, как постмодернизм и глобализация. Политологический анализ отмеченной проблемы представляется актуальным ввиду необходимости уточнения признаков и параметров институтов демократии в политических системах современных европейских государств.
Целью научной статьи является рассмотрение перспектив развития и трансформации европейских парламентско-монархических институтов в условиях развития политических систем либеральной демократии.
Задачами исследования выступают: анализ трансформаций парламентско-монархических институтов, уточнение институциональных параметров современного европейского монархического парламентаризма, определение кризисных тенденций в развитии парламентских монархий в странах Европы.
Методология. Для решения цели и задач исследования применялись исторический, компоративистский методы, функциональный анализ.
Результаты. В ХХI столетии легитимность парламентских монархий в европейских государствах стала определяться рядом новых тенденций политического процесса, прежде всего пребывая в зависимости от способности конкретных представителей правящих династий реагировать на современные вызовы институтам престолонаследия.
Выводы. Несмотря на кризисные тенденции постиндустриальной эпохи, институт монархического правления достаточно эффективно совмещается с политическими и экономическими свободами, включаясь в систему разделения властей, выступая неотъемлемым элементом правового государства, ввиду чего парламентская монархия в среднесрочной перспективе сохранит значение важного институционального компонента современных демократических систем.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)