Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Вопросы квалификации сопряженности преступлений с административными правонарушениями в сфере дорожного движения

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-4-79-89

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается институт сопряженности преступлений с административными правонарушениями, анализируется его содержание и влияние на квалификацию дорожнотранспортных преступлений. В связи с внесением в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации квалифицирующего признака в виде сопряженности преступных нарушений правил дорожного движения с оставлением места их совершения рассматриваются его предпосылки и целесообразность, раскрываются проблемные вопросы, возникающие в связи с конкуренцией норм, регламентирующих ответственность за оставление места дорожно-транспортного преступления лицом, управляющим транспортным средством.
Цель исследования состоит в раскрытии особенностей квалификации сопряженности дорожнотранспортных преступлений с административными правонарушениями, сформулированной в статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации как квалифицирующий признак.
Задачи: определение целесообразности введения категории сопряженности криминальных нарушений правил дорожного движения с другими правонарушениями; определение особенностей ее правовой оценки при оставлении места совершения дорожно-транспортного преступления, специфики уголовноправовой квалификации действий водителя при оставлении в опасности пострадавших на месте ДТП.
Методология. В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, индукции, дедукции, формально-юридический метод, диалектический, герменевтический методы.
Результаты. Юридическая оценка сопряженности нарушений правил дорожного движения, повлекших криминальные последствия, с административными правонарушениями в сфере дорожного движения в современной судебной практике имеет особенности. Они связаны со спорными моментами в действующей редакции квалифицированных составов статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, когда неосторожное преступление становится более опасным при его сопряженности с умышленным административным правонарушением. Введение признака сопряженности повлекло изменение правил квалификации, но окончательно не разрешило конкуренцию со смежными преступлениями.
Вывод. По результатам исследования определено, что сопряженность дорожно-транспортных преступлений и правонарушений призвана обеспечить неотвратимость ответственности за факты оставления водителями места дорожно-транспортного происшествия, управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Являясь новой категорией, она оказалась востребованной правоприменителем, но необходимость ее единообразного и справедливого применения при квалификации требует дополнительного изучения и официального толкования.

Об авторах

М. В. Баранчикова
Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова
Россия

Баранчикова Марина Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного права, криминологии и психологии

ул. Игнатова 2, г. Орел 302027



Д. Ю. Кузнецов
Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова
Россия

Кузнецов Дмитрий Юрьевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права,  криминологии и психологии

ул. Игнатова 2, г. Орел 302027



Список литературы

1. Бавсун М. В., Векленко В. В. Влияние категории «сопряженность» на квалификацию преступлений // Уголовное право. 2014. № 5. С. 16–18.

2. Капинус О. С. Административная преюдиция в уголовном праве: проблемы теории и практики // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 78–86.

3. Баранчикова М. В. Проблемы квалификации преступных нарушений правил дорожного движения, сопряженных с оставлением места их совершения // Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра: материалы ежегодной Всероссийской научнопрактической конференции. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД РФ, 2019. С. 37–42.

4. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Транспортные преступления: исправление ошибок или движение по кругу? // Уголовное право. 2019. № 5. С. 48–58.

5. Кругликов Л. Л. О понятии преступлений с квалифицированными составами // Юридическая наука. 2014. № 2. С. 120–126.

6. Мотин А. В. Дифференциация ответственности за преступления против личности посредством квалифицирующих признаков, отражающих элементы института множественности в структуре состава преступления // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3 (41). С. 137–142.

7. Чучаев А. И. Оставление места совершения дорожно-транспортного происшествия // Уголовное право. 2020. № 1. С. 105–112.

8. Тюнин В. И., Огарь Т. А. Оставление в опасности – через призму судебной практики // Уголовное право. 2018. № 5. С. 73–81.

9. Зубцов А. А., Зубцова А. О. Оставление места ДТП как квалифицирующий признак преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ // Уголовное право. 2020. № 4. С. 21–28.

10. Кольцова Е. Ю. Оставление места преступления как квалифицирующий признак преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ // Уголовному кодексу Российской Федерации 25 лет: история, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Рязань: Рязан. гос. ун-т, 2022. С. 64–66.

11. Сорокин А. И. Уголовная ответственность за оставление места ДТП // Наука и практика. 2014. № 1 (58). С. 123–127.

12. Состояние и тенденции безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2011–2020 годах: аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 368 с.

13. Зубенко Е. В. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности // Академическая мысль. 2018. № 1 (2). С. 19–23.

14. Волошин А. И., Деревянкина С. А. Ответственность за оставление места ДТП: административная или уголовная // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5, № 3. С. 110–115.

15. Гольчевский В. Ф. Правовые и технические аспекты выявления водителей, скрывшихся с места происшествий // Полицейская деятельность. 2022. № 2. С. 8–19.

16. Заболотнов А. А., Медведев С. С. Оставление места совершения дорожнотранспортного происшествия как уголовно наказуемое деяние // Colloquium-journal. 2019. № 26(50), ч. 10. С. 47–48.

17. Балябин В. Н. О совершенствовании статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации // Российский судья. 2018. № 11. С. 32–34.

18. Кузьминова Е. Ю. Правовые особенности привлечения к ответственности за оставление места дорожно-транспортного преступления // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 67–68.

19. Ямашева Е. В., Левоненкова Т. А. Оставление водителем места дорожнотранспортного происшествия: подходы судебной практики // Комментарий судебной практики / отв. ред. К. Б. Ярошенко. М.: ИЗиСП, КОНРАКТ, 2019. С. 215–224.

20. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Транспортные преступления: новые шаги законодателя и Конституционного Суда РФ // Уголовное право. 2018. № 4. С. 73–82.


Рецензия

Для цитирования:


Баранчикова М.В., Кузнецов Д.Ю. Вопросы квалификации сопряженности преступлений с административными правонарушениями в сфере дорожного движения. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(4):79-89. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-4-79-89

For citation:


Baranchikova M.V., Kuznetsov D.Y. Issues of Qualifying Contingency of Crimes with Administrative Offenses in the Field of Traffic. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(4):79-89. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-4-79-89

Просмотров: 244


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)