Авторско-правовая охрана видеоигр в Китае
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2025-15-4-105-123
Аннотация
Актуальность. Индустрия видеоигр в последние годы становится одной из динамично развивающихся отраслей современной цифровой экономики. Вместе с тем отечественное законодательство не выделяет видеоигры в качестве самостоятельного объекта авторских прав. В условиях продолжающейся научной дискуссии по вопросу авторско-правовой охраны видеоигр важное значение приобретает сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта, в особенности Китая, формирующего в настоящее время крупнейший видеоигровой рынок.
Цель исследования состоит в выявлении правовой природы видеоигр и особенностей их авторскоправовой охраны в Китае.
Задачи: определение существующих в китайской судебной практике подходов к квалификации видеоигр и их составных творческих компонентов как объектов авторского права, изучение особенностей авторско-правовой охраны видеоигр в этой стране.
Методология. Статья подготовлена с применением методов анализа, синтеза, индукции и дедукции, описания, системного метода, формально-юридического и сравнительно-правового.
Результаты. В ходе исследования установлено, что в Китае видеоигры не выделены законом в отдельную категорию объектов авторского права. До последнего времени они традиционно рассматривались как разновидность компьютерных программ. Однако в условиях возникшей проблемы создания игрклонов китайские суды стали применять два новых подхода к определению правовой природы видеоигр: 1) «компонентный», при котором видеоигра рассматривается как совокупность самостоятельных охраняемых произведений, и 2) признание видеоигр «квазикинематографическими» или аудиовизуальными произведениями. Каждый из названных подходов имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому некоторые китайские исследователи также предлагают рассматривать видеоигры не в рамках существующих традиционных категорий объектов авторского права, а как «иные» произведения, подлежащие правовой охране.
Вывод. Изученный правовой опыт Китая может учитываться при дальнейшем теоретическом осмыслении правовой природы видеоигр и их авторско-правовой охраны в отечественной юридической науке, использоваться для адаптации российского законодательства в целях регулирования интеллектуальной собственности в индустрии видеоигр.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. БабенкоРоссия
Бабенко Александр Александрович, аспирант кафедры гражданского права
д. 104/3, г. Саратов 410056
Список литературы
1. Компьютерные игры в юридических исследованиях: к вопросу о предпосылках модели регулирования / В.В. Архипов, А.А. Васильев, Н.Ю. Андреев, Ю.В. Печатнова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2023. Т. 14, вып. 1. С. 5-21. https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.101.
2. Каштанова П.А. Разнообразие объектов авторского права в составе видеоигр // Право цифровой экономики ‒ 2022 (18): Ежегодник-антология / науч. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2022. C. 335-352.
3. The legal status of video games: comparative analysis in national approaches / A. Ramos, L. Lopez, A. Rodriguez, T. Meng, S. Abrams. Geneva: WIPO Publication, 2013. 97 p.
4. Киселева Л.Ю. Видеоигры как объекты права интеллектуальной собственности // Образование и право. 2022. № 3. С. 93-99. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-3-93-99.
5. Архипов В.В. Интеллектуальная собственность в индустрии компьютерных игр: проблемы теории и практики // Закон. 2015. № 11. С. 61-69.
6. Stein J.S. The legal nature of video games - adapting copyright law to multimedia // Press Start. 2015. Vol. 2, no. 1. P. 43-55. URL: https://press-start.gla.ac.uk/press-start/article/view/25 (дата обращения: 17.04.2025).
7. Чурилов А.Ю. Правовое регулирование интеллектуальной собственности и новых технологий: вызовы XXI века: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 224 с.
8. Гринь Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография. М.: Проспект, 2024. 128 с.
9. Li Zihao. The copyright protection of video games from reskinning in China: A comparative study on UK, US and China approaches // Tsinghua China Law Review. 2019. Vol. 11, no. 2. P. 293-340. URL: https://ssrn.com/abstract=3603041 (дата обращения: 17.04.2025).
10. Чурилов А.Ю. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в индустрии видеоигр // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 10. С. 59-68.
11. Лемяцких Е.О. Простые сложности: статус видеоигры и особенности её правовой охраны // Труды по интеллектуальной собственности. 2022. Т. 41, № 2. С. 80-89. https://doi.org/10.17323/tis.2022.14450.
12. Xu Y., Wan C. Chinese practice in the copyright protection of video games: An attempt under the element splitting approach // International Journal of Social Science and Education Research. 2025. Vol. 8, no. 5. P. 382-390. https://doi.org/10.6918/IJOSSER. 202505_8(5).0052.
13. Чувствинов И.В. Видеоигры и интеллектуальная собственность: особенности защиты прав при небуквальном копировании // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. № 3 (33). С. 102-111.
14. Цзяо Хэпин. Синьши цзеши лунь ся ванло юси дунтай хуамянь де чжочзо цюань баоху луцзин [Подход к защите авторских прав на динамические изображения онлайн-игр в рамках теории формального толкования] // Сяньдай фа сюэ [Современная юриспруденция]. 2021. Т. 43, № 2. С. 44-59. (на китайском языке; 焦和平.形式解释论下网络 游戏动态画面的著作权保护路径 // 现代法学, 2021年 第43卷, 第2期, 44-59⻚).
15. Boni G. Legal regulation and IP rights protection of online games in China // Universita Ca Foscari Venezia: site. 2021. URL: https://unitesi.unive.it/handle/20.500.14247/11009 (дата обращения: 17.04.2025).
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Бабенко А.А. Авторско-правовая охрана видеоигр в Китае. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2025;15(4):105-123. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2025-15-4-105-123
For citation:
Babenko A.A. Copyright protection of video games in China. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2025;15(4):105-123. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2025-15-4-105-123