Внешние связи субнациональных регионов унитарных стран в ЕС: основные тенденции
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-153-166
Аннотация
Актуальность. Вовлечение субнациональных регионов в политический процесс во второй половине XX века привело к восприятию их в качестве акторов. Постепенно регионы стали осуществлять внешние связи, причем в настоящий момент это характерно не только для субнационального уровня федераций, но и унитарных стран. Вместе со значительными преимуществами для развития регионов данное явление хранит в себе большой конфликтный потенциал. Наиболее ярко данный процесс проявляется в рамках интеграционных образований, так как там вовлечение субнационального уровня в процесс принятия решений неизбежно ведет к осуществлению внешних связей. Анализ данных связей представляется актуальным ввиду развития интеграции в мире, а также с учетом количественного преобладания унитарных государств. Наиболее показательным примером с учетом глубины интеграции и количества унитарных государств видится Европейский союз.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе основных тенденций осуществления внешних связей субнациональными регионами унитарных стран в рамках ЕС.
Задачи исследования сводятся к анализу динамики процесса осуществления указанных связей и тесно связанных с ним процессов, возникающих в политической архитектуре ЕС.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались общенаучные методы анализа и синтеза научной информации, а также структурно-функциональный и сравнительный методы.
Результаты. Выделены четыре основные тенденции осуществления внешних связей субнациональных регионов в рамках ЕС: непосредственно характеризующие процесс (углубление институционализации и развитие нормативной базы; расширение спектра тематик) и относящиеся к сопутствующим процессам (включение в осуществление внешних связей муниципального уровня; формирование единого административного поля внешних связей субнационального уровня).
Вывод. Изменения, происходящие со всем комплексом внешних связей субнациональных регионов унитарных стран в рамках ЕС, позволяют трактовать их не как инструмент в реализации местных задач, а как неотъемлемый элемент политической архитектуры ЕС.
Об авторе
Е. С. ПоваляшкоРоссия
Поваляшко Екатерина Сергеевна, ведущий специалист отдела развития международного сотрудничества
пр. Гагарина 23, г. Нижний Новгород 603022
Список литературы
1. Артеев С. П. Теоретические аспекты деятельности субгосударственных акторов международных отношений // Вестник Томского государственного университета. 2017. Т. 419. С. 93‒98.
2. Благодатских В. Г., Керимов А. А. Парадипломатия как категория политической науки: теоретико-методологические подходы и научные школы // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2018. Т. 1. С. 158‒166.
3. Лошкарев И. Д. Внешние связи регионов: основные проблемы теории парадипломатии // Право и управление XXI век. 2018. № 3 (48). С. 99‒106.
4. Михайленко Е. Б., Вербицкая Т. В. Определение парадипломатии в российском и зарубежном политическом дискурсе. Вопросы управления. 2018. № 2 (32). С. 14‒20.
5. Еремина Н. В. Парадипломатия: новый голос регионов в современном дипломатическом концерте? Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 42‒51.
6. Борисова Н. В. Маркеры политической субъектности регионов стран Европы в контексте многоуровневого управления // Ars Administrandi. Искусство управления. 2020. Т. 12, № 4. С. 541‒555.
7. Полулях Д. С. Эволюция системы многоуровневого управления в Европейском союзе // Политическая наука. 2014. № 2. С. 259‒275.
8. Костыгова Л. А. Европейский опыт модернизации промышленности на основе межрегионального сотрудничества // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 4. С. 37.
9. Зарубина Л. А., Кудряшова Е. В. Программы приграничного сотрудничества как ресурс социально-экономического развития Баренцева региона (на примере программы «Коларктик») // Современная Европа. 2019. № 4 (90). С. 85‒97.
10. Хахалкина Е. В. ЕС в современном мире: проблемы региональной политики и внешнеполитической идентичности // Современная Европа. 2020. № 5 (98). С. 204‒213.
11. Bursens P., Deforche J. Going Beyond Paradiplomacy? Adding Historical Institutionalism to Account for Regional Foreign Policy Competences // The Hague Journal of Diplomacy. 2010. Vol. 5 (1-2). P. 151‒171. https://doi.org/10.1163/1871191x-05010107.
12. Tatham M. Paradiplomats against the State: explaining conflict in state and substate interest representation in Brussels // Comparative Political Studies. 2013. Vol. 46 (1). P. 63‒94.
13. Cornago N. Paradiplomacy and protodiplomacy / Gordon Martel (ed.). Encyclopedia of Diplomacy. Oxford: Blackwell-Wiley, 2018. P. 1‒8. https://doi.org/10.1002/9781118885154.dipl0211.
14. Hunt J., Minto R. Between intergovernmental relations and paradiplomacy: Wales and the Brexit of the regions // The British Journal of Politics and International Relations. 2017. Vol. 19(4). P. 647‒662.
15. Jackson T. Paradiplomacy and political geography: The geopolitics of substate regional diplomacy // Geography Compass. 2017. Vol. 12 (2). P. e12357. https://doi.org/10.1111/gec3.12357.
16. Lecours A. Paradiplomacy: Reflections on the Foreign Policy and International Relations of Regions // International Negotiation. 2002. Vol. 7 (1). P. 91‒114.
17. Martínez-Sáez J., Chavez M., Almerich S. Traits and patterns of paradiplomacy to legitimise Catalonia independence: the case of diplocat // Diplomacy, organisations and citizens / S. P. Sebastião, S. C. Spínola, eds. Cham: Springer, 2021. P. 177‒198. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81877-7_11.
18. Fricke C. The Europeanization of metropolitan regions from below: Comparing the European engagement of two archetypical metropolises // European Urban and Regional Studies. 2021. Vol. 28 (3). P. 316–329.
19. Tatham M. Paradiplomats against the state: explaining conflict in state and substance interest representation in Brussels // Comparative Political Studies. 2012. Vol. 46 (1). P. 63‒94.
20. Loughlin J., Antunes S. State rescaling and a ‘Europe of the Regions’ in small unitary states: A damp squib? // Regional & Federal Studies. 2020. Vol. 30 (2). P. 303‒321. https://doi.org/10.1080/13597566.2019.1590821.
21. Callanan M., Tatham M. Territorial interest representation in the European Union: actors, objectives and strategies // Journal of European Public Policy. 2014. Vol. 21 (2). P. 188–210. https://doi.org/10.1080/13501763.2013.829579.
22. Keating M. A quarter of century of the Europe of the regions // Regional and Federal Studies. 2008. Vol. 18 (5). P. 629–635. https://doi.org/10.1080/13597560802351630.
23. De Bruycker I., Beyers J. Lobbying strategies and success: Inside and outside lobbying in European Union legislative politics // European Political Science Review. 2019. Vol. 11 (1). P. 57‒74.
24. Donas T., Beyers J. How regions assemble in Brussels: the organizational form of territorial representation in the European Union // Publius. 2013. Vol. 43 (4). P. 527‒550.
25. Wassenberg B., Reitel B. Territorial cooperation in Europe. A historical perspective. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. https://doi.org/10.2776/374386
Рецензия
Для цитирования:
Поваляшко Е.С. Внешние связи субнациональных регионов унитарных стран в ЕС: основные тенденции. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(3):153-166. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-153-166
For citation:
Povalyashko E.S. External Relations of Unitary Countries Subnational Regions in the EU: Main Trends. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(3):153-166. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-153-166