Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Вклад Совета содействия Музея Великой Октябрьской социалистической революции в воспитание школьников в конце 1950-х – начале 1970-х годов

https://doi.org/10.21869/10.21869/2223-1501-2025-15-5-255-265

Аннотация

Актуальность. На современном этапе в российском обществе с новой силой востребованы познавательные возможности музея и его воспитательный потенциал. Внимание исследователей привлекает аспект направленного действия музея на реципиентов социокультурного опыта – посетителей музея, прежде всего на молодежь. Другая немаловажная проблема – участие самого общества в процессе реализации функций музея. Целесообразно обратиться к советскому опыту привлечения общественных структур в процесс реализации воспитательных возможностей музея.

Цель работы – раскрыть вклад Совета cодействия Музея Великой Октябрьской Социалистической революции в процесс воспитания школьников в конце 1950-х – начале 1970-х годов.

Задачи: изучить историю создания, структуру, механизм реализации функций Совета содействия, выявить формы работы Совета со школьниками.

Методология. В работе использовались системно-структурный и хронологический методы.

Результаты. Прослежена история создания общественного актива музея – Совета содействия. Выявлена структура, состав Совета содействия, вклад старых большевиков города Ленинграда в развитие Музея Октябрьской революции. Изучены формы деятельности Совета содействия со школьниками как важнейшее средство реализации образовательно-воспитательной функции советского музея в конце 1950-х – начале 1970-х годов.

Вывод. В Музее Октябрьской революции ценнейшим дополнением и средством расширения диапазона действия выставок и экспозиций являлась деятельность Совета содействия. Члены Совета обладали необходимыми потенциалом, знаниями, желанием использовать последние на благо общества, взаимодействуя с молодежью. Члены Совета содействия осуществляли опосредованную и непосредственную коммуникацию со школьниками. В ходе коммуникации происходило формирование у молодежи исторической памяти, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ. Взаимодействие с очевидцами исторических событий позволяло сформировать личностное знание, отношение школьников к историческому прошлому, чувство уважения к старшему поколению.

Об авторе

Д. В. Киба
Государственный музей политической истории России
Россия

Киба Дарья Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент, экскурсовод отдела музейной педагогики

ул. Куйбышева, д. 2-4, г. Санкт-Петербург 197046



Список литературы

1. Пищулин Ю.П. Развитие социальных функций советского музея // Ленинские принципы культурного строительства и современность: сборник статей. М.: НИИ культуры, 1978. С. 102-111.

2. Туминская О.А. Аудитория «младшие школьники» сектора эстетического воспитания Государственного Русского музея в условиях пандемии // Музей. Памятник. Наследие. 2022. № 12 (2). С. 22-31.

3. Лихарева О.А., Кравцова О.С. Активные формы и методы воспитательной работы с обучающимися в школьном музее // Вестник Марийского государственного университета. 2021. № 2 (42). С. 142-148.

4. Петрунина Л.Я. От традиционного музея к социальному институту // Вопросы музеологии. 2020. Т.11, вып. 1. С. 133-140.

5. Саркисова Е.Г. Музей и общество: трансформация социальных функций (Опыт современной России). М.: Институт Наследия, 2023. 188 с.

6. Васинская М.В. Взаимодействие музея и общества как фактор становления культурного туризма в послевоенное время // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 4 (45). C. 15-20.

7. Марасанова В.М., Кривошеева Ю.А. Музей как диалоговая площадка для социокультурного проекта «Святитель Николай. Ярославское наследие» // Вопросы музеологии. 2020. Т. 11, № 2. С. 310-318.

8. Российский государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 195. Оп. 1. Д. 258. Л. 35.

9. НА ГМПИР (Научный архив Государственного музея политической истории России). Д. 767.

10. НА ГМПИР. Д. 352.

11. НА ГМПИР. Д. 367.

12. НА ГМПИР. Д. 499.

13. НА ГМПИР. Д. 633.

14. ЦГАКФФДСПб (Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга). Оп.1АР-74. Ед. хр. 113702_0001.

15. ГМПИР (Государственный музей политической истории России). КП-53781/2.

16. НА ГМПИР. Д. 543.

17. ЦГАКФФД СПб. Оп. 1АР-74. Ед. хр. 113830.

18. НА ГМПИР. Д. 632.

19. ЦГАКФФД СПб. Оп. 1АР-80. Ед. хр. 120770.

20. НА ГМПИР. Д. 530.

21. ЦГАКФФД СПб. Оп. 1АР-113. Ед. хр. 155550.

22. НА ГМПИР. Д. 578. 23. НА ГМПИР. Д. 409.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Киба Д.В. Вклад Совета содействия Музея Великой Октябрьской социалистической революции в воспитание школьников в конце 1950-х – начале 1970-х годов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2025;15(5):255-265. https://doi.org/10.21869/10.21869/2223-1501-2025-15-5-255-265

For citation:


Kiba D.V. Contribution of the Council for assistance to the Museum of the Great October Socialist Revolution to the education of schoolchildren in the late 1950s – early 1970s. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2025;15(5):255-265. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/10.21869/2223-1501-2025-15-5-255-265

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)