ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Необходимость данного исследования предопределило наличие ряда негативных факторов, которые не способствуют развитию юриспруденции в направлении единообразного подхода к понятию и видам нормативных правовых актов. Такими факторами являются: отсутствие нормативного закрепления видового различия НПА и их соотношения между собой; продолжающаяся дискуссия о формах права, равных или выше по уровню юридической силы (по мнению некоторых авторов) Конституции РФ; многочисленная судебная практика по спорам о приоритете использования различных видов НПА. Данная статья является первой частью запланированного исследования в указанной сфере.
Цель исследования – дать доктринальную характеристику понятиям «виды» и «формы» НПА, аргументировать различие понятий «юридическая сила» и «уровень юридической силы» и аргументировать иерархию законов Российской Федерации.
Задачи: дать сравнительную характеристику видам и формам НПА; разработать дефиниции научных понятий «юридическая сила» и «уровень юридической силы» НПА; аргументировать существующую иерархию законов Российской Федерации.
Методология. При написании статьи были использованы формально-логический, системно-структурный, историко-правовой методы, а также методы синтеза и анализа экспертных оценок.
Результаты. В ходе исследования были выявлены отличия между видами и формами НПА; разработаны дефиниции научных понятий «юридическая сила» и «уровень юридической силы» НПА; аргументирована иерархия законов Российской Федерации, а также недостаточная аргументированность научных позиций о равенстве по уровню юридической силы Конституции России различных правовых актов.
Вывод. Для повышения эффективности правового регулирования общественных отношений и правоприменительной практики целесообразно закрепить в НПА такие понятия, как: «виды», «формы» НПА; их «уровень юридической силы»; соотношение по уровню юридической силы федеральных законов и федеральных конституционных законов; порядок внесения поправок и изменений в главы 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, которые авторы предложили в данной статье.
Актуальность. Отсутствие единой теоретико-правовой концепции тайны затрудняет формирование последовательного законодательного регулирования и способствует фрагментарности судебной практики, что напрямую негативно отражается на правовом регулировании отраслевых видов тайн, в том числе и тайны судейского совещания.
Целью настоящего исследования является концептуальное обоснование модернизации общетеоретического института тайны через создание теоретико-правовой модели тайны судейского совещания и раскрытие его специфики как отдельного вида.
Задачи. Исследование предполагает решение следующих взаимосвязанных задач в рамках общей теории права: выявление системных пробелов в доктринальном осмыслении категории «тайна» посредством определения правовой природы и специфики института «тайна судейского совещания» на основе историко-правового и сравнительного анализа; обоснование направлений адаптации данного института к современным вызовам, связанным с процессами цифровизации.
Методология. Использование историко-правового, системного и сравнительно-правового методов, а также метода критического анализа доктрины позволило установить ряд значимых положений в контексте общей теории права: выявлены системные факторы, препятствующие формированию единой доктринальной концепции «тайна»; выявлено, что тайна судейского совещания как один из обособленных видов тайн содержит существенные доктринальные противоречия.
Результаты. Обоснована необходимость законодательного закрепления дифференцированного подхода к регулированию данного института, в том числе тайны судейского совещания. Такого рода модернизация позволит достичь оптимального баланса между традиционными гарантиями судейской независимости и актуальными требованиями к транспарентности правосудия, что соответствует современным тенденциям.
Выводы. Анализ современной правовой динамики показал формирование устойчивой тенденции к трансформации традиционной модели абсолютной конфиденциальности в сторону внедрения специальных механизмов документирования потенциального внешнего воздействия. Полученные результаты обосновывают необходимость разработки дифференцированного правового режима «тайна судейского совещания» как отдельного вида тайн с учетом процессуальной специфики. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости теоретического пересмотра института тайны в отечественной правовой доктрине посредством углубленного изучения его отраслевых модификаций.
Актуальность. Экспедиции норвежцев в Винланд около 1000 года нашей эры являются уникальным историческим прецедентом трансатлантических контактов до Колумба. Несмотря на обширные исторические и археологические исследования, правовые аспекты этих путешествий, в частности применение средневекового скандинавского обычного права в условиях освоения новых земель и взаимодействия с коренными народами, остаются недостаточно изученными, что определяет актуальность данного исследования.
Целью является формулирование строгой историко-юридической интерпретации норвежских экспедиций в Винланд для определения правового обоснования их действий и выявления пределов адаптивности их правовой системы.
Задачи: систематизировать ключевые принципы норвежского обычного права эпохи викингов, применимые к освоению земель (landnám), провести сравнительный анализ правовых намерений и действий экспедиций Лейфа Эрикссона и Торфинна Карлсефни; обосновать причины краткосрочности норвежского присутствия в Винланде с точки зрения правовых и межкультурных вызовов.
Методология. В основе исследования лежит междисциплинарный подход, сочетающий историко-правовой анализ для изучения правовых рамок, и сравнительный анализ двух ключевых экспедиций. Методология опирается на синтез первоисточников (исландские саги), археологических данных из Л’Анс-оМедоуз и научных трудов по средневековому скандинавскому праву.
Результаты. Установлено, что норвежское общество обладало развитой системой обычного права (lǫg), а процесс освоения земель (landnám) имел глубокое правовое и сакральное значение. Экспедиция Лейфа Эрикссона носила разведывательный характер, тогда как миссия Торфинна Карлсефни являлась полноценной попыткой колонизации (landnám), что подтверждается зарождающимися отношениями собственности.
Вывод. Краткосрочность норвежского присутствия в Винланде была обусловлена не отсутствием внутренней правовой базы для колонизации, а внешними факторами: неспособностью существующей правовой системы урегулировать конфликты с коренным населением и логистическими трудностями. Опыт Винланда демонстрирует пределы применимости норвежского права в условиях межкультурного взаимодействия на уже заселенных территориях.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Современные тенденции развития конституционного права на обращение ставят перед законодателем и правоприменительной практикой ряд новых вызовов. Несмотря на признанную важность конституционного права на обращение как средства демократического участия в управлении делами государства, а также защиты прав, свобод и законных интересов человека, фундаментальные вопросы, касающиеся его сущности, правовой природы и функционального назначения, остаются предметом научной дискуссии и требуют углубленного теоретического анализа для формирования целостной научной концепции данного института.
Цель ‒ комплексное раскрытие сущности конституционного права на обращение через анализ его ключевых функций.
Задачи: выявить и систематизировать ключевые функции конституционного права на обращение, определяющие его социально-правовое назначение; раскрыть его публично-правовую природу через призму взаимодействия частных и публичных интересов; обосновать обеспечительную роль конституционного права на обращение как необходимого процессуального условия для реализации подавляющего большинства конституционных прав, свобод и законных интересов; установить критерии отнесения указанного права к институтам прямой демократии.
Методология. Настоящее исследование базируется на комплексном методологическом подходе, объединяющем общенаучные (диалектический, интегративный, системный, анализ, синтез) и специально-юридические (формально-юридический) методы познания. Основу исследования составил метод функционального анализа.
Результаты. Выделены ключевые функции конституционного права на обращение (информационная, правозащитная, обеспечительная, контрольная, коммуникационная, управленческая), комплексно раскрывающие его сущность и правовую природу.
Вывод. Конституционное право на обращение обладает полифункциональной сущностью, которая проявляется в возможности: информирования органов публичной власти о возникающих проблемах в различных сферах общественной жизни, защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов, предупреждения правонарушений, обеспечения реализации обширного круга конституционных прав, свобод и законных интересов, осуществления общественного контроля, установления канала обратной связи между властью и гражданами, а также непосредственного влияния на процесс принятия управленческих решений.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Актуальность. Рассмотрены принципы наследования в мусульманской правовой системе. В современных условиях благодаря миграции, религиозным основам семейного уклада, связанного с многодетностью, растет процент мусульманского населения практически во всем мире. В таких условиях тема наследования представляет определенный научный и практический интерес. Институт наследования в мусульманских странах отличается определенными особенностями и спецификой.
Цель – рассмотреть характерные черты наследования по шариату и выделить основные принципы наследования в мусульманской правовой системе.
Задачи: определить порядок наследования по завещанию и по закону с учетом правил шариата, определить права и обязанности наследников, правила распределения обязательной доли, свободу завещания, раздел имущества между наследниками.
Методология. Методами исследования являются: системный обзор работ по данной тематике, толкование норм права, сравнительный анализ, а также методы индукции и дедукции.
Результаты. Выделены следующие особенности наследования в мусульманском праве: согласно шариату существует категория наследников, которые претендуют на обязательную долю в наследстве независимо от завещания. Наследодатель при составлении завещания имеет право распорядиться только одной третью наследственного имущества, остальная часть имущества резервируется для обязательных наследников. Наследственное имущество подлежит разделу только после выплаты всех долгов, подачи милостыней и других пожертвований, предусмотренных религиозными ритуалами. При наследовании имущество делится не в равных долях, а с учетом близости родства и пола, мужчины получают в два раза больше имущества, чем женщины, также ближайшие родственники получают двойную долю наследства в отличие от родственников дальней степени родства.
Вывод. Выделены следующие принципы наследования в мусульманской правовой системе: принцип сбалансированной справедливости; принцип обязательной доли в наследстве; принцип замены наследника; ограничение свободы завещания; учет кровных и производных связей при наследовании по закону; учет родственных связей и пола при разделе наследства; запрет на лишение обязательной доли в наследстве.
Актуальность. Законодательство дореволюционной России содержало правовые нормы, наделявшие субъектов частного права определённым правовым статусом в зависимости от естественных и общественных признаков и свойств физических лиц. В настоящее время в современной России в связи с переходом к цифровой экономике весьма актуальным становится вопрос о принципах и способах доведения до сведения широкого круга участников гражданского оборота в цифровой среде информации с использованием цифровых средств коммуникации об обстоятельствах, индивидуализирующих физических лиц и оказывающих влияние на их правовой статус. Поэтому результаты исследования принципов оповещения участников имущественного оборота о гражданско-правовом положении подданных в дореволюционной России могут оказать неоценимую помощь современной цивилистике и практике, законодателю и правоприменителю, самим субъектам гражданского права.
Целью настоящего исследования является рассмотрение вопроса о сформулированных наукой и закреплённых в дореволюционном законодательстве принципах оповещения участников гражданского оборота об обстоятельствах, влиявших на гражданско-правовое положение физических лиц.
Задачи: выявить естественные и общественные признаки и свойства физических лиц, влиявших на их правовое положение; исследовать принципы оповещения участников гражданского оборота об обстоятельствах, влиявших на правовой статус российских подданных.
Методология. Исследование проведено с применением всеобщих, общенаучных и специальных методов научно-юридического познания, включая методы индукции, дедукции, синтеза, анализа, а также сравнительно-правовой, историко-правовой и системно-функциональный методы познания.
Результаты. В процессе исследования выявлены обстоятельства, оказывавшие влияние на частноправовое положение российских подданных, и определены закреплённые в дореволюционном законодательстве способы доведения сведений о них до иных участников гражданского оборота.
Выводы. Доведение до сведения субъектов частноправовых отношений сведений об обстоятельствах, оказывавших влияние на правовой статус физических лиц в дореволюционной России, осуществлялось на основе принципов публичного и непубличного оповещения в целях обеспечения стабильности гражданского оборота.
Актуальность. Волезамещающее судебное решение выступает основным правовым средством механизма судебного замещения воли субъектов гражданского права. Несмотря на научное признание концепции судебного замещения воли, понятие волезамещающего судебного решения не выработано, но уже используется в решениях российских судов, что предопределяет важность его теоретического исследования.
Цель исследования состоит в выработке научно обоснованных положений о волезамещающем судебном решении.
Задачи: формулирование авторского определения понятия воли; выявление видов замещения воли субъектов гражданского права; разработка понятия волезамещающего судебного решения и анализ пределов судебного вмешательства в волевой аспект субъектов гражданского права.
Методология. В основу проведения исследования положен всеобщий диалектический метод, метод анализа, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.
Результаты. В целях выработки методологии судебного замещения воли определено, что под волей следует понимать результат сознательного выбора субъектом варианта собственного поведения. Замещение воли субъектов гражданского права в зависимости от наличия юрисдикционного признака в процессе формирования воли бывает двух видов: 1) внесудебное замещение воли; 2) судебное замещение воли. В результате судебного замещения воли совершается не сделка, а выносится волезамещающее судебное решение, представляющее собой замену (альтернативу) сделки.
Выводы. Под волезамещающим судебным решением понимается положительное решение суда, принудительно восполняющее отсутствующие волю и / или сделочное волеизъявление субъектов гражданского права и в момент вступления в законную силу провозглашающее фикцию волеизъявления, что не требует реального совершения каких-либо действий субъектом права.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Несмотря на наличие законодательства Российской Федерации, направленного на защиту электронных средств платежа от мошеннических действий, формулировки ключевых логико-языковых аспектов в этой сфере не всегда отличаются точностью и ясностью. Это порождает насущную потребность в четкой и однозначной интерпретации основных положений, определяющих объективные и субъективные характеристики мошеннических действий с использованием электронных платежных инструментов, как это определено в статье 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Цель состоит в выявлении наиболее сложных вопросов, возникающих при определении признаков состава преступления, предусмотренного статьей 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, для обеспечения правомерной квалификации деяний по данной норме и отграничения её от смежных составов преступлений.
Задачи: изучить законодательство и материалы судебной практики для определения существующих юридических формулировок, описывающих признаки мошеннических действий с применением электронных платежных систем и предложить законные варианты их толкования.
Методология. При изучении проблемы исследования применялись общие и особенные методы познания: диалектический, теоретический и эмпирический, логический, системно-структурный, статистический методы и контент-анализ документов.
Результаты. Изучены законодательные, судебные решения и теоретические работы, касающиеся формулировок и интерпретации логико-лингвистических явлений, включенных в объективные и субъективные признаки мошеннических действий с использованием электронных платежных инструментов. Сформулированы определения, которые наиболее адекватно отражают общепринятый характер их применения при юридической оценке деяний по статье 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Выводы. Обнаружены определенные проблемные аспекты, касающиеся концептуального аппарата состава преступления, описанного в статье 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, обосновываются те из них, которые ориентируют теорию и практику на использование формулировок, встречающихся в нормативных актах и материалах судебной практики.
Актуальность. Цифровизация различных сфер деятельности способствовала росту преступности, что послужило основанием для изучения криминалистического понимания электронной информации. В современных реалиях активно развивается электронное доказательство. Криминалистически значимые сведения, содержащиеся в социальных сетях, мессенджерах, на интернет-сайтах, электронных носителях информации, повсеместно используют в целях раскрытия и расследования преступлений. Изъятие электронного носителя и копирование электронной информации является важным инструментом для установления обстоятельств уголовного дела.
Цель исследования – проанализировать правовые и криминалистические аспекты изъятия электронной информации в рамках уголовного судопроизводства.
Задачи исследования: рассмотреть нормы уголовно-процессуального законодательства, касающиеся изъятия электронной информации в судопроизводстве, а также изучить судебную практику в контексте данного вопроса.
Методология. Результаты исследования получены с помощью таких методов, как: исторический, сравнительный, юридический, анализ и синтез, способствующие достижению поставленной цели исследования и решению запланированных задач.
Результаты. Рассмотрены проблемные аспекты правового регулирования изъятия электронных носителей информации и ее копии. Проанализировано действующее законодательство, судебная практика, представлены позиции ученых об изъятии электронных носителей информации и копировании с них информации. Особое внимание уделено участию специалиста при изъятии криминалистически значимой электронной информации. Авторами статьи предложено собственное видение рассматриваемых вопросов, способствующее правовому регулированию получения электронной информации.
Вывод. В ходе исследования проведен анализ уголовно-процессуального законодательства, научной литературы, судебной практики, посвященной правовым и криминалистическим аспектам изъятия информации в цифровом пространстве, что позволило обобщить и систематизировать имеющиеся знания в данной области и определило дальнейшие перспективы собирания доказательственной электронной информации.
Актуальность. Изменения, внесённые Федеральным законом от 24 мая 2025 года № 176-ФЗ в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации, направлены на противодействие злоупотреблениям при операциях с электронными средствами платежа. Однако новеллы порождают проблемы правовой определённости, конкуренции норм, риска объективного вменения и дискуссионные положения об освобождении от уголовной ответственности, что делает их анализ своевременным для науки и практики.
Цель ‒ обосновать доктринально выверенную модель уголовно-правового регулирования операций с электронными средствами платежа путём выявления дефектов законодательной техники и несоответствий базовым принципам уголовного права.
Задачи: определить несогласованности терминологии и структуры статьи 187 Уголовного кодекса Российской Федерации с действующим законодательством и системой Особенной части; установить границы соотношения со смежными составами (кража, мошенничество, незаконная банковская деятельность) и с конституционными принципами виновной ответственности; проанализировать целесообразность введённого специального основания освобождения от ответственности для «дропперов».
Методология. Формально-юридический, системный и сравнительно-правовой методы; доктринальный анализ; толкование норм с учётом правовых позиций Конституционного Суда; логико-структурная реконструкция составов и их конкуренции.
Результаты. Выявлены терминологические коллизии между уголовным и финансовым законодательством; подмена института соучастия самостоятельными составами; пробелы разграничения со смежными составами и риск произвольной квалификации; наличие специального примечания об освобождении от ответственности для преступлений небольшой тяжести, дублирующего общую норму статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вывод. Рекомендована гармонизация понятийного аппарата с отраслевыми актами; отказ от криминализации действий, уже охватываемых соучастием; закрепление требований к субъективной стороне деяния; формулирование разграничительных критериев со смежными составами; унификация института освобождения от ответственности. Эти меры обеспечат соблюдение принципа вины, правовой определённости и системности уголовного закона.
Актуальность. Цифровизация коммуникационного пространства и развитие социальных медиа обусловили формирование устойчивых каналов распространения ультраправой экстремистской идеологии в молодёжной среде, что создаёт прямую угрозу конституционным основам Российской Федерации. Использование радикальными акторами латентных форм пропаганды через меметические конструкции, криптонимы и геймифицированные нарративы существенно затрудняет квалификацию таких деяний правоохранительными органами.
Цель исследования заключается в формировании научно обоснованной методики судебно-лингвистического анализа молодёжно-ориентированного цифрового контента и разработке алгоритмизированных критериев идентификации ультраправой экстремистской пропаганды для обеспечения единообразия экспертной практики и повышения эффективности уголовно-правового противодействия молодёжному экстремизму.
Задачи: систематизация типологических признаков и речевых стратегий ультраправого дискурса в интернет-пространстве; анализ нормативных и доктринальных оснований экспертных процедур по делам экстремистской направленности с участием несовершеннолетних; формирование многоуровневой матрицы языковых и семиотических индикаторов, релевантных возрастной специфике адресатов; разработка стандартизированных ориентиров для экспертной практики.
Методология. Исследование базируется на интегративном междисциплинарном подходе, сочетающем методы корпусной лингвистики, семантического, прагматического и дискурсивного анализа с нормативно-правовым анализом. Эмпирическую базу составил корпус объёмом 11,8 млн словоупотреблений из 37 ультраправых интернет-ресурсов. Применялись статистические методы, латентно-семантическое разложение, кластерный анализ с перекрёстной валидацией.
Результатами исследования являются выявленные четыре класса лингвистических маркёров экстремистского контента (криптонимизированная символика, транслитерированные англо-американизмы, геймифицированная милитаристская метафорика, меметические конструкции) и типология речевых стратегий ультраправого дискурса. Разработана процессуально пригодная методика экспертного анализа, обеспечивающая воспроизводимость результатов и соответствие требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вывод. Предложенная методика судебно-лингвистического анализа представляет собой научно обоснованный инструментарий идентификации латентных маркёров экстремистской пропаганды в молодёжной цифровой среде. Её внедрение в практику следственных органов и судебных учреждений будет способствовать повышению эффективности противодействия молодёжному экстремизму при безусловном соблюдении конституционных гарантий прав несовершеннолетних и принципов справедливого правосудия.
Актуальность. Массовая цифровизация коммуникативных практик поколения Z породила феномен«зумерского» сленга – динамично развивающейся языковой системы, активно используемой для маскировки криминального контента в молодёжных онлайн-сообществах. В условиях роста числа преступлений,связанных с распространением запрещённой информации через сеть «Интернет» (на 29% в Курской области за 2023 г.), где 63% привлечённых к ответственности составляют лица 14-25 лет, возникает острая необходимость в разработке эффективных механизмов выявления замаскированных коммуникаций.
Цель исследования заключается в выявлении и описании криминологически значимых свойств «зумерского» сленга как инструмента сокрытия противоправной информации в региональных онлайнсообществах, а также в разработке организационно-правовых и лингвистических рекомендаций для правоохранительных органов по эффективному обнаружению и квалификации таких коммуникаций.
Задачи: выявить механизмы семиотической маскировки (эвфемизация, графическая мимикрия, эмодзи-кодирование); установить корреляции между жаргонными маркерами и видами криминального контента, а также разработать предложения по совершенствованию законодательства.
Методология. В исследовании применён междисциплинарный подход, сочетающий методы судебно-лингвистической экспертизы, корпусного анализа, статистической обработки данных (χ²-критерий, коэффициент терминологической насыщенности), контекстно-ситуативного анализа жаргонизмов и формально-логического метода.
Результатами исследования являются: установление четырёх доминирующих тематических кластеров криминального контента (наркоторговля – 41%, киберпреступления – 23%, экстремизм – 12%, суицидальный контент – 9%); выявление устойчивых лексико-семантических паттернов маскировки; разработка предложений по созданию государственного лексикографического реестра жаргонных кодов и федеральной информационной системы «КримЛекс»; обоснование института комплексной ситуационно-семиотической экспертизы.
Вывод. «Зумерский» сленг эволюционировал из средства внутригрупповой коммуникации в эффективный инструмент криптологической маскировки криминального контента. Выявленные механизмы семиотической трансформации создают существенные препятствия для правоохранительной деятельности. Предложенные изменения в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и Федеральным законе «Об оперативно-розыскной деятельности» направлены на институционализацию механизмов фиксации.
Актуальность. Коррупция как негативный социальный феномен, обуславливает потребность в определении наиболее эффективных мер ее профилактики, что выделяет необходимость поиска механизмов противодействия и приоритетных антикоррупционных направлений деятельности. Выражение коррупции через коррупционные преступления и иные правонарушения коррупционной направленности, встраивающиеся в общественные отношения различных социальных сфер, предопределяет постановку проблемы в недостаточности изученности коррупции как социокультурного явления и его особенностей, изменений, трансформаций в современном обществе.
Цель исследования: заключается в определении особенностей трансформаций коррупции и механизма криминологического противодействия ей как негативному социокультурному феномену современного общества.
Задачи: научное осмысление коррупции как социокультурного феномена и её трансформаций в современном обществе; моделирование механизма противодействия коррупции в виде криминологического конструкта и раскрытие входящих в него концептуально-стратегических, субъектно-объектных элементов под антикоррупционным идеологическим началом.
Методология исследования выразилась в совокупности общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, логико-эпистемологического, гносеологического; функционального, сравнительно-правового, социологического, психологического методов; метода моделирования, рискологического анализа.
Результаты. Определены возможные трансформации коррупции как социокультурного феномена и ее криминологические предпосылки; особенности изменения коррупции в современных условиях через анализ трансформации личности преступника, коррупционного преступного поведения, что предопределило антикоррупционные меры и легло в основу механизма криминологического противодействия коррупции.
Выводы. Результаты исследования вносят определенный вклад в разрешение проблемы предупреждения коррупции путем разработки модели криминологического механизма противодействия исследуемому феномену и определения элементов (звеньев), составляющих указанный конструкт с учетом современных трансформаций коррупционных деяний и личности преступника, что послужило основой авторских предложений по совершенствованию антикоррупционной деятельности и законодательства, обеспечивающего ее.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Актуальность. В условиях совершенствования российской государственности вопросы ее идейно-теоретических оснований приобретают особую актуальность.
Цель работы ‒ рассмотреть идеологию Российской империи как специфическую форму цивилизационной идентичности и политической легитимации.
Задачи: проанализировать соотношение цивилизации и империи; провести анализ триады «православие, самодержавие, народность» и механизмов её институционального воспроизводства через Церковь, армию, бюрократию и систему образования.
Методология. Методологическую основу работы составляют историко-философский и цивилизационный подходы, позволяющие рассматривать Российскую империю как уникальный политико-культурный феномен, в котором сакральные и культурные основания сочетаются с институциональной практикой интеграции многонационального пространства. В качестве исследовательских подходов используются анализ идейных конструкций, сопоставление официальных доктрин и альтернативных нарративов легитимности, а также изучение практик трансляции идеологии в общественную жизнь.
В результате проведенного анализа уточнена онтология «цивилизационного» через призму имперской формы, выявлены закономерности взаимодействия религиозно-культурных и политико-институциональных факторов в построении легитимности. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования исторического опыта Российской империи для осмысления современных стратегий политической консолидации, укрепления национальной идентичности и противостояния идеологической фрагментации в условиях многополярного мира.
Выводы. Устойчивость Российской империи обеспечивалась сочетанием универсальной религиозно-культурной основы и гибкой адаптации к региональному многообразию, однако кризис легитимности наступил тогда, когда официальная идеология утратила способность мобилизовать общество и конкурировать с альтернативными нарративами ‒ либеральными, социалистическими и национальными, которым преимущественно следовали представители элиты.
Актуальность. Статья посвящена критическому анализу существующих научных подходов к проблеме международной миграции на постсоветском пространстве. Акцентируется необходимость наращивания исследований взаимосвязи транснациональных миграционных процессов с вопросами национальной, региональной и международной безопасности. Требуется определить возможности существующей научной парадигмы по осмыслению реальных последствий международной миграции для национально-государственных интересов России. Актуализируется задача преодоления методологического кризиса науки о миграции, освобождения научных школ от идеологической ангажированности, приведения в соответствие положений научных концептов и доктринальных основ обеспечения национальной безопасности России.
Цель исследования ‒ анализ и критическая оценка основных концептов осмысления международной миграции в контексте обеспечения единого пространства безопасности в постсоветском регионе.
Задачи исследования: систематизация ключевых теорий о сущности международной миграции, определение приоритетов развития научных представлений о характере миграционных рисков, формирование выводов и рекомендаций по обеспечению миграционной безопасности постсоветского пространства.
Методология. Для решения поставленных задач применялись методы исторического, компаративного, статистического и институционального анализа. Рассматривались неоклассические и социокультурные концепции международной миграции. Применялся метод контент-анализа.
Выводы. Современные научные представления о роли международной миграции оцениваются как пребывающие в фазе системных трансформаций. В силу междисциплинарного характера предмета исследования осмысление проблем влияния миграционных потоков на международные отношения отличает плюрализм научных мнений и подходов и идеологическая ангажированность обобщающих выводов. Анализ наиболее известных направлений науки о международной миграции показывает ограниченные возможности традиционных подходов в оценках миграции как важного фактора функционирования единого пространства безопасности Евразии. Доказывается необходимость проведения исследований с опорой на развернутый анализ массива эмпирических и статистических данных по проблемам миграционных перемещений и связанных с ними социальных трансформаций.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения исторического опыта реформирования алкогольного рынка в России. Современный этап модернизации данной сферы требует обращения к успешным практикам прошлого и придает анализу процесса отмены винных откупов практическую значимость. Важно учесть, что вклад министра финансов А.М. Княжевича в отмену откупной системы остается малоизученным аспектом в отечественной историографии, что определяет безусловную научную значимость работы.
Цель исследования – оценить вклад министра финансов Александра Максимовича Княжевича в замену откупов акцизной системой взимания налога с питей.
Задачи: проанализировать карьерный путь А.М. Княжевича и его личную связь с откупной системой; рассмотреть исторический контекст преобразования в питейной сфере; изучить деятельность руководимого Княжевичем Особого комитета; раскрыть личный вклад министра финансов в отмену откупов.
Методология. Исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности, которые дополнены проблемно-хронологическим, историко-генетическим и сравнительно-историческим методами.
Результаты. Возглавляя по поручению императора Александра II процесс подготовки отмены винных откупов, Княжевич, будучи человеком осторожным, опасался резких шагов. Созданный под его руководством Особый комитет не принял акциз, а предложил проект «переходной» системы. Император настоял на полном и безоговорочном введении акцизной системы, питейное дело было передано из Министерства финансов в канцелярию Государственного Совета. Он запустил механизм реформы, но ее итоговый радикальный характер был определен не его волей, а позицией других высших государственных сановников и общим реформаторским курсом эпохи Александра II.
Вывод. Вклад Княжевича в отмену винных откупов был в большей мере административным, чем идеологическим. Его личная позиция отражала опасения старой бюрократии перед кардинальными изменениями в финансовой системе страны.
Актуальность. События Гражданской войны до сих пор вызывают споры у историков. Разница точек зрения в данном вопросе создает противоречия в представлениях о масштабах и последствиях противоборства «красных» и «белых». По прошествии столетия после данных событий в публикациях ряда ученых предпочтение отдается лишь одной из сторон конфликта, без детального анализа событий в целом, как на уровне всего государства, так и в пределах конкретного региона. В этой связи отдельного внимания заслуживает увековечение памяти жертв Гражданской войны, особую роль в котором на территории Курской области сыграли ветеранские организации.
Цель – обобщить опыт мемориализации событий, происходивших на территории Курской губернии в 1918-1922 годы.
Задачи: раскрыть сущность «красного» и «белого» терроров на территории Курской губернии, а также показать подходы к сохранению памяти о жертвах Гражданской войны в городе Курске.
Методология. Для достижения поставленных цели и задач исследования авторы опирались на принципы объективности и историзма, использованы историко-сравнительный, ретроспективный и историко-генетический методы исследования.
Результаты. С позиции сопоставления различных точек зрения дана всесторонняя объективная оценка событиям 1918-1922 годов на территории Курской губернии. На основе этого показана работа ветеранских организаций по увековечению памяти жертв Гражданской войны.
Вывод. В 1919 году, в результате репрессивной политики деникинских войск, в городе Курске было выявлено большое количество жертв их террора. 27 расстрелянных мирных жителей были захоронены в Парке Героев Гражданской войны. По прошествии ряда лет братская могила стала нуждаться в коренной реконструкции, но указанная проблема до настоящего времени остается нерешенной.
Актуальность. Взаимодействие войск является одной из ключевых составных частей подготовки операций различного масштаба. Знание структуры, содержания и порядка взаимодействия при подготовке Варшавско-Ивангородской операции позволит изучить опыт по организации взаимодействия и возможности использования полученных знаний в современных условиях.
Целью статьи является обобщение опыта взаимодействия войск Юго-Западного фронта при подготовке Варшавско-Ивангородской операции.
Задачами статьи являются: раскрытие сроков, содержания и способов взаимодействия войск на различных этапах подготовки операции, выявление проблемных вопросов согласования действий на каждом этапе и определение необходимых мероприятий по окончательной подготовке к ведению боевых действий; установление роли, значения и проблемных вопросов организации взаимодействия при подготовке операции.
Методология. Применение основных методов современных исследований, таких как историко-системного и историко-типологического, позволило провести анализ достаточно большого количества исторических документов Юго-Западного фронта, а также армий, корпусов и других частей родов войск, входящих в их состав.
Результаты. В исследовании раскрывается последовательность и содержание деятельности Ставки Верховного главнокомандующего, полевого управления Юго-Западного фронта и частично Северо-Западного фронта по обеспечению взаимодействия войск при подготовке Варшавско-Ивангородской операции.
Выводы. На основании боевых документов полевого управления Юго-Западного фронта и армий, входящих и передаваемых в его состав, формулируется сущность и структура организации взаимодействия войск при подготовке Варшавско-Ивангородской операции. Делаются выводы о содержании взаимодействия войск, применяемых формах, способах, методах и приемах организации взаимодействия по согласованию усилий различных родов войск на отдельных этапах подготовки Варшавско-Ивангородской операции.
Актуальность. В условиях, когда крестьянство составляло абсолютное большинство населения, попытка форсированного построения коммунизма через тотальное огосударствление и насильственное изъятие продукта привела к системному кризису, кульминацией которого стали массовые восстания и голод. Изучение этого исторического опыта позволяет понять глубинные причины провала данного социального эксперимента и его катастрофические последствия.
Цель статьи − на основе анализа доктринальных установок большевизма и практических мер политики «военного коммунизма» выявить ключевые противоречия между идеологической утопией и крестьянской реальностью, которые предопределили крах этой политики.
Задачи: анализ теоретических основ «военного коммунизма» в работах В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого; изучение ключевых инструментов политики (продовольственная диктатура, продразверстка, комбеды, трудовая повинность); оценка ответной реакции крестьянства и последствий данной политики для аграрного сектора и страны в целом.
Методология. Для анализа политики «военного коммунизма» и ее последствий были использованы историографический, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы.
Результаты. В ходе исследования установлено, что политика «военного коммунизма» была не только вынужденной мерой в условиях Гражданской войны, но и сознательной попыткой реализации марксистской доктрины о немедленном переходе к коммунистическому устройству общества, основанному на полном отказе от рыночных отношений. Выявлено, что ее ключевые инструменты были направлены на слом крестьянства как класса мелких собственников. Политика «военного коммунизма» привела к коллапсу аграрного производства, массовому голоду и поставила советский режим на грань катастрофы.
Выводы. Политика «военного коммунизма» представляла собой провал попытки механического переноса умозрительной марксистской доктрины на российскую аграрную почву. Неспособность большевистского руководства примирить свою идеологию с фундаментальными интересами крестьянства привела к глубочайшему социально-экономическому кризису и спровоцировала масштабную крестьянскую войну, вынудив архитекторов эксперимента к радикальной смене курса и переходу к нэпу.
Актуальность. На современном этапе в российском обществе с новой силой востребованы познавательные возможности музея и его воспитательный потенциал. Внимание исследователей привлекает аспект направленного действия музея на реципиентов социокультурного опыта – посетителей музея, прежде всего на молодежь. Другая немаловажная проблема – участие самого общества в процессе реализации функций музея. Целесообразно обратиться к советскому опыту привлечения общественных структур в процесс реализации воспитательных возможностей музея.
Цель работы – раскрыть вклад Совета cодействия Музея Великой Октябрьской Социалистической революции в процесс воспитания школьников в конце 1950-х – начале 1970-х годов.
Задачи: изучить историю создания, структуру, механизм реализации функций Совета содействия, выявить формы работы Совета со школьниками.
Методология. В работе использовались системно-структурный и хронологический методы.
Результаты. Прослежена история создания общественного актива музея – Совета содействия. Выявлена структура, состав Совета содействия, вклад старых большевиков города Ленинграда в развитие Музея Октябрьской революции. Изучены формы деятельности Совета содействия со школьниками как важнейшее средство реализации образовательно-воспитательной функции советского музея в конце 1950-х – начале 1970-х годов.
Вывод. В Музее Октябрьской революции ценнейшим дополнением и средством расширения диапазона действия выставок и экспозиций являлась деятельность Совета содействия. Члены Совета обладали необходимыми потенциалом, знаниями, желанием использовать последние на благо общества, взаимодействуя с молодежью. Члены Совета содействия осуществляли опосредованную и непосредственную коммуникацию со школьниками. В ходе коммуникации происходило формирование у молодежи исторической памяти, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ. Взаимодействие с очевидцами исторических событий позволяло сформировать личностное знание, отношение школьников к историческому прошлому, чувство уважения к старшему поколению.
Актуальность. В настоящее время все больший интерес у исследователей вызывают страницы истории советской промышленности. Историки, социологи, экономисты стали уделять внимание анализу методов руководства советским производством, деятельности его администрации по внедрению передовых форм работы, организации соцкультбыта рабочих и служащих и т.д. Сегодня уже очевидно, что успехи трудовых коллективов в СССР во многом зависели от умелых и эффективных действий руководителей заводов и фабрик. Поэтому изучение опыта их работы может пригодиться современным управленцам при составлении производственных планов заводов и фабрик в современных условиях.
Цель исследования состоит в комплексном рассмотрении на основе вновь выявленных документальных источников истории одного из крупнейших предприятий агробиологической промышленности СССР – Курской маллеиново-туберкулиновой биофабрики.
Задачи: восстановить биографию одного из руководителей Курской маллеиново-туберкулиновой биофабрики – Акима Федоровича Куркина и показать его вклад в развитие предприятия в феврале 1938 – мае 1941 года.
Методология. Исследование проведено на принципах объективности и историзма. Среди специально-исторических методов был использован историко-генетический, хронологический, идеографический (нарративный), ретроспективный. Особо отметим идеографический метод, который помог описать отдельные события в истории биофабрики, исследовать биографии людей, внесших заметный вклад в ее развитие.
Результаты. Комплексное исследование на основе архивных и печатных источников позволило восстановить биографию директора Курской биофабрики Акима Федоровича Куркина, а также восстановить историю развития предприятия накануне Великой Отечественной войны.
Выводы. Промышленное производство ряда биопрепаратов в СССР, и в первую очередь маллеина и туберкулина, было организовано на Курской биофабрике в 1931 году, которая к 1941 году стала монополистом по их изготовлению. Во многом благодаря организаторским способностям А.Ф. Куркина коллективу предприятия накануне Великой Отечественной войны удалось добиться хороших результатов в выполнении и перевыполнении плановых заданий по их производству.
Актуальность. Реализация плана массового жилищного строительства, вызванного острой нехваткой жилья в стране, началась после выхода в свет постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР». Постановление предусматривало переход на массовое крупнопанельное строительство жилых домов, а обязанности заказчика были возложены на Курский горисполком. Анализ его деятельности по выявлению и устранению недостатков в сфере жилищного строительства является показательным и актуальным и в современных условиях.
Цель ‒ проанализировать роль Курского горисполкома в перестройке основ жилищного строительства в Курске в конце 1950-х – начале 1960-х годов.
Задачи: исследовать организационно-технические мероприятия по контролю за ходом строительства жилья в Курске, выявлению и устранению недостатков в работе строительных организаций.
Методология. Авторская методология основана на принципе историзма, общелогических и общенаучных методах познания.
Результаты. Основную роль в реализации программы массового жилищного строительства играл Курский горисполком, который стал основным заказчиком строительства жилья для курян. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля стало переломным в практике жилищного строительства страны, сделав акцент на строительстве крупнопанельных домов. Для реализации постановления Курский горисполком должен был перестроить систему жилищного строительства в городе. Перестройка жилищной строительной политики была связана с оптимизацией структуры управления и контроля, выявлением и устранением недочетов в работе строительных организаций, с переходом на новые методы работы.
Вывод. Проведенный анализ роли Курского горисполкома в перестройке жилищного строительства показал, что в первые годы после принятия постановления партии и правительства необходимо было оптимизировать структуру органов управления, выявить имевшиеся недочеты, чтобы привести жилищное строительство города в соответствие с требованиями новой жилищной политики.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы. Несмотря на значительный объем исследований по истории советского периода, историко-культурные процессы в национальных республиках, особенно в их специфических проявлениях, изучены не всегда достаточно глубоко. Необходимо восполнить пробелы в понимании того, как советская идеология и политика преломлялись в жизни Адыгеи.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе историко-культурных особенностей Республики Адыгея в период советской власти во второй половине XX века, определении их влияния на формирование современной историко-культурной среды региона.
Задачи исследования заключаются в рассмотрении особенностей государственной политики в Адыгейской автономной области во второй половине XX века, выявлении ее основных направлений и механизмов реализации, анализе развития системы образования и науки в ААО, определении их роли в формировании культурной элиты и распространении знаний об истории и культуре Адыгеи.
Методология исследования основана на историко-генетическом методе, историко-сравнительном методе, методах анализа и синтеза для обработки информации и формирования выводов.
Результаты исследования заключены в оценке эффективности государственной культурной политики в регионе, в выявлении основных факторов, влиявших на формирование национальной идентичности адыгов в рассматриваемый период, оценке роли культурных институтов в Адыгее.
Выводы. Советская власть оказала значительное влияние на культурное развитие Адыгеи. Несмотря на идеологическое давление, в Адыгее удалось сохранить национальную идентичность. Именно в этот период были созданы те культурные институты, которые сыграли важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия Адыгеи. Опыт историко-культурного развития Адыгеи в советский период играет важную роль в понимании современной ситуации в регионе и разработки эффективной политики.
