Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Этика как основа развития научной школы (на примере петербургской исторической школы)

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2025-15-4-286-298

Аннотация

Актуальность. В настоящее время для системы высшего образования актуальной является задача формирования и развития научных школ. Это ставит в повестку дня исследования по проблематике «научной школы»: определение самого понятия, принципов создания научной школы, ее деятельности и жизнеспособности.

Цель исследования – выявить принципы деятельности научной школы, способствующие ее становлению и развитию

Задачи: изучить воспоминания разных поколений историков, чья научная деятельность разворачивалась в рамках одной научной школы; выявить характерные черты научной школы, обеспечившие ее развитие; проследить преемственность качеств наставника, передававшихся от поколения к поколению внутри научной школы.

Методология исследования включает сравнительно-исторический и системный подходы, принципы объективности и историзма, эмпирический метод сбора данных, основанный на выявлении исторических источников – воспоминаний представителей разных поколений историков и их источниковедческом анализе.

Результаты. От поколения к поколению петербургских (ленинградских) историков в течение XX века передавались не только методологические основы и темы научных исследований, но и нравственные качества, которыми должен обладать наставник. Требовательность к себе и к ученикам, и вместе с тем уважение к личности, интеллигентность и благородство являлись этическими принципами этой научной школы.

Выводы. Преемственность идей петербургской исторической школы заключалась не только и не столько в общих принципах научной и преподавательской деятельности, но и в нравственном эталоне, заложенном ее основателем А.С. Лаппо-Данилевским.

Об авторе

И. Е. Барыкина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Барыкина Инна Евгеньевна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России (с древнейших времен до начала XIX века)

Набережная реки Мойки, д. 48, г. Санкт-Петербург 191186

Researcher ID: Q-3442-2018



Список литературы

1. Ростовцев Е.А. Столичный университет Российской империи: ученое сословие, общество и власть (вторая половина XIX – начало XX в.). М.: Полит. энцикл., 2017. 903 с.

2. Ганелин Р.Ш., Чернуха В.Г. С.Н. Валк (1887–1975) // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 26. СПб.: Наука, 1998. С. 299–316.

3. Валк С.Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 125 лет // Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб.: Наука, 2000. С. 7–106.

4. Тихонов В.В. Московская историческая школа в первой половине ХХ века: Научное творчество Ю.В. Готье, С.Б. Веселовского, А.И. Яковлева и С.В. Бахрушина. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 320 с.

5. Свешников А.В. Петербургская школа медиевистов начала XX века в контексте российской модернизации // Вестник Омского университета. 2011. № 1. С. 107–112.

6. Из воспоминаний Б.В. Ананьича // Ананьич Борис Васильевич. Каким мы его помним / отв. вред. Н.И. Ананьич. СПб.: Лики России, 2016. С. 107.

7. Витухновская М.А. Памяти Бориса Васильевича Ананьича // Ананьич Борис Васильевич. Каким мы его помним / Н.И. Ананьич (ред.). СПб.: Лики России, 2016. С. 29–33.

8. Правилова Е.А. In memoriam // Ананьич Борис Васильевич. Каким мы его помним / Н.И. Ананьич (ред.). СПб.: Лики России, 2016. С. 40–42.

9. Рибер А. Борис Васильевич Ананьич // Ананьич Борис Васильевич. Каким мы его помним / Н.И. Ананьич (ред.). СПб.: Лики России, 2016. С. 80–85.

10. Валк С.Н. Борис Александрович Романов // Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб.: Наука, 2000. С. 107–145.

11. Ганелин Р.Ш. Б.А. Романов – историк революционного движения в России // Советские историки: о чем они говорили между собой. Страницы воспоминаний о 1940-х– 1970-х годах. СПб.: Нестор-История, 2006. С. 209–228.

12. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М.: Территория будущего, 2006. 621 с.

13. Пресняков А.Е. Письма и дневники. 1889–1927. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 967 с.

14. Андреева-Георг В.П. И.М. Гревс // Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878–1918) / С.Н. Валк (ред.) и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. С. 173–175.

15. Кареев Н.И. О школьном преподавании истории. Пг.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1917. 226 с.

16. Милюков П.Н. Воспоминания: в 2 т. Т. 1. М.: Современник, 1990. 446 с.

17. Захарова Л.Г. Путь к теме // Александр II и отмена крепостного права в России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 5–38.


Рецензия

Для цитирования:


Барыкина И.Е. Этика как основа развития научной школы (на примере петербургской исторической школы). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2025;15(4):286-298. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2025-15-4-286-298

For citation:


Barykina I.E. Ethics as a basis for the development of a scientific school (using the example of the St. Petersburg historical school). Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2025;15(4):286-298. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2025-15-4-286-298

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)