Высшее музыкальное образование в России во второй половине XIX – начале XX века: проблемы кадрового обеспечения учебных заведений
https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-211-221
Аннотация
Актуальность. Политика современных государств направлена на совершенствование национальных систем образования, в частности отдельных ее отраслей. Позитивным изменениям в данном вопросе может способствовать изучение опыта прошлых поколений и внедрения его в современную практику.
Цель настоящей статьи состоит в освещении подходов к кадровому обеспечению музыкальных вузов России во второй половине XIX – начале XX века.
Задачи исследования: изучить фактологический материал, отражающий направления работы руководителей отечественных консерваторий второй половины XIX – начала XX века по кадровому обеспечению учебных заведений; выявить степень эффективности данной деятельности.
Методология. При написании статьи использовались следующие материалы: исторические очерки, журнальная периодика, справочная литература, диссертации, научные монографии и статьи. Работа проводилась с опорой на принцип объективности. В ходе исследования применялись: метод системного анализа, историко-сравнительный и историко-типологический методы.
Результаты. Исследование показало, что во второй половине XIX – начале XX века в отечественных музыкальных высших учебных заведениях был накоплен положительный опыт по привлечению для работы в них ведущих российских и зарубежных специалистов. В этом вопросе решающую роль сыграли руководители первых российских консерваторий А. Г. Рубинштейн (Петербург), Н. Г. Рубинштейн (Москва), С. К. Экснер (Саратов). Благодаря приглашенным ими практикам были созданы отечественные педагогические школы и подготовлено несколько поколений российских (советских) профессиональных музыкантов.
Вывод. Результаты настоящего исследования могут способствовать пересмотру подходов к кадровому обеспечению современных музыкальных вузов России.
Об авторах
И. Н. СуетинРоссия
Суетин Илья Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ экономики и правоведения
площадь Ленина 4/5, г. Ульяновск 432071
ResearcherID: AAH-1589-2020
А. И. Ерёмина
Россия
Ерёмина Анастасия Игоревна, кандидат педагогических наук, преподаватель истории и обществознания
проспект Созидателей 13, г. Ульяновск 432059
Список литературы
1. Пашенцев Д. А. Право на образование и проблемы его реализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 8‒13.
2. Стульникова О. В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 225 с.
3. Бурдиян Л. И. Высшее музыкальное образование: проблемы и перспективы приобщения к Болонскому процессу // Педагогика и психология образования. 2018. № 1. С. 71‒83.
4. Пузыревский А. И. ИРМО в первые 50 лет его деятельности (1859‒1909 гг.). СПб.: Тип. В. Я. Мильштейна, 1909. 47 с.
5. Мухамедов Р. А., Суетин И. Н. Урбанизация как фактор формирования системы музыкального профессионального образования в России // Экономическая история. 2019. Т. 15. № 2. С. 136‒146.
6. Браудо Е. Первая русская консерватория // Фронт науки и техники. 1939. № 1. С. 112‒115.
7. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн: 1867‒1894. Л.: Музгиз, Ленингр. отд-ние, 1962. 492 с.
8. Харионовская М. В. Становление и развитие российской системы непрерывного образования преподавателей-музыкантов. Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2007. 64 с.
9. Булгаков В. Д. Развитие хорового образования в России второй половины XIX – XX веков: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2002. 35 с.
10. Хаочуань Дин. Генрик Венявский: опыт библиографического исследования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 4-1. С. 216‒222.
11. Хань Мо. Педагогические условия освоения китайскими студентами особенностей русской школы пианизма // Преподаватель XXI век. 2017. № 4-1. С. 233‒244.
12. Курганская О. А. Т. Лешетицкий и А. Есипова – продолжатели традиций русской фортепианной педагогики XIX века // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. № 2. С. 212‒215.
13. Галечян Л. А. Музыкально-педагогические принципы Т. О. Лешетицкого и современная практика преподавания фортепиано // Письма в Эмиссия. 2011. № 1. С. 1547.
14. Голубенский Ю. Консерватория имени Римского-Корсакова (к столетию со дня основания) // Нева. 1962. № 9. С. 208.
15. Серебряков П. Ленинградской консерватории 100 лет (статьи и документы) // Советская музыка. 1962. № 9. С. 88‒109.
16. Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862‒1962). Л.: Музгиз, Ленингр. отд-ние, 1962. 415 с.
17. Музылева Л. В. 100 лет Московской консерватории // Советские архивы. 1966. № 4. С. 96‒97.
18. Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. М.: Музыка, 1982. 277 с.
19. Бэлза И. Гордость русской музыкальной культуры. К столетию Московской консерватории // Октябрь. 1966. № 9. С. 195‒197.
20. Из истории ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862‒1917. Л.: Музгиз, Ленингр. отд-ние, 1964. 327 с.
21. Терентьева Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования. СПб.: Образование, 1994. 148 с.
22. Николаев Л. К столетию Московской консерватории (1866‒1966) // Музыкальная жизнь. 1966. № 14. С. 8‒9.
23. Городинский В. К восьмидесятилетию Московской консерватории // Огонек. 1946. №41. С. 34‒35.
24. Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912–2012: энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. 444 с.
25. Из истории Саратовской консерватории / М-во культуры Сарат. обл., Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов: Изд-во Сарат. консерватории, 2004. 180 с.
Рецензия
Для цитирования:
Суетин И.Н., Ерёмина А.И. Высшее музыкальное образование в России во второй половине XIX – начале XX века: проблемы кадрового обеспечения учебных заведений. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(3):211-221. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-211-221
For citation:
Suetin I.N., Eremina A.I. Higher Musical Education in Russia in the Second Half of the XIX - Early XX Century: Problems of Personnel Support of Educational Institutions. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(3):211-221. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-211-221