Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск

Высшее музыкальное образование в России во второй половине XIX – начале XX века: проблемы кадрового обеспечения учебных заведений

https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-211-221

Аннотация

Актуальность. Политика современных государств направлена на совершенствование национальных систем образования, в частности отдельных ее отраслей. Позитивным изменениям в данном вопросе может способствовать изучение опыта прошлых поколений и внедрения его в современную практику.
Цель настоящей статьи состоит в освещении подходов к кадровому обеспечению музыкальных вузов России во второй половине XIX – начале XX века.
Задачи исследования: изучить фактологический материал, отражающий направления работы руководителей отечественных консерваторий второй половины XIX – начала XX века по кадровому обеспечению учебных заведений; выявить степень эффективности данной деятельности.
Методология. При написании статьи использовались следующие материалы: исторические очерки, журнальная периодика, справочная литература, диссертации, научные монографии и статьи. Работа проводилась с опорой на принцип объективности. В ходе исследования применялись: метод системного анализа, историко-сравнительный и историко-типологический методы.
Результаты. Исследование показало, что во второй половине XIX – начале XX века в отечественных музыкальных высших учебных заведениях был накоплен положительный опыт по привлечению для работы в них ведущих российских и зарубежных специалистов. В этом вопросе решающую роль сыграли руководители первых российских консерваторий А. Г. Рубинштейн (Петербург), Н. Г. Рубинштейн (Москва), С. К. Экснер (Саратов). Благодаря приглашенным ими практикам были созданы отечественные педагогические школы и подготовлено несколько поколений российских (советских) профессиональных музыкантов.
Вывод. Результаты настоящего исследования могут способствовать пересмотру подходов к кадровому обеспечению современных музыкальных вузов России.

Об авторах

И. Н. Суетин
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
Россия

Суетин Илья Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ экономики и правоведения

площадь Ленина 4/5, г. Ульяновск 432071

ResearcherID: AAH-1589-2020 



А. И. Ерёмина
Ульяновский авиационный колледж
Россия

Ерёмина Анастасия Игоревна, кандидат педагогических наук, преподаватель истории и обществознания

проспект Созидателей 13, г. Ульяновск 432059 



Список литературы

1. Пашенцев Д. А. Право на образование и проблемы его реализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 8‒13.

2. Стульникова О. В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 225 с.

3. Бурдиян Л. И. Высшее музыкальное образование: проблемы и перспективы приобщения к Болонскому процессу // Педагогика и психология образования. 2018. № 1. С. 71‒83.

4. Пузыревский А. И. ИРМО в первые 50 лет его деятельности (1859‒1909 гг.). СПб.: Тип. В. Я. Мильштейна, 1909. 47 с.

5. Мухамедов Р. А., Суетин И. Н. Урбанизация как фактор формирования системы музыкального профессионального образования в России // Экономическая история. 2019. Т. 15. № 2. С. 136‒146.

6. Браудо Е. Первая русская консерватория // Фронт науки и техники. 1939. № 1. С. 112‒115.

7. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн: 1867‒1894. Л.: Музгиз, Ленингр. отд-ние, 1962. 492 с.

8. Харионовская М. В. Становление и развитие российской системы непрерывного образования преподавателей-музыкантов. Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2007. 64 с.

9. Булгаков В. Д. Развитие хорового образования в России второй половины XIX – XX веков: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2002. 35 с.

10. Хаочуань Дин. Генрик Венявский: опыт библиографического исследования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 4-1. С. 216‒222.

11. Хань Мо. Педагогические условия освоения китайскими студентами особенностей русской школы пианизма // Преподаватель XXI век. 2017. № 4-1. С. 233‒244.

12. Курганская О. А. Т. Лешетицкий и А. Есипова – продолжатели традиций русской фортепианной педагогики XIX века // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. № 2. С. 212‒215.

13. Галечян Л. А. Музыкально-педагогические принципы Т. О. Лешетицкого и современная практика преподавания фортепиано // Письма в Эмиссия. 2011. № 1. С. 1547.

14. Голубенский Ю. Консерватория имени Римского-Корсакова (к столетию со дня основания) // Нева. 1962. № 9. С. 208.

15. Серебряков П. Ленинградской консерватории 100 лет (статьи и документы) // Советская музыка. 1962. № 9. С. 88‒109.

16. Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862‒1962). Л.: Музгиз, Ленингр. отд-ние, 1962. 415 с.

17. Музылева Л. В. 100 лет Московской консерватории // Советские архивы. 1966. № 4. С. 96‒97.

18. Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. М.: Музыка, 1982. 277 с.

19. Бэлза И. Гордость русской музыкальной культуры. К столетию Московской консерватории // Октябрь. 1966. № 9. С. 195‒197.

20. Из истории ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862‒1917. Л.: Музгиз, Ленингр. отд-ние, 1964. 327 с.

21. Терентьева Н. А. История и теория музыкальной педагогики и образования. СПб.: Образование, 1994. 148 с.

22. Николаев Л. К столетию Московской консерватории (1866‒1966) // Музыкальная жизнь. 1966. № 14. С. 8‒9.

23. Городинский В. К восьмидесятилетию Московской консерватории // Огонек. 1946. №41. С. 34‒35.

24. Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912–2012: энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. 444 с.

25. Из истории Саратовской консерватории / М-во культуры Сарат. обл., Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов: Изд-во Сарат. консерватории, 2004. 180 с.


Рецензия

Для цитирования:


Суетин И.Н., Ерёмина А.И. Высшее музыкальное образование в России во второй половине XIX – начале XX века: проблемы кадрового обеспечения учебных заведений. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022;12(3):211-221. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-211-221

For citation:


Suetin I.N., Eremina A.I. Higher Musical Education in Russia in the Second Half of the XIX - Early XX Century: Problems of Personnel Support of Educational Institutions. Proceedings of Southwest State University. Series: History and Law. 2022;12(3):211-221. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-211-221

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)