Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск
Том 14, № 5 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

10-19 117
Аннотация

Актуальность. Становление парламентских механизмов в рамках европейского пространства является итогом прочной политико-правовой традиции. До приобретения парламентами статуса государственных структур социумом разрабатывались особые представительные институты – прообразы парламентаризма, которыми по праву считаются народные собрания. Анализ их правового положения и функционала представляет собой перспективное научное направление, поскольку позволяет сгенерировать закономерности и факторы утверждения парламентаризма в качестве уникальной категории.

 Целью является обобщение ретроспективного опыта деятельности народных собраний в контексте их позиционирования как протопарламентских моделей.

Задачи: изучить эмпирическую базу функционирования народных собраний в формате экклесий, комиций, тингов и вече, определить «точки влияния» указанных структур на фиксацию парламентских ценностей в национальных правопорядках.

 Методология представлена комбинацией общенаучных, частно-научных и специально-юридических методов, среди которых особое значение имеет сравнительно-правовой метод.

Результаты носят теоретико-прикладной характер и заключаются в суммарном представлении о компетентностном инструментарии народных собраний, действующих в различные исторические периоды на территории европейского континента, и их роли в последующем установлении парламентских принципов.

Вывод. Народные собрания в формате экклесий, комиций, тингов и вече, сопровождающие развитие государственного строя различных стран и эпох, являлись своеобразными стимулами для становления парламентаризма, который обретал устойчивый репутационный уровень по мере усложнения социальной архитектуры и внедрения совещательных конструкций в управленческую конъюнктуру. Опыт деятельности народных собраний в значительной степени предопределил дальнейшее возникновение парламентов как естественного результата развития общественных отношений.

20-31 124
Аннотация

Актуальность. Многочисленные проблемы экологического характера, накладываясь на юридическую действительность, трансформируют устоявшийся правовой порядок, внося в него элементы неопределенности. При таких обстоятельствах конкретные участники правоотношений не всегда имеют четкое представление о том, каким образом должна реализовываться их модель поведения в правомерном русле, ввиду чего им вполне осознанно приходится полагаться на риск. В самом общем виде риск представляет собой производное неопределенности. В реалиях эколого-правовой неопределенности распространены ситуации, где субъект нормотворческой или правоприменительной деятельности, полагаясь на риск, не имеет четкого прогноза об успешности своих юридически значимых решений, но иной вариант поведения, не основанный на риске, либо исключен вовсе, либо трудновыполним. Подобные тенденции обусловливают потребность в комплексном теоретическом осмыслении явления преднамеренности субъектов правотворческой и правоприменительной деятельности в условиях эколого-правового риска.

Цель заключается в выявлении ключевых особенностей фактора преднамеренности применительно к правоприменительному и нормотворческому аспектам юридической деятельности в условиях эколого-правового риска.

Задачи: раскрыть суть преднамеренности как таковой, рассмотреть правоприменительную и нормотворческую стороны преднамеренности эколого-правового характера в рискориентированной модели правовых отношений, обозначить формы проявления такой преднамеренности на конкретных примерах из нормотворческой и правоприменительной сфер.

Методология. Для решения поставленных задач использовались методы интерпретации нормативных и правоприменительных актов, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования.

Результатами исследования стали данные, характеризующие особенности преднамеренных эколого-правовых рисков в правоприменительной и нормотворческой средах деятельности.

Вывод. Существование преднамеренных эколого-правовых рисков – это следствие, во-первых, общеэкологических проблем и, во-вторых, дефектов в сфере правового регулирования. Преднамеренность в условиях эколого-правового риска выражается осознанной волей субъекта достичь определенный полезный результат. Иногда в формате нормотворческой или правоприменительной работы такой риск допустим, но его использование должно быть крайне осторожным.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

32-68 124
Аннотация

Актуальность. Юридическое лицо – востребованное правовое средство для реализации гражданами Российской Федерации своих экономических и иных интересов, о чем свидетельствуют и статистические данные ФНС России в части государственной регистрации юридических лиц. Масштаб взаимодействия заявителей и уполномоченных органов, а также лиц (организаций), вовлеченных в процесс государственной регистрации, текущее (далекое от оптимального) состояние законодательства о государственной регистрации, создающее благоприятную основу для возникновения конфликтов и споров, предполагает необходимость формирования эффективных форм и средств защиты прав и охраняемых законом интересов заявителей, чего, к сожалению, пока нет.

 Цель состоит в выявлении ключевых проблем и тенденций в развитии законодательства в части обжалования (оспаривания) решений, действий (бездействия) государственных органов (их должностных лиц) и иных лиц (организаций), вовлеченных в процесс государственной регистрации юридического лица.

 Задачи исследования: проанализировать развитие законодательства в части обжалования (оспаривания) решений, действий (бездействия) государственных органов (их должностных лиц) и иных лиц (организаций), вовлеченных в процесс государственной регистрации юридического лица; выявить направления такого развития, понять причины их формирования; выявить основные проблемы и сформулировать пути их преодоления.

Методология. Статья выполнена на основе традиционных для юридических исследований методов; в основу исследования положен системный анализ.

Результаты. Установлено, что существующее регулирование сформировалось в большей степени «стихийно», при отсутствии специальной политико-правовой основы; выявлена рассогласованность положений основных регулирующих документов; выявлены проблемы, возникающие с досудебным обжалованием решений (действий / бездействия) уполномоченных органов, действий МФЦ и его работников; указано на проблемы с обжалованием /оспариванием действий / бездействия нотариусов.

Вывод. Исследование показывает необходимость системного реформирования норм, регулирующих вопросы обжалования (оспаривания) решений, действий (бездействия) государственных органов (их должностных лиц) и иных лиц (организаций), вовлеченных в процесс государственной регистрации; предлагаются направления соответствующих изменений.

69-79 115
Аннотация

Актуальность. Саморегулирование является одним из наиболее стремительно развивающихся правовых институтов, однако его развитие сталкивается с целым рядом сложностей, как теоретического, так и практического характера. Дискуссионным является вопрос о месте саморегулирования в системе права, отнесения его к институту частного или публичного права. Также требует дополнительного внимания проблема субсидиарной ответственности саморегулируемой организации за своих членов перед потребителями товаров (работ, услуг), в частности возможность отнесения ее к способам обеспечения исполнения обязательства.

Цель состоит в выработке научно обоснованных положений о субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций.

Задачи исследования: определить правовую природу саморегулирования; выявить частноправовые аспекты саморегулирования; дать характеристику субсидиарной ответственности СРО и установить ее соотношение с институтом обеспечения исполнения обязательств.

Методология. Статья выполнена на основе методов анализа, дедукции, описания, обобщения, формально-юридического, системного методов.

Результаты. Саморегулирование сочетает в себе как частно-правовые начала, так и публично-правовые. Частный характер саморегулирования проявляется в добровольности членства, а также возложении на саморегулируемую организацию гражданско-правовой ответственности за действия своих членов. Публичный элемент состоит в том, что членство (допуск) в СРО дает право на осуществление определенных видов деятельности.

Ответственность саморегулируемой организации за убытки, причиненные ее членами, является важным инструментом в защите интересов потребителей товаров (работ, услуг) и этим отличается от лицензирования.

Применение субсидиарной ответственности саморегулируемой организации должно охватывать собой любые неблагоприятные имущественные последствия, возникшие у потребителя товаров (работ, услуг) в связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств членом СРО.

Выводы. Субсидиарная ответственность СРО является способом обеспечения исполнения обязательства, направленного на создание кредитору дополнительных гарантий надлежащего исполнения обязательства за счет имущества третьего лица.

80-90 113
Аннотация

Актуальность. Исследование посвящено сравнению института обязательства вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ) и неосновательного обогащения (гл. 60 ГК РФ) в современном гражданском праве России с теоретических и практических позиций с использованием единственного критерия разграничения – последствий совершённых действий (бездействия). В статье акцентируется внимание на проблеме выбора того или иного иска и отмечается неоднозначность судебной практики по данному вопросу.

Целью статьи является сравнение институтов обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения (гл. 59 и 60 ГК РФ), определение возможного совершенствования законодательства).

Задачи: определить сущность деликта и неосновательного обогащения; проанализировать различные точки зрения о соотношении деликта и неосновательного обогащения и института обязательств вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения; выделить и рассмотреть проблему конкуренции исков; предложить возможное разграничение институтов обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения.

Методология. При подготовке работы использовались диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы научного познания наряду с методами описания, анализа, научной абстракции.

Результаты. По итогу проведённого исследования было признано, что институты, определённые в главе 59, 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеют сложности в своём разграничении, что создает проблему конкуренции исков. Основным критерием их разграничения следует считать последствия, связанные с действиями делинквента или неосновательно обогатившегося лица.

Выводы. Сделан вывод о необходимости разъяснений Пленумом Верховного Суда РФ в специальном постановлении положений норм Гражданского кодекса Российской Федерации об отличительных особенностях неосновательного обогащения и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

91-104 123
Аннотация

Актуальность. Участие граждан в отправлении правосудия повышает открытость судопроизводства и уровень доверия граждан к судебной системе. Но привлечение непрофессиональных судей к рассмотрению уголовных дел всегда сопряжено с целым рядом проблем. Для предупреждения и решения таких проблем в уголовном процессе отдельных государств могут вводиться ограничения по подсудности уголовных дел судам с участием представителей народа. К таким специфичным уголовным делам относятся уголовные дела в отношении несовершеннолетних. Среди российских ученых и практиков не прекращается дискуссия относительно возможности реализации несовершеннолетним обвиняемым права на рассмотрение его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Цель: раскрытие исторических и современных подходов к участию граждан в качестве непрофессиональных судей при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Задачи: раскрыть исторические и современные подходы к участию представителей народа в рассмотрении уголовных дел; выявить возможности и особенности рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних судом с участием граждан; обосновать целесообразность формирования в российском уголовном процессе особой системы рассмотрения уголовных дел с участием представителей народа.

Методология. В процессе работы над исследованием использовались общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия), а также формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования.

Результаты. Сформулированы предложения, направленные на корректировку доктринальных и нормативных подходов к рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних с участием непрофессиональных судей.

Вывод. Существующая модель производства по уголовным делам с участием коллегии присяжных заседателей не учитывает специфику уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Однако расширение возможностей для участия граждан в рассмотрении именно этой категории уголовных дел является социально значимым. Требуется конструктивная дискуссия относительно разработки модели рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних с привлечением непрофессиональных судей.

105-114 108
Аннотация

Актуальность. Сеть Интернет выступает в качестве объекта, аккумулирующего большой массив результатов действий пользователей в виде электронно-цифровых следов, а также значительный объем иной информации, которая может быть использована в расследовании преступлений. Учитывая непрекращающийся рост посягательств, в которых глобальная сеть стала средством их совершения, необходимо предложить следственным органам рекомендации по использованию сети Интернет как источника необходимых сведений и как средства решения задач уголовного судопроизводства.

Цель исследования ‒ определить, с каких сторон и в какой степени сеть Интернет проявляет себя в тех закономерностях, которые выступают предметом криминалистической науки, для предложения системного подхода по применению информационных ресурсов сети в решении задач процесса расследования.

Задачи: дать характеристику сети Интернет как источнику электронно-цифровых следов и иной криминалистически значимой информации; показать, что приемы, средства и методы работы с доказательствами, реализуемые посредством сети Интернет, являются криминалистическими; выделить особенности сети Интернет как проявления механизма преступной деятельности и источника криминалистической характеристики.

Методология. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, также применялась совокупность общенаучных и частнонаучных исследовательских методов (системно-структурный, формально-логический, прогностический и др.).

Результаты. Разработаны отдельные теоретические положения методики использования сети Интернет в расследовании преступлений.

Вывод. Сеть Интернет, отражающая виртуальную жизнедеятельность, может быть представлена как одна из сторон объекта криминалистики, выступая функциональной стороной как преступной, так и деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а проявляющиеся в сети закономерности механизма различного рода преступлений, возникновения и нахождения информации о преступлении и его участниках, возможности поиска и получения криминалистически значимой информации, закрепления, исследования и использования ее в качестве доказательств, а также использование сети как средства судебного исследования и предотвращения преступлений делают сеть Интернет элементом предмета криминалистической науки.

115-129 73
Аннотация

Актуальность. Противоправные действия в условиях военного положения несут повышенную общественную опасность, дестабилизируя национальную безопасность, обостряя нехватку ресурсов и оказывая крайне негативное влияние на общество. Это требует от системы уголовной юстиции максимально оперативного и эффективного реагирования, в том числе в части назначения справедливых и соразмерных наказаний. В свете современной внешнеполитической ситуации актуальность данного исследования не вызывает сомнений.

 Цель работы заключается в выявлении положительных и отрицательных аспектов применения цифровых решений оптимизации назначения уголовных наказаний в условиях военного положения на основе комплексного анализа.

 Задачи: выявить специфические факторы, влияющие на процесс назначения наказаний в условиях военного положения; исследовать передовой международный опыт применения цифровых технологий для повышения эффективности судебного определения мер уголовного воздействия; оценить перспективы применения инновационных инструментов в назначении уголовных наказаний с учетом особенностей военного положения.

 Методология. Работа построена на основе диалектического общенаучного подхода, который обеспечил целостность исследования и обоснование причинно-следственных связей. Использовались общенаучные методы – анализ и синтез, обобщение, специально-юридический метод – сравнительно-правовой.

Результаты. В условиях военного положения применение цифровых технологий может повысить объективность, скорость и прозрачность назначения наказаний. Однако существуют риски ошибок и сбоев в работе систем, необходимость в дорогостоящих инвестициях, проблемы с информационной без[1]опасностью и недоверие граждан к «бездушным» машинным решениям.

Вывод. В ходе исследования выявлены как потенциальные выгоды, так и риски применения цифровых решений для оптимизации назначения уголовных наказаний в условиях военного положения. Для повышения эффективности и надежности цифровых решений необходимо тщательно оценивать риски, связанные с кибербезопасностью, защитой персональных данных и устойчивостью к сбоям в чрезвычайных условиях. При этом важно постоянно совершенствовать и адаптировать технологии, обеспечивая их гибкость к динамично меняющимся реалиям военного времени.

130-142 132
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена анализу проблем правоприменения в сфере изменения обвинения судом первой инстанции. В данной работе рассмотрены следующие вопросы: возможность изменения обвинения при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; предоставление суду полномочий по инициации изменения обвинения; установление обязанности государственного обвинителя по изменению обвинения; изменение обвинение судом при переквалификации на преступления частного обвинения; пределы изменения обвинения судом; изменение обвинения при совершении преступления в соучастии; устранение судом технической ошибки в обвинении. Изучены предложения, выработанные уголовно-процессуальной наукой в данной сфере. Дана оценка возможности имплементации положений, предусмотренных законодательством ряда зарубежных стран (Литвы, Норвегии, Канады, Бразилии), регулирующих порядок и пределы изменения обвинения судом

Целью исследования является анализ проблем, возникающих при изменении обвинения судом первой инстанции, и формулирование их решений.

Задачи исследования: изучение возможных способов совершенствования регулирования изменения обвинения судом; анализ законодательства зарубежных стран (Литвы, Норвегии, Канады, Бразилии, Мальты, Азербайджана) и судебной практики ЕСПЧ в данной сфере; разработка решений проблемных вопросов изменения обвинения судом.

Методология. Методологическую основу исследования составили сравнительно-правовой и исторический методы юридической науки, а также анализ и синтез.

 Результаты исследования заключаются в выработке теоретических предложений и практических рекомендаций по совершенствованию изменения обвинения судом.

Вывод. В результате исследования сформулированы следующие основные выводы: необходимо установить полномочие суда по изменению обвинения при прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 75, 76, 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации; предоставление суду права на постановку на обсуждение вопроса об изменении обвинения нарушает принципы беспристрастности суда и состязательности уголовного процесса; пределы изменения обвинения судом нуждаются в уточнении.

143-151 132
Аннотация

Актуальность. Решение проблем и достижение собственных целей нередко осуществляется лицами с нарушением установленного порядка, а также откровенно преступными способами. Участники различных общественных отношений совершают самовольные действия с целью восстановления как своих нарушенных прав, так и полагая, что они нарушены, в том числе связанные с воздействием на имущество, принадлежащее потерпевшему, а также иные действия, превышая пределы самозащиты прав. Надлежащая правовая квалификация такого рода действий требует определения общественной опасности самоуправства. В правовом государстве приемлемы лишь законные и соразмерные способы решения имущественных споров, в противном случае действия лиц по защите своих субъективных прав приобретают общественно опасные формы и определяют рост уголовно наказуемого самоуправства.

Целью исследования является установление характеристик общественной опасности самоуправства, признанного уголовным законодательством преступлением.

Задачи: проанализировать доктринальные подходы к определению общественной опасности самоуправства и установить ее фактические характеристики.

Методология. При написании работы использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, общенаучные (логические) приемы и инструментарий системного подхода.

Результаты. Обосновано, что общественная опасность самоуправства определяется его вредоносностью (причинением вреда или угрозой его причинения) публичной и частной сферам общественных отношений.

Вывод. Самовольные действия при самоуправстве не только нарушают установленный законом порядок совершения определенных действий, посягая тем самым на порядок управления, но и могут вызвать негативные изменения в иных объектах уголовно-правовой охраны, не менее значимых в иерархии социальных ценностей, таких как жизнь и здоровье, собственность, экономика, интересы правосудия и пр.

152-162 70
Аннотация

Актуальность. В статье рассматриваются вопросы малозначительности деяния, предусмотренного пунктом «б» часть 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. Анализируются основания и условия малозначительности хищений. На основе изучения судебной практики обозначены особенности применения положений о малозначительности к краже углеводородного сырья из трубопровода.

Цель: исследование возможности и условий применения положений части 2 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации к краже, совершенной из нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода (пункт «б» часть 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Задачи: изучение и выявление условий применения малозначительности деяния к краже из трубопроводов на основе анализа современной судебной практики и положений доктрины уголовного права.

Методология. Методологическую основу исследования составил общий диалектический метод научного познания. Автором были использованы такие частные методы, как: формально-юридический, социологический и метод правового моделирования.

 Результаты. Авторами проанализированы и обобщены условия, выделяемые в теории уголовного права, при которых конкретное общественно опасное деяние может быть признано малозначительным и спроецированы на кражу, совершаемую из нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода, изучены материалы судебно-следственной практики о прекращении уголовных дел по кражам сырья из трубопроводов в связи с малозначительностью, выделены условные авторские критерии, при которых кража нефти, нефтепродуктов или газа может считаться малозначительным деянием.

Вывод. Индивидуальная опасность конкретного факта хищения из трубопроводов в некоторых ситуациях может не соответствовать тому уровню криминальной опасности, который законодатель заложил в соответствующее деяние в результате его криминализации. Проведенное исследование позволяет определить примерные обязательные и факультативные признаки для признания тайного хищения из трубопровода малозначительным.

ПОЛИТОЛОГИЯ

163-173 93
Аннотация

Актуальность. Проблематика эволюции этнополитического процесса является одним из факторов стабильного политического развития современной России. Реальное состояние этнополитических отношений в Российской Федерации практически не соответствует наиболее распространенным экспертным оценкам прошлых лет. Руководствуясь этими во многом устаревшими представлениями, государственные институты испытывают затруднения в поиске эффективного инструментария урегулирования межнациональных отношений в России ХХI столетия.

Цель исследования ‒ анализ основных векторов развития этнополитического процесса в современной Российской Федерации.

Задачи исследования: систематизировать основные научные подходы к проблеме национального строительства; выявить предпосылки и причины противоречий в сфере межнациональных отношений постсоветской России, рассмотреть основные векторы развития современного этнополитического процесса.

Методология. При решении задач исследования применялись структурно-функциональный, исторический, компаративистский методы. Для уточнения параметров трансформации этнополитических отношений в Российской Федерации использовались положения конфликтологического, примордиалистского и конструктивистского подходов.

 Результаты исследования. Содержание современного этнополитического процесса в России определяется столкновением векторов эндогенного и экзогенного содержания. Доминирующей проблемой остается неготовность экспертного сообщества и государственных институтов пересмотреть не оправдавшие себя концепции государственной национальной политики. Векторы этнополитического процесса в Российской Федерации в обозримой перспективе будут определяться столкновением таких ведущих стратегий, как «общегражданская идентичность», «мультикультурализм», и проекта «русской политической нации».

Выводы. Выявлены основные предпосылки и причины противоречий в межнациональных отношениях российского общества. Они связываются с влиянием глобализационных процессов и специфическими условиями политических, экономических и социокультурных отношений в Российской Федерации. Аргументируется необходимость корректировки традиционных подходов к реализации государственной национальной политики в современной Российской Федерации.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

174-184 93
Аннотация

Актуальность темы исследования связана с сохраняющимися проблемами контроля и доступа к информации в современном информационном обществе.

Цель исследования: дать системное представление о военной цензуре в России в 1914‒1918 годы в контексте развития позднеимперского государственного механизма.

Задачи: анализ структуры, деятельности, кадрового состава военной цензуры в России в годы Первой мировой войны; сосредоточение имеющейся на сегодняшний день информации о документах военной цензуры, хранящихся в различных российских и зарубежных архивах.

Методы. Для анализа структуры и функций военной цензуры использовался историко-типологический метод, при исследовании ее развития в годы Первой мировой войны – историко-генетический метод. Исследование кадрового состава, особенностей работы разных направлений цензуры производилось при помощи историко-сравнительного метода.

Результаты. В работе проанализированы законодательные основы и деятельность военной цензуры в России в годы Первой мировой войны. Показано, что военная цензура представляла собой сложную, многоуровневую структуру, не имевшую единоначалия и включавшую в себя представителей разных, подчас конфликтующих между собой ведомств. Эти особенности обусловили «разбросанность» документального наследия органов военной цензуры по многочисленным фондам российских и зарубежных архивов.

Выводы. Сложность структуры военной цензуры создавала многочисленные сложности в практике цензурного контроля. Хроническими недостатками русской цензуры военных лет были противоречивость решений, непоследовательность и недостаточная проработка нормативно-правовой базы, что зачастую вело к использованию военной цензуры в чисто политических целях (например, для цензуры речей оппозиционных депутатов Думы). Проблемы военной цензуры усугублялись хроническим дефицитом финансирования, недобором и большой «текучкой» кадров. В результате вместо того, чтобы стать эффективным орудием в руках правительства, военная цензура стала одним из факторов политического кризиса в России накануне революции 1917 года.

185-198 102
Аннотация

Актуальность. Преступления в торговле алкоголем наносят значительный ущерб государственному бюджету и народной нравственности. Исследование преступлений и взысканий за нарушение постановлений о питейной торговле в период свободного оборота питей способно указать направление совершенствования современного акцизного механизма, прояснить научный взгляд на питейную либерализацию в пореформенной России.

Цель статьи – освещение видов преступлений и наказаний в питейной торговле в акцизное время, определение пути сокращения «питейных» преступлений.

Задачи обусловлены заявленной темой и состоят в том, чтобы:  охарактеризовать преступления в виноторговле;  указать наказания, предусмотренные акцизным законодательством;  оценить эффективность борьбы с нарушениями в условиях свободного оборота алкоголя.

Методология включает в себя принципы объективности, системности, историзма, в дополнение к которым были использованы историко-генетический, историко-типологический, историко-статистический методы.

Результаты. В акцизное время открылось множество мест продажи питей. Немалая часть продавцов прибегла к незаконным способам получения прибыли. Преступления в виноторговле превосходили по численности преступления в винокурении. Значительный процент составляла торговля без взятия патента и отпуск алкоголя не соответствующего качества. В качестве наказания преобладали денежные взыскания. Несмотря на постепенное ужесточение акцизного законодательства, количество преступлений в питейной торговле оставалось значительным по причине личного интереса виноторговцев и недостаточности контроля со стороны акцизных органов. Это стало одним из поводов для замены акцизной системы казенной винной монополией.

Вывод. В акцизный период была осуществлена систематизация преступлений в питейной торговле и выработаны меры противодействия преступным деяниям. Строгость наказания зависела от степени ущерба. Остановить преступления в виноторговле  была призвана казенная монополия.

199-210 95
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена сложной эпидемиологической ситуацией в Курском регионе, возникшей по причине специальной военной операции. Исторический опыт земств в решении острых проблем ветеринарии может быть использован в современных условиях. История ветеринарно-эпизоотического надзора во второй половине XIX века актуальна и с теоретической точки зрения, так как позволяет расширить знания о социально-экономическом развитии пореформенной России.

 Цель статьи - анализ ветеринарной практики земств на территории Центрального Черноземья во второй половине XIX века.

Задачи: выявить особенности развития ветеринарии в земских губерниях; провести анализ проблем, с которыми сталкивались земские ветеринары, и методов их решения; оценить эффективность ветеринарной практики земств на территории Центрального Черноземья.

Методология включает в себя хронологический и историко-сравнительный подходы. Применен метод объективности и научности с опорой на принцип историзма.

 Результаты. В пореформенное время в России сложилась напряженная эпизоотическая ситуация. Земские ветеринары предпринимали эффективные меры противодействия болезням животных. Повсеместно осуществлялись мероприятия, направленные на предупреждение и устранение эпизоотий, борьбу с инфекционными заболеваниями животных, население получило бесплатную медицинскую помощь для больных животных, заработали ветеринарные лаборатории и диагностические кабинеты. Борьба с болезнями животных на территории Центрального Черноземья привела к полной ликвидации эпидемий.

 Выводы. Земская ветеринария способствовала улучшению здоровья животных и развитию животноводческих хозяйств в России во второй половине XIX века. Деятельность земских ветеринаров положила начало организационному оформлению ветеринарной службы как отдельной отрасли медицины.

211-222 118
Аннотация

Актуальность. Стратегическое планирование развития территорий невозможно без учета особенностей истории, географического положения, специфики производственно-экономического потенциала региона как факторов, оказывающих влияние на количественно-качественные показатели населения. В условиях воздействия мощных дестабилизирующих событий военно-политического и экономического характера опыт первого десятилетия советской власти по управлению городскими сообществами полезен для определения вектора трансформации государственных институтов, что требует определения содержания категории «социальная структура городского населения» в постреволюционный период.

Цель – раскрыть содержание понятия «социальная структура городского населения» в ранний советский период на примере Курской губернии.

Задачи: соотнести социологическое понимание, сложившуюся практику трактования Курским губернским комитетом РКП(б)-ВКП(б) и подходы советских и современных исследователей к понятию «социальная структура городского населения».

Методология. Для достижения поставленных цели и задач исследования автором использованы принципы историзма, объективности и системности. Оценка социологического понимания социального состава потребовала применения междисциплинарного подхода. Кроме того, в методологическом аппарате исследования имеются историко-генетический, ретроспективный, историко-сравнительный методы.

Результаты. Разработан концепт категории «социальная структура городского населения» в первое постреволюционное десятилетие с учетом региональных особенностей развития Курской губернии, а также состояния историографии вопроса.

Вывод. Категория «социальная структура городского населения» представляет собой сложное понятие, которое с учетом событий первого десятилетия советской власти включает в объем своего содержания совокупность групп людей, объединенных исходя из политико-идеологического развития государства и количественно-качественных признаков жизнедеятельности населения в пределах конкретной городской территории с учетом исторических и экономических факторов.

223-232 119
Аннотация

Актуальность. Тема защиты блокадного Ленинграда многосторонне изучена, но роль технической маскировки в защите блокадного города недостаточно освещена. Не все исторические источники, хранящиеся в архивах, опубликованы, проанализированы и введены в научный оборот.

Исследуя тему Архитектурно-планировочного управления в обороне Ленинграда в период блокады, уже было издано несколько статей. Данные публикации о строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом, а также о технической маскировке городских и военных объектов Ленинграда. В ходе исследования новых исторических источников и анализа рассекреченных архивных данных появляются более полные и подробные свидетельства о деятельности Архитектурно-планировочного управления в Битве за Ленинград.

Цели: осветить ход исторических событий в период технической маскировки важнейших городских объектов Ленинграда, а также укрытия культурных ценностей, доминант города и маскировки кораблей Краснознаменного Балтийского флота, стоящих на Неве.

Задачи: исследовать архивные документы, ранее опубликованные исследования по данной теме, мемуары участников технической маскировки; проанализировать деятельность Архитектурно-планировочного управления в ходе выполнения мероприятий технической маскировки наиболее важных городских объектов и культурных ценностей; обобщить выводы о роли и месте Архитектурно-планировочного управления в ходе технической маскировки.

Методология: В ходе исследования использовались такие методы, как исторический, хронологический, а также системный подход методом структурно-функционального анализа.

Результаты. В статье, основанной на архивных документах Центрального государственного архива, архива историко-политических документов, ранее проведенных исследованиях, воспоминаниях участников блокады Ленинграда, исследуется деятельность Архитектурно-планировочного управления Исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Ленинграда в ходе технической маскировки жизненно важных городских объектов и культурных ценностей.

Выводы. Сделаны выводы о непосредственном участии Архитектурно-планировочного управления в технической маскировке.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)