Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск
Том 11, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

10-20 444
Аннотация

Актуальность. Несмотря на серьезную научную традицию исследования правовых презумпций ряд вопросов, связанных с ними, до сих пор вызывает серьезные дискуссии в работах специалистов.
Целью статьи является уточнение авторской позиции по двум спорным вопросам, касающимся косвенных и неопровержимых презумпций, которые обычно рассматриваются как не связанные друг с другом проблемы.
Задачи: раскрыть понятия презумпции, косвенной презумпции и неопровержимой презумпции; проиллюстрировать их примерами из новейшего законодательства.
Методология исследования включает классический набор общенаучных и специально-юридических методов. Оба дискуссионных термина в работе рассматриваются на базе единого подхода к понятию правовой презумпции как юридического предположения, т. е. нормативно закрепленного юридически опровержимого утверждения.
Результаты. В результате исследования делается вывод о том, что такой подход не противоречит существованию косвенных презумпций, но ставит под сомнение утверждение о существовании презумпций неопровержимых.
Выводы. Правовая презумпция включает два элемента: общее правило и установленную законом возможность его опровержения. Отнесение презумпции к числу прямых или косвенных зависит от того, насколько четко и компактно сформулированы в законе оба ее элемента. При этом в обоих случаях речь идет об опровержимых презумпциях. Термин «неопровержимая презумпция» используется для описания не своеобразного механизма действия правовой нормы, а механизма ее формирования. Она не адресована правоприменителю как руководство к действию, а описывает мотивы, побудившие законодателя закрепить то или иное содержание в правовой норме. Понятие «неопровержимая презумпция» имеет право на существование в силу длительной традиции и популярности его использования в юридическом дискурсе. Термин «презумпция» при этом используется в широком значении (как предположение, подразумеваемое либо закрепленное в правовой норме) и охватывает собой две самостоятельные разновидности средств юридической техники: правовые презумпции и правовые фикции. Сторонники такого широкого понимания презумпций должны при этом либо признать понятия «неопровержимая презумпция» и «правовая фикция» синонимами либо просто отказать правовым фикциям в праве на существование.

21-30 119
Аннотация

Актуальность. Социальная защита и государственное обеспечение семей тех лиц, которые защищали Отечество в период Великой Отечественной войны, выступала как неотъемлемая часть общей государственной политики СССР. Порядок государственного обеспечения семей военнослужащих был предусмотрен рядом правовых документов. При этом размеры пособий семьям военнослужащих определялись в зависимости от числа нетрудоспособных членов семьи, местожительства в городской или сельской местности и иных факторов. Подробный анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения семей военнослужащих, дополняет уже имеющиеся исследования по указанной тематике.
Цель – на основе анализа порядка организации социального обеспечения семей военнослужащих в первые годы Великой Отечественной войны выявить трудности и проблемы, с которыми столкнулось развитие данной отрасли законодательства в этот исторический период.
Задачи: посредством исследования правовых актов Советского государства охарактеризовать позицию советской власти по вопросам обеспечения семей военнослужащих, мобилизованных на фронт; рассмотреть деятельность органов власти по предоставлению семьям военнослужащих пенсий, пособий и иных льгот; показать финансовые расходы государства на выполнение социальных задач в отношении семей военнослужащих.
Методология. В работе использовались методы анализа, синтеза, а также такой частнонаучный метод, как историко-логический.
Результаты. В статье показан механизм организации социального обеспечения семей военнослужащих, а также проблемы, с которыми столкнулись органы советской власти в начале и в первые годы Великой Отечественной войны.
Вывод. Несмотря на имевшиеся трудности и недостатки в деле социального обеспечения семей военнослужащих, Советское государство сделало определенные шаги по решению вопросов организации такого обеспечения.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

31-42 217
Аннотация

Актуальность. Использование разнообразия избирательных систем в государстве свидетельствует об уровне демократичности в данном государстве. В связи с этим конституционно-правовая наука не случайно обращает столь пристальное внимание на данную проблематику. Поэтому анализируя вопросы, касающиеся оценки допустимости использования мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, необходимо изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Цель настоящего исследования состоит в выяснении и систематизации правовых позиций Конституционного Суда по вопросам выбора и правового регулирования используемой избирательной системы.
Задачи: изучить постановления Конституционного Суда, определить правовые позиции Конституционного Суда о возможности применения определенного вида избирательной системы при формировании коллегиальных или единоличных выборных органов, исследовать судебную практику по вопросу изменения региональным законодателем выбранной избирательной системы, выявить правовые позиции относительно возможности нормативной корректировки для преодоления недостатков пропорциональной и мажоритарной избирательной системы.
Методология. Для проведения исследования были использованы общенаучные методы научного исследования и специальные методы научного исследования, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Результаты. Проведенное исследование позволило систематизировать правовые позиции Конституционного Суда по вопросам использования, изменения и адаптации применяемых избирательных систем.
Выводы. Первая группа правовых позиций затрагивает проблему адаптивности законодательства к изменениям. Ко второй группе следует отнести доводы и выводы суда по вопросам о допустимости применения той или иной избирательной системы как таковой. К третьей группе можно отнести выводы суда о преодолении некоторых негативных свойств соответствующих избирательных систем посредством законодательного регулирования общественных отношений. Четвертую группу образуют правовые позиции Конституционного Суда РФ, обусловленные необходимостью учета особенностей федеральных, региональных и муниципальных выборов при разрешении вопроса о выборе избирательной системы. На основе изучения судебной практики формируется вывод о необходимости уточнения и совершенствования применяемых избирательных систем в России, так как это важный показатель демократичности современного российского общества.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

43-54 102
Аннотация

Актуальность. В условиях инфляции (расширения) действующего уголовного закона Российской Федерации возникают условия не только для постановки вопроса об его обновлении, но и проблемы правильного толкования тех уголовно-правовых установлений, которые в ближайшем будущем будут приоритетными нормам защиты информационного домена. Для правоприменителя же важно правильно толковать дефиниции, определяющие информационную инфраструктуру страны, в понятийной характеристике которой в настоящее время наблюдается определенный «терминологический хаос». На фоне множества нормативно-правовых актов, регулирующих информационную инфраструктуру и непрекращающейся дискуссии о правилах квалификации информационных преступлений, необходима разработка четкого алгоритма точного определения всех элементов понятия «информационная инфраструктура».
Цель исследования заключается в выработке оптимального понятия и содержания «информационная инфраструктура» и её цифрового направления для нужд теории и практики борьбы с преступностью в развивающемся информационном обществе России.
Задачи: проанализировать действующее законодательство и изучить доктринальные подходы в сфере информационного общества, а также направления научных дискуссий, посвященных определению понятия «информационная инфраструктура». Сформулировать единообразное понимание этого объекта уголовно-правовой охраны.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались: диалектический метод познания уголовно-правовых явлений, общенаучные, специальные и частно-научные методы научных исследований, взятые в единстве с инструментальными методами изучения законодательных и научных положений. Для использования научных результатов в практической деятельности использованы такие теоретические методы, как формализация.
Результаты. На основе анализа нормативно-правовых актов и доктринальных дефиниций определены проблемные «точки» недопонимания искомого объекта, составляющие понятие «информационная инфраструктура» и разрозненные подходы к которому препятствуют правильной квалификации преступлений в сфере информации. Сформулировано понятие «информационная инфраструктура», учитывающая, в первую очередь, официальные точки зрения и оптимальные конструкции понятия «информационная инфраструктура».
Вывод. В науке уголовного права России не сформирована аргументированная позиция в отношении понятия «информационная инфраструктура», а также единообразное понимание её основных составляющих, что затрудняет теоретическое развитие данного направления изысканий и эмпирическую её часть – квалификацию преступлений в информационной инфраструктуре, прежде всего в сфере компьютерной (цифровой) информации. Сделан основной вывод о том, что информационная инфраструктура в стране и в мире постоянно расширяется, происходит её инфляция и это требует одновременного уточнения как всего уголовного закона, так и той его части, в которой сфокусированы нормы об охране информационной инфраструктуры.

55-67 169
Аннотация

Актуальность. Последовательное увеличение совершенных преступлений экстремистской направленности свидетельствует об отсутствии в современном правовом поле эффективных механизмов и методов противодействия финансированию экстремизма. Финансовые средства, полученные в результате совершения преступлений, являются базисом для преступной деятельности экстремистских организаций. Своевременное обновление нормативно-правовой базы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является приоритетным направлением реализации государственной политики в сфере противодействия экстремистской деятельности.
Цель – разработка научно обоснованных предложений по повышению эффективности противодействия финансированию экстремистской деятельности.
Задачи: определить конкретные способы повышения эффективности противодействия экстремистской деятельности через призму совершенствования нормативно-правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Методология. В процессе проведенного исследования использовались логический, системный и формально-юридический методы.
Результаты. В статье обоснована необходимость наделения правоохранительных органов полномочиями по принятию решения о временном приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов), открытых в целях финансирования экстремистской и иной противоправной деятельности.
Вывод. Проведенное исследование показывает, что наделение правоохранительных органов и государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные мероприятия за осуществлением транзакций денежных средств и иного имущества, полномочиями по принятию решения о временном приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов), открытых в целях финансирования экстремистской (террористической) и иной противоправной деятельности, послужит эффективным инструментом реализации государственной политики в сфере противодействия финансированию экстремистской деятельности.

68-79 113
Аннотация

Актуальность. В кризисных условиях современной экономики фондовый рынок обретает исключительную значимость: его состояние, в том числе степень защищенности, обусловливает инвестиционную привлекательность государства. Активное и безопасное обращение финансовых инструментов позволяет бизнесу получить дополнительные капиталовложения, инвесторам – ожидаемую прибыль, гражданам – сберечь и преумножить свободную денежную массу, а государству обеспечивает дополнительные поступления налоговых платежей.
Цель работы – определение уголовно-правового механизма защиты обращения ценных бумаг в Российской Федерации.
Задачи: дать правовую характеристику преступных посягательств на порядок обращения ценных бумаг (в том числе решить проблемы отграничения от общих норм), сравнить законодательство РФ, регулирующее обращение ценных бумаг, с аналогичным законодательством некоторых других государств, определить достаточность и необходимость существующей системы уголовно-правовых норм, посредством которых осуществляется охрана обращения ценных бумаг.
Методология. В ходе работы использовались методы сравнительного, системного и структурно-функционального анализа, систематического междисциплинарного анализа и синтеза. Исследование проводилось с применением общефилософских методов индукции и дедукции, сравнительно-правового метода.
Результаты. В ходе исследования выявлено, что существующая система уголовно-правовых норм, направленных на охрану обращения ценных бумаг, не отвечает вызовам современной реальности фондового рынка, а применяемые законодателем подходы к построению уголовно-правовых запретов нерелевантны исходным нормам гражданского и финансового права.
Вывод. Необходимо сформулировать норму, направленную на охрану обращения ценных бумаг таким образом, чтобы она охватывала одновременно и манипулирование ценами, и инсайдерскую торговлю, учитывая при этом специальные характеристики субъекта преступления.

80-87 169
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной проблеме направления подростков в учебные учреждения закрытого типа по заявлению прокурора вне уголовно-правовой сферы. Анализ действующего законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере, указывает на правовую неурегулированность данной процедуры.
Целью работы является исследование порядка направления подростков в учебные учреждения закрытого типа по инициативе прокурора.
Задачи исследования состоят в выявлении и научном анализе проблем процедуры помещения подростков в учебные учреждения закрытого типа по заявлению прокурора.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались аналитический, сравнительно-правовой научные методы исследования, а также метод правового моделирования, показавшие, что действующим законодательством не урегулирована процедура помещения подростков в учебные учреждения закрытого типа, и позволившие определить меры, направленные на совершенствование российского законодательства в сфере регламентирования деятельности правоохранительных органов.
Результаты исследования выявили пробелы в действующем законодательстве, регламентирующем порядок помещения подростков в учебные учреждения закрытого типа по заявлению прокурора, в части отсутствия регламентации порядка проведения медицинского, в частности психиатрического, освидетельствования и комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией рассматриваемой категории несовершеннолетних при направлении материалов в суд прокурором.
Вывод. В статье формулируется вывод о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, которые бы устранили правовую неопределенность данной процедуры.

ПОЛИТОЛОГИЯ

88-94 317
Аннотация

Актуальность предлагаемого исследования государственной отраслевой политики обусловлена современными дискуссиями в рамках российской политической науки, вызванной разработкой нового паспорта проекта номенклатуры научных специальностей по политическим наукам. Новый проект паспорта номенклатуры научных специальностей по политическим наукам предполагает кардинальную трансформацию направлений исследований политической науки в сторону усиления позиций политических институтов, политических процессов и политических технологий, а также государственного управления и отраслевых политик. Отдельные направления, по сути, признаются неактуальными в перспективном измерении. Данное обстоятельство вызывает необходимость проведения анализа имеющихся разработок в отношении государственных отраслевых политик в рамках современной политической науки и их закрепление в действующем законодательстве.
Цель статьи состоит в исследовании состояния разработанности проблематики государственных отраслевых политик в современной российской политической науке.
Задачи исследования: количественный и качественный анализ разработанности государственных отраслевых политик в политической науке; определение ключевых проблем этих исследований; разработка теоретико-методологических рекомендаций для будущих исследований государственных отраслевых политик.
Методология. Основные методы исследования – сравнительный, а также количественный и качественный контент-анализ. Предполагается использование междисциплинарных политико-правового, политико-экономического методов исследований.
Результаты. Предложены теоретико-методологические рекомендации будущих исследований государственных отраслевых политик.
Выводы. Неразработанность проблематики государственных отраслевых политик в современной российской политической науке, как мы полагаем, неразвитость методологического аппарата политической науки в части использования междисциплинарных исследований исключили полностью данную проблематику как перспективную.

95-105 107
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью определения угроз российским национальным интересам в Арктике в контексте развития Северного морского пути. Евроатлантические державы, прежде всего США, призывают придать Севморпути статус международного маршрута, лишив исключительных прав на управление им Россию. Вашингтон предпринимает шаги, делегитимизирующие позицию Москвы относительно принадлежности СМП.
Цель статьи заключается в анализе политики США по реализации национальных интересов в сфере управления международными морскими коммуникациями в Арктике.
Задачами исследования являются: рассмотрение истории освоения Арктики США; анализ американской стратегии продвижения интересов в сфере развития международных морских коммуникаций; описание позиции США относительно использования СМП и присоединения к Конвенции ООН по морскому праву и подхода к развитию транспортно-логистического потенциала региона.
Методология. В работе применялись исторический и системный методы.
Результаты. В статье приводится содержание и суть политики США по защите национальных интересов в рамках развития международных морских коммуникаций в Арктике. Описывается подход к проблемам регулирования судоходства в Северном Ледовитом океане, осуществления контроля над региональными транспортными коридорами и ратификации Конвенции ООН по морскому праву. Анализируются основные шаги Вашингтона в военной, политической и информационной сферах по усилению влияния на развитие транспортно-логистического потенциала региона.
Выводы. Рассматривая СМП как международный транспортный коридор, США считают вводимые Россией правила прохода по маршруту противоречащими Конвенции ООН по морскому праву. Вашингтон отстаивает национальные интересы в сфере развития международных морских коммуникаций в Арктике, наращивая военное присутствие в регионе: повышается потенциал американских вооруженных сил, активно расширяется сотрудничество с партнерами по НАТО. США способствуют усложнению системы взаимоотношений на Крайнем Севере и расширению числа участников арктического диалога, проводят информационную кампанию, дискредитирующую Россию как ответственного игрока в Арктике.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

106-119 121
Аннотация

Актуальность. В условиях обострения межгосударственных противоречий, истоки которых во многом носят экономический характер, а одним из серьезных последствий становится жесткая санкционная политика отдельных государств или их территориальных объединений, проблема сохранения суверенитета в производственной сфере становится как никогда актуальной. Опыт существования советского государства наглядно продемонстрировал, что только собственное высокоразвитое промышленное и аграрное производство, обеспечивающее в полной мере потребности страны, может обеспечить ее независимость на международной арене. Поэтому осмысление отечественной практики решения задач экономического развития вызывает исследовательский интерес и требует определенного обобщения.
Цель – раскрыть основные достижения современных авторов в исследовании истории отечественной промышленности второй половины ХХ века на региональном уровне.
Задачи: на основе публикаций и диссертационных работ современных исследователей проследить основные тенденции развития научного поиска в сфере индустриальной истории российских регионов, выявив наиболее разработанные и перспективные в исследовательском плане аспекты темы.
Методология. При написании работы авторы опирались на основополагающие методы исторической науки (принципы историзма и объективности), а также на ряд конкретно-исторических и общенаучных методов (аналитический, сравнительно-исторический, историко-генетический и пр.).
Результаты. На основе трудов российских историков, выполнивших диссертационные исследования и опубликовавших их результаты за последние 5 лет, в публикации отражены основные результаты обобщения опыта развития отечественной промышленности во второй половине ХХ века, представлена индустриальная специализация отдельных регионов страны, отмечены перспективы дальнейшего исследования рассматриваемой темы.
Вывод. Несмотря на наличие исследований, выполненных в последние годы с учетом достижений современной исторической науки, опыт развития отечественной промышленности во второй половине ХХ века не получил должного обобщения как на региональном и отраслевом уровнях, так и в общегосударственном масштабе.

120-129 119
Аннотация

Актуальность заявленной темы обусловлена важностью исследования перемен в питейной торговле, наступивших с введением акциза. Требуется расстановка акцентов касательно степени свободы в движении алкоголя от производителя к потребителю в акцизное время. Учитывая постоянный поиск баланса в системе разрешений и воспрещений, регулирующих современный алкогольный рынок, опыт «вольной» продажи питей актуален и в практическом ключе.
Цель статьи – раскрыть основы акцизной организации питейной торговли в части свободы оборота алкоголя.
Задачи конкретизируют цель статьи и заключаются в том, чтобы: 1) обозначить новшества в организации питей в акцизный период; 2) указать направленность развивающих «Положение о питейном сборе» мер; 3) ответить на вопрос: была ли «вольной» питейная торговля при акцизе.
Методология исследования опирается на принципы историзма, объективности и системности, благодаря которым перемены в организации оборота алкоголя рассматриваются в соответствующий исторический отрезок времени, во взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, были применены сравнительно-исторический и проблемно-хронологический подходы, позволившие указать направленность развивающих акцизное законодательство мер.
Результаты. В статье освещены базовые принципы организации питейной торговли в акцизный период, включая указание мест и времени продажи алкоголя, органов власти и частных лиц, наделенных разрешительным относительно питейной торговли правом, видов магазинов, торгующих распивочно, на вынос и в комбинации. Названы лица, получившие право на питейный торг, и основания для запрета на открытие торговли алкоголем, перечень документов, требующих оформления при начале питейной продажи. Реализация алкоголя стала осуществляться оптово, рознично и мелкими партиями. Законодатель очертил круг лиц, кому был открыт питейный торг, указал местности, где разрешалась продажа питей, установил время торговли спиртными напитками. Принятые в развитие основного закона меры ограничивали «вольности» акцизной торговли. Численность мест продажи алкоголя под влиянием правительственных мер к середине 1870-х годов стабилизировалась и на протяжении последних двух десятилетий оставалась почти неизменной. Питейные заведения контролировались акцизными управлениями, полицией и местными органами выборно-сословного характера. Законом 14 мая 1885 года надзор за розничной торговлей призваны были усилить уездные по питейным делам присутствия, а в городах − городские думы.
Вывод. «Положение о питейном сборе» открыло собой новый этап в развитии алкогольного рынка. «Вольная» продажа питей при акцизе была упорядоченным процессом, заключенным в рамки жестких питейных правил. С каждым годом рамки питейной свободы сужались.

130-145 123
Аннотация

Актуальность. Диверсификации профессионального образования, в частности музыкального, способствуют различные факторы: политические, экономические, демографические и др. К одному из социально-экономических факторов можно отнести процессы урбанизации. Изучение и использование исторического опыта диверсификации отечественного профессионально-музыкального образования в советский период в условиях урбанизации может способствовать разработке эффективной государственной стратегии развития системы подготовки музыкантов-специалистов на современном этапе.
Цель настоящей статьи состоит в выявлении особенностей диверсификации музыкального профессионального образования в Ульяновской области в условиях отечественной урбанизации 1950– 1980-х годов.
Задачи: проанализировать особенности диверсификации музыкального профессионального образования в Ульяновской области в 50–80-е годы XX века в условиях отечественной урбанизации.
Методология. В исследовании сделана попытка дать более полное освещение работ отечественных ученых, посвященных истории отечественной урбанизации и истории отечественного музыкального профессионального образования. Данная работа проводилась с применением научных методов, характерных для исторического исследования: нарративного, историко-генетического, сравнительного, типологического, структурного, системного.
Результаты. В работе доказан факт того, что в результате промышленно-экономического развития, увеличения численности населения, развития просвещения, культуры и образования в области возросла потребность в квалифицированных специалистах музыкального профиля. Удовлетворение данного запроса стало возможным с появлением двухуровневой системы подготовки кадров и диверсификацией содержания музыкального профессионального образования.
Вывод. Результаты исследования могут выступать базой для дальнейшего изучения проблемы развития системы отечественного профессионального музыкального образования в условиях урбанизации, что может способствовать разработке эффективной государственной стратегии по совершенствованию данной системы в Российской Федерации в XXI веке.

146-154 118
Аннотация

Актуальность научной статьи обусловлена тем, что футбол как ведущий вид спорта в нашей стране вызывает динамично растущий интерес у широких слоёв населения, имеет свои фанклубы. Кроме того, футбол весьма популярен в мире, о чём свидетельствуют постоянно проводимые соревнования мирового уровня.
Целью исторического исследования является изучение становления и развития футбольного движения в Курской губернии в конце XIX – начале XX века.
Задача научного поиска связана с изучением и анализом архивных и иных материалов, дающих возможность показать, с чего начинался футбол в Курской губернии и его развитие в начале XX века.
Методологической основой исследования послужили принципы историзма и объективности; такие научные методы, как историко-генетический, историко-сравнительный.
Результаты. Становление и развитие футбола в Курской губернии в конце XIX – начале XX века, несмотря на материальные и организационные трудности, динамично продвигалось вперёд. К 1911 году в городе Курске были сформированы четыре футбольные команды, именовавшиеся «херсонскими», «бородинскими», «сеймскими», «ямскими». Кроме этих команд, состоявших в основном из молодёжи (учащихся гимназий и реальных училищ города), в Курске были организованы две сильные футбольные команды служащих управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги и городского банка, называемые соответственно «управленцами» и «банковцами». Футбольное движение динамично развивалось и в уездном городе Рыльске, где успешно выступала футбольная команда «Кружок Рыльских футболистов», проводя матчи не только губернского, но и международного масштаба.
Выводы. В конце XIX – начале XX века в Курской губернии динамично формировалось и развивалось футбольное движение, которое умело направляли талантливые спортсмены, преданные этому виду спорта, такие как Гайкович, Гущин, Дёжкин, братья Дегтярёвы и другие. 1911 год можно считать годом рождения Курского футбола.

155-165 153
Аннотация

Актуальность. В настоящее время представляется актуальным рассмотрение истории формирования российского законодательства. Остается без однозначной оценки проблема возникновения либеральных идей в России. Осмысление М. М. Сперанским прав и свобод граждан имеет большое значение для современной эпохи.
Цель – показать отличие взглядов М. М. Сперанского от западноевропейской либеральной доктрины.
Задачи: проанализировать дискуссию относительно проблемы появления либеральных идей в России; определить концепцию Сперанского как доктрину консервативного либерализма; выявить гуманистическую направленность его концепции.
Методология. Методологической основой статьи является диалектический метод, системный анализ, культурологический и феноменологический подходы, позволяющие оценить вклад и значение концепции М. М. Сперанского в развитие российской общественной мысли.
Результаты. Показано, что М. М. Сперанский ввел в систему либерализма гуманистическую традицию. Впервые представлены мысли Сперанского по поводу высшей свободы. Именно высшие идеалы и смирение определяют самую высокую степень свободы. И эта свобода возможна только на основе воли и разума. Такие категории, как стремление к добру, истина и «совершенное право», составляющие основу воли человека, и определяют высшую свободу гражданина. Отсюда берет начало и учение Сперанского о добре, являющееся теоретическим фундаментом его политической философии.
Выводы. В результате исследования установлены отличия российского либерализма от западноевропейского: 1) определение гуманистической основы либерализма, которую М. М. Сперанский раскрыл через разработку всеобъемлющей религиозно-философской концепции свободы; 2) источником определения свободы в российской либеральной традиции становится «мистическое чувство» и безосновные начала познания: поиск «непостижимого»; именно этот вектор познавательной деятельности детерминирует формирование либеральных идей в России; 3) отличительной чертой российского либерализма представляется консервативность взглядов его основных идеологов, что позволяет определить российский либерализм как консервативный либерализм; 4) подведение морально-этической основы под либеральную доктрину.

166-174 144
Аннотация

Актуальность. В настоящее время в городе Курске идут активные обсуждения сохранения городской трамвайной сети. В городе есть как противники трамвая, так и его ярые защитники. У обеих сторон достаточно весомые аргументы как в пользу сохранения этого важного внутригородского транспортного средства, так и резонные доводы о его ликвидации. Для ситуации, которая имела место быть в Курске в 1965–1985 годах, такой вопрос вообще не стоял: трамвай был важнейшим внутригородским средством передвижения. Во многом то положение, в котором находится курская трамвайная сеть в настоящее время, это результат ее эволюции и развития в исследуемые годы.
Цель – раскрыть основные этапы развития трамвайной сети города Курска в 1965–1985 годах.
Задачи: на основе изучения нескольких групп исторических источников показать, каким образом менялось отношение партийно-государственных органов власти к трамваю; проанализировать основные изменения в трамвайной сети, произошедшие в изучаемый период; выявить ключевые тенденции развития трамвая в Курске в 1965–1985 годах.
Методология. При написании работы автор опирался на основополагающие методы исторической науки (принципы историзма и объективности), а также на ряд конкретно-исторических и общенаучных методов (аналитический, сравнительно-исторический и пр.).
Результаты. На основе многоаспектного анализа обширного массива архивных источников удалось проследить основные этапы развития курского трамвая в 1965–1985 годах на пике его развития, когда трамвай был важнейшим видом городского транспорта.
Вывод. Опираясь на уже имеющийся в отечественной исторической науке историографический опыт, можно сделать вывод, что в 1960–1980-е годы трамвай переживал пик своего развития в городах РСФСР, и Курск в данном ряду не был исключением. Во многом существующие в настоящее время проблемы в развитии трамвайной сети города – это результат ошибок и просчетов, допущенных в исследованный период.

175-182 108
Аннотация

Актуальность статьи состоит в изучении процесса приобщения жителей Иркутской губернии к искусству в 1900–1908 годах. На настоящий момент исследователями подробно не изучена деятельность Общества распространения народного образования и народных развлечений в приобщении жителей Иркутской губернии к искусству в 1900–1908 годах, не проведён анализ учредительных и сопроводительных документов организации, которые входят в состав Государственного архива Иркутской области. Более подробный анализ и изучение обширного круга источников даёт возможность представить процесс приобщения жителей Иркутской губернии к искусству в 1900–1908 годах.
Цель работы заключается в том, чтобы представить процесс приобщения жителей Иркутской губернии к искусству Обществом распространения народного образования и народных развлечений (1900– 1908).
Задачами данной работы являются: на основе документов Государственного архива Иркутской области представить деятельность Общества распространения народного образования и народных развлечений в приобщении жителей Иркутской губернии к искусству; определить трудности и результаты этого процесса.
Методология. Статья опирается на принципы историзма, системности, а также научной объективности. Используется историко-генетический и проблемно-хронологический методы.
Результаты. В исследовании по материалам Государственного архива Иркутской области представлена история деятельности Общества распространения народного образования и народных развлечений в приобщении жителей Иркутской губернии к искусству в 1900–1908 годы. Статья показала то, что через исторические источники возможно понять, как происходил данный процесс.
Выводы. Общество распространения народного образования и народных развлечений поддерживало развитие художественной жизни в Иркутской губернии. Подробное изучение и анализ материалов из фонда Государственного архива Иркутской области, где сохранились записи активных участников общественных мероприятий, доказали то, что организация активно участвовала в процессе приобщения жителей Иркутской губернии к искусству в 1900–1908 годах.

183-193 215
Аннотация

Актуальность. Несмотря на все увеличивающийся интерес к изучению политической культуры России в 1917 году со стороны ученых и значимую роль А. И. Гучкова во время первого этапа развития революции, до сих пор ни его образ, ни его «сценарий власти» так и не стали предметом изучения историков. При этом их реконструкция может пролить свет на целый ряд дискуссионных вопросов, связанных с деятельностью А. И. Гучкова на посту военного министра.
Цель – определить, играло ли роль в легитимации власти А. И. Гучкова над военным министерством Временного правительства понятие «гражданственности» и как был связан А. И. Гучков с набиравшим популярность весной 1917 года «культом борцов за свободу».
Задачи: изучить публикации прессы первых пореволюционных месяцев и выделить систему аргументации, позволявшую сторонникам А. И. Гучкова причислять его к «борцам за свободу», а также проанализировать использовавшиеся формы обращения к первому военному министру Временного правительства.
Методология. Контент-анализ, компаративный метод и метод сравнительного анализа источников дали возможность выделить из большого массива газетных и архивных материалов информацию, связанную с рассматриваемыми в данной статье культурными феноменами.
Результаты. Проведенный анализ исторических источников позволяет утверждать, что номинация «гражданин военный министр» и аналогичные ей применялись по отношению к А. И. Гучкову не только в печати, но и в поступавших на его имя приветствиях, телеграммах и обращениях.
Выводы. Симпатизанты А. И. Гучкова фрагментарно использовали для приобщения военного министра к «культу борцов за свободу» факты из его политического прошлого, акцентируя внимание на конфликтах, а не на сотрудничестве Александра Ивановича с царской властью в дореволюционный период. Проводившаяся аналогия между прошлым буров и настоящим России добавляла «правой» интерпретации данного «культа» патриотические черты, смещавшие фокус внимания с пафоса социальной борьбы на международное противостояние.

194-200 148
Аннотация

Актуальность. На протяжении всего послевоенного периода особое внимание при осмыслении событий Великой Отечественной войны уделяется боевым действиям войск Красной армии, зачастую оставляя вне поля зрения работу тыловых служб. Данное исследование посвящено такому немаловажному фактору победы, как обеспечение вещевым имуществом войск Центрального фронта весной-летом 1943 года. Несмотря на наличие фундаментальных трудов по истории тыла РККА, детального освещения данный вопрос не получил и является малоизученным в советской и современной историографии. В данном исследовании рассматриваются проблемы, возникавшие при смене зимнего обмундирования на летнее. Не менее важным аспектом работы является анализ численного количества имевшегося и необходимого Центральному фронту обмундирования в ходе подготовки к Курской битве. Работа, подготовленная на основе документов Центрального архива Министерства обороны РФ, детально раскрывает специфику деятельности интендантских органов по вопросам вещевого снабжения Центрального фронта в ходе подготовки к Курской битве, в весенне-летний период 1943 года.
Целью исследования является обобщение опыта деятельности интендантской службы Центрального фронта в период подготовки к Курской битве.
Задачами являются: анализ исторических документов, связанных с работой интендантской службы; выявление проблем в деятельности частей и соединений по вопросам вещевого обеспечения.
Методология. Основой исследования являются принципы объективности и историзма, историко-генетический, историко-сравнительный и проблемно-хронологический методы.
Результаты научного исследования позволили сделать определенные выводы, связанные с вещевым обеспечением войск Центрального фронта накануне Курской битвы.
Выводы. Работа тыловых служб по вопросам вещевого довольства РККА носила противоречивый характер. С одной стороны, в войсках сложился четко отлаженный механизм организации деятельности интендантской службы, а с другой – зачастую халатное и безответственное отношение к исполнению служебных обязанностей со стороны отдельных должностных лиц препятствовало ее эффективной работе.

201-209 83
Аннотация

Актуальность. Данная статья посвящена проблеме доходности помещичьих хозяйств России в период Первой мировой войны. Значительная часть помещичьих хозяйств страны к 1914 году уже перешла на капиталистический путь развития и представляла собой передовые хозяйствующие субъекты. Передовой экономический опыт деятельности помещичьих хозяйств может быть полезен на современном этапе, когда в России продолжаются реформы, в том числе и в аграрном секторе. Кроме того, может восторжествовать историческая справедливость и советский ярлык полукрепостнического помещичьего хозяйства должен быть снят, а богатый исторический опыт помещичьего хозяйства будет всесторонне объективно оцениваться.
Целью исследования является изучение различных статей доходов помещичьих хозяйств России в период Первой мировой войны.
Задачи. Главные задачи нашего научного исследования сформулируем следующим образом: дать анализ исторических материалов, связанных со структурой доходов помещичьих хозяйств России в условиях Первой мировой войны; представить динамику доходов помещичьих хозяйств и вектор их экономического развития.
Методология. Методологической основой исследования послужили: принцип историзма; методы объективности и научности; хронологический, историко-сравнительный подходы.
Результаты научного исследования позволили сделать определённые выводы о структуре и динамике доходов помещичьих хозяйств России в период Первой мировой войны.
Выводы. В годы Первой мировой войны доходы помещичьих хозяйств России показали устойчивую динамику роста несмотря на сложный исторический период. Помещичьи хозяйства продемонстрировали свою экономическую состоятельность и дальнейшую экономическую перспективу. Многие из них значительно увеличили свои доходы, регулярно вносили платежи по предыдущим займам в Дворянский и другие банки и еще раз продемонстрировали свою экономическую и хозяйственную необходимость для экономики России.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)