ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Исследование посвящено унификации схожих по содержанию, но имеющих различное правовое значение мер удаления незаконных или нежелательных мигрантов. Проблема актуализируется поручением Президента Российской Федерации от 6 марта 2020 года № Пр-469 по унификации правил, устранению пробелов правового регулирования и выработке единого алгоритма действий по организации высылки за пределы Российской Федерации указанных лиц; введением нового правового режима высылки, призванного решить эти задачи.
Цель – научная разработка концептуальных основ удаления иностранных граждан за пределы Российской Федерации в качестве предпосылки системного преобразования депортации, реадмиссии, административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации и иных схожих мер в контексте их соотношения с режимом высылки.
Задачи: оценка новации режима высылки на предмет соответствия современным потребностям в унификации и систематизации существующих мер удаления иностранных граждан за пределы Российской Федерации; выявление нормативного материала, подлежащего консолидации; обоснование правовой природы указанных мер, их сопоставление в целях определения объема унификации, технико-юридических проблем их нормативного оформления; систематизация понятийно-категориального аппарата.
Методология исследования включает диалектический, сравнительно-правовой, формальнологический, системный, документальный методы, анализ, синтез. Результаты носят теоретический и прикладной характер. Критическому разбору подвергнут режим высылки; проведена ревизия существующих мер эвентуального и реального принуждения по удалению незаконных или нежелательных мигрантов за пределы Российской Федерации; разработаны и научно обоснованы предложения по систематизации и унификации этих мер.
Выводы. Новый режим высылки не решает поставленную Президентом Российской Федерации проблему, фактически сводится к созданию реестра контролируемых лиц, «находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации». Это размывает понятие «высылки», противоречит её сути. Авторами сформулированы идеи унификации соответствующих мер в рамках нового режима высылки по устранению существующих пробелов и противоречий их правового регулирования.
Актуальность. Вопросы сохранения и защиты российских традиционных ценностей приобретают особую актуальность в связи с нарастающим культурно-цивилизационным противостоянием России и Соединенных Штатов Америки и их союзников. Актуальность темы обусловлена также возвращением российского общества к традиционным ценностям, в том числе религиозным, недостаточной изученностью взаимосвязи и взаимодействия права и религии как ценностно-нормативных явлений через призму церковного права.
Целью является установление взаимосвязи традиционных ценностей с российским светским правом и церковным правом Русской православной церкви (Московского патриархата).
Задачи: охарактеризовать традиционные ценности как социальный феномен и объект правового исследования; выявить значение православия в качестве фактора, детерминирующего правовую традицию; определить специфику взаимоотношений государства и Русской православной церкви на современном этапе; установить соотношение канонического и церковного права, права светского (секулярного) государства; определить грани соотношения традиционных ценностей с российским светским правом и церковным правом Русской православной церкви (Московского патриархата) в ходе эволюции правовой традиции России.
Методология представлена теоретическими подходами, сформировавшимися в рамках теории государства и права, аксиологии права, юридической культурологии, церковного права, в том числе методами анализа, компаративистики, реконструкции идей и теорий, логическим, историческим, теологическим, формально-юридическим и др.
Результаты носят теоретико-прикладной характер и заключаются в суммарном представлении о соотношении канонического права, церковного права Русской православной церкви (Московского патриархата) со светским правом, о взаимосвязи традиционных ценностей с российским светским правом и церковным правом Русской православной церкви (Московского патриархата).
Вывод. Взаимодействие Русской православной церкви и российского государства в конкретноисторический период определяет влияние религиозной составляющей традиционных ценностей. Церковное право Русской православной церкви, имеющее в своей основе каноническое право и функционально связанное с правом государства в конкретно-исторический период, влияет на трансформацию традиционных ценностей, их сохранение и защиту.
Актуальность. Настоящая статья содержит обзор научных подходов к определению юридического процесса в целом и учредительного процесса в частности. Обращается внимание на то, что, несмотря на основательный научный багаж, проблемы установления сущностно-содержательных характеристик юридического процесса, как и определение его понятия, пока не получили своего разрешения; дискуссия по указанной проблематике продолжается.
Цель заключается в формировании целостного научного представления о юридическом процессе.
Задачи: провести анализ подходов к определению юридического процесса; выявить его признаки; определить понятие и рассмотреть основания для классификации юридического процесса.
Методология. К определению понятия и сущности юридического процесса применен системнодеятельностный подход, позволивший раскрыть его как сложное динамическое функционально-активное явление, состоящее из взаимодействующих элементов, интегрируя их с соответствующими целями, средствами и результатами в корреляции с эффективностью. Результаты. Предложено различать юрисдикционные процессы, связанные исключительно с судопроизводством, и иные, позитивного свойства, но тоже юридические процессы, опосредующие юридическую деятельность во всех ее разновидностях. Обоснована классификация юридического процесса, в основу которой положены предметно-функциональный признак и направленность не регулятивное воздействие той или иной сферы общественных отношений. По этому критерию выделены учредительный юридический процесс, правотворчество и правоприменение.
Вывод. Проведенное исследование позволяет определить юридический процесс как специфическое правовое образование в составе нормативно-установленной, процедурно-процессуальной, профессиональной деятельности управомоченных субъектов, направленной на успешную реализацию целей юридической деятельности для получения социально значимого результата, обеспечивающего потребности и интересы личности, общества и государства. Предлагаемые выводы в определенной мере будут способствовать дальнейшему развитию теории юридического процесса, научной категории, в полной степени востребованной наукой и практикой.
Актуальность настоящего исследования обусловлена активизацией антироссийской риторики органов официальной власти Молдовы и формированием образа России как агрессора и захватчика части территории Молдавского княжества под названием Бессарабия в ходе русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Такая формулировка содержится и в официальных нормативных правовых актах. Такой подход призван сформировать правовое обоснование необходимости воссоединения современной Молдовы как части бывшей Бессарабии с Румынией, в состав которой в XIX веке было включено Молдавское княжество.
Цель исследования состоит в формировании научно обоснованных выводов, опровергающих указанные утверждения об оккупации Бессарабии в 1812 году.
Задачи исследования состоят в историческом и правовом анализе русско-турецких отношений, предшествующих началу военных действий, роли других государств, оказавших влияние на ход войны, исследовании переговорного процесса и разъяснения смысла норм и положений Бухарестского мирного трактата 1812 года. Для решения указанных задач исследованы научные труды отечественных, молдавских и румынских исследователей, сборники исторических документов и материалов, нормативные правовые акты.
Методология. В ходе исследования применены общие научные методы исследования – системный, логический, анализа и синтеза, сравнительный, исторический, толкования.
Результаты. В процессе исследования получены результаты, доказывающие, что по условиям мирного трактата 1812 года Османская империя уступила и отдала России территории, которые Молдавское княжество более трёхсот лет назад уступило Турции, а ещё раньше эти территории принадлежали Киевской Руси.
Выводы. Автор пришёл к выводу, что в результате победоносной войны Россия вернула себе ранее принадлежавшие ей территории.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Право публики на доступ в зал судебного заседания такое же старинное и древнее юридическое установление, как и само судебное разбирательство. Закрытый суд – это не в полной мере «суд» в его подлинном историко-правовом содержании. По пути публичности отправления правосудия в целом шло развитие государственно-правовых институтов как в России, так и в зарубежных странах, хотя и наблюдались периоды, в течение которых вместо «правосудия» имела место «расправа» в закрытом от общества режиме. Данные обстоятельства ставят перед юридической наукой новые исследовательские задачи.
Цель настоящего исследования заключается в попытке авторской интерпретации принципов гласности, публичности и открытого суда на современном этапе государственно-правового генезиса России.
Задачи. Для раскрытия замысла настоящей статьи были поставлены и решены следующие задачи: определить признаки понятий «гласность», «публичность», «открытость»; выявить их взаимосвязь с конституционными функциями и социальным предназначением правосудия.
Методология. Методологическая основа исследования включает общие и особенные методы и приемы, которые выработаны и апробированы современной юридической наукой: анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический подход.
Результаты. Настоящее исследование позволяет обосновать точку зрения, что государство и право лишь в течение новейших этапов истории страны демонстрируют существенную склонность к транспарентности, публичности и гласности, вовлечению общественности в публично-правовую деятельность и поддержке партнерских отношений власти и общества.
Вывод. Открытое судебное заседание предполагает право присутствовать и наблюдать за происходящим в зале суда широкого круга лиц за исключениями и изъятиями, которые могут быть установлены только законом, что должно соответствовать критериям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и может быть проверено Конституционным Судом Российской Федерации по жалобам граждан и запросам государственных органов.
Актуальность. В данной работе рассматриваются основные аспекты правового урегулирования языковых прав граждан в современной России, с акцентом на анализ действующего законодательства, направленного на защиту этих прав, включая положения Конституции РФ. В данном исследовании нами были рассмотрены практические нормы, используемые для регулирования языковых прав в Республике Башкортостан. При этом подчеркивается значение для защиты прав человека, а также поддержания социальной стабильности в многонациональном обществе.
Целью данной статьи является проведение анализа правовых документов и изучение языковых прав народов России, с особым вниманием к конституционным гарантиям, федеральному и региональному законодательству, а также практическому воплощению этих прав в многонациональной среде.
Задачи: проанализировать конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан, федеральные и региональные законы, которые регулируют языковые права, а также провести анализ существующих проблем в области защиты языковых прав.
Методология. В исследовании использована совокупность методов, таких как: общенаучный метод изучения правовых явлений и процессов, формально-юридический и формально-логический методы.
Результаты. В ходе исследования были изучены основные моменты защиты языковых прав в конституционном праве путем анализа существующих нормативно-правовых документов.
Выводы. Язык является фундаментом социальных взаимодействий и культурного наследия, играя ключевую роль в поддержании государственности и политических институтов. Он способствует общественному единству и развитию социальных связей, что обуславливает необходимость конституционной защиты языковых отношений для обеспечения их стабильности и прогресса.
Актуальность. Функция прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не получила емкого и лаконичного разрешения в законодательстве либо в теоретикометодологических разработках. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью сравнительного анализа полномочий прокуратуры и ряда иных структурных единиц государственного аппарата, к компетенции которых относится защита конституционных прав и свобод.
Цель настоящего исследования заключается в попытке авторской систематизации полномочий и функций прокуратуры в сфере реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Задачи. Заявленная цель предполагает решение ряда исследовательских задач, включая изучение содержания теории, законодательства и правоприменительной практики в сфере прокурорского гуманитарного надзора.
Методология. Методологическая основа исследования включает общие и особенные методы и приемы, которые выработаны и апробированы современной юридической наукой: анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический подход.
Результаты. Автор доказывает, что сбалансированность и внутренняя непротиворечивость системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина гарантируется, главным образом, благодаря конституционным принципам вневедомственности и межотраслевого характера прокурорского надзора.
Вывод. Эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав граждан способствуют: невмешательство прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных лиц, недопустимость интервенции прокуратуры в компетенцию иных государственных органов и должностных лиц, дискреция прокуратуры в выборе средств прокурорского реагирования в зависимости от складывающихся обстоятельств и юридического содержания дела заявителя.
Актуальность. В современных условиях к важнейшим, приоритетным направлениям деятельности государства следует отнести обеспечение и охрану прав и свобод человека и гражданина, отработку и претворение в жизнь для этого соответствующих правовых форм и механизмов. Не вызывает сомнения, что право на обращение в государственные органы, к их должностным лицам, а в соответствующих случаях и в межгосударственные организации, представляет собой одно из важнейших, фундаментальных прав человека и гражданина.
Цель исследования состоит в рассмотрении таких обращений граждан, как изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления (ходатайства), жалобы.
Задачи: исследовать стадию инициации производства по обращению гражданина; проанализировать стадию рассмотрения обращения гражданина, принятия решения по нему; изучить стадию обжалования, опротестования решения по обращению гражданина; рассмотреть стадию выполнения принятого по обращению гражданина решения.
Методология. Научное исследование реализовывалось с помощью комплексных методов общенаучного диалектического познания правового регулирования; системного подхода; логико-семантического метода; историко-правового метода; формально-логического и социологического способов научного исследования; сравнительно-правового метода; системно-структурного метода; социологического метода.
Результаты исследования. Решение проблемы организации работы с обращениями граждан помогает продуктивно выявлять мнения и настроения социума, положительные и отрицательные тенденции в осуществлении органами государственной власти их компетенции в административном процессе, обеспечивать информационные ресурсы и действенное функционирование органов власти, предприятий, учреждений и организаций.
Вывод. Предложено внести коррективы в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: закрепить наряду с понятием «предложение» термин «уведомление»; добавить в понятие «заявление» к просьбе гражданина о содействии в реализации его конституционных прав, свобод и соблюдение его обязанностей; отдельной статьей зафиксировать «Задачи производства по обращениям граждан».
Актуальность. Эффективность системы национальной безопасности обусловлена четким представлением о ее структурных и функциональных элементах. Управленческая и иная деятельность в сфере обеспечения национальной безопасности должна осуществляться на надлежащей теоретикометодологической основе, что требует определения содержания таких ключевых категорий, как «национальные ценности» и «национальные интересы» и их разграничения. Значимость проблемы определения и восприятия национальных ценностей как фундаментальной основы обеспечения национальной безопасности и государственного управления в данной сфере определяется тем, что они непосредственно влияют на формирование и развитие, существование человека, общества, государства, а утрата (деградация) или отказ от ценностной составляющей имеет следствием потерю национальной идентичности и единства общества и легитимности государства во внутренней и внешней сферах.
Цель. Определение содержания и формулирование понятия национальных ценностей как фундаментальной категории в сфере обеспечения национальной безопасности.
Задачи: проанализировать доктринальные и нормативные подходы к определению сущности и содержания категории «национальные ценности», определить ее место в системе национальной безопасности и соотношение с категорией «национальные интересы».
Методология. При подготовке работы использовались методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, общенаучные (логические) приемы, системный и ценностный (аксиологический) подходы.
Результаты. Установлены сущность и содержание категории «национальные ценности» как системообразующего элемента национальной безопасности, что определяет организацию государственного управления в данной сфере на основе ценностно-ориентированного подхода; определено ее соотношение с категорией «национальные интересы».
Вывод. Национальные ценности формируют основу национальной идентичности и выступают ориентиром долгосрочного развития общества. Фундаментальные национальные ценности закреплены в преамбуле Конституции Российской Федерации, их утверждение и защита определяют концептуальную основу обеспечения национальной безопасности России. Национальные ценности формируют смысловое пространство формулирования национальных интересов и являются ключевым фактором при выборе стратегии их реализации.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Актуальность. Судебное толкование играет большую роль в уяснении и разъяснении содержания и смысла гражданского законодательства. Качественное толкование судебными органами применяемых гражданско-правовых актов повышает судебную защиту субъективных гражданских прав и законных интересов. В теории права и цивилистике нет единства мнений об обозначенном способе (методе) научноюридического познания.
Цель: выяснить особенности, целевое назначение и содержание судебного толкования, обосновать авторские предложения о его дальнейшем совершенствовании.
Задачи: определить понятие, содержание и особенности судебного толкования, проанализировать его взаимосвязь с иными методами научно-юридического познания, с официальными, нормативными и казуальными приемами толкования (уяснения, разъяснения), выяснить значимость философской герменевтики правовых позиций высших судебных органов для судебного толкования, дать правовую оценку легальному, логическому, систематическому и нормативному приемам судебного толкования; уяснить роль обобщений судебной практики в познании нормативно-правового материала.
Методология. В ходе исследования использованы всеобщие (философские), общенаучные (логические) и специальные методы цивилистического познания.
Результаты. Судебное толкование является одним из видов официального, делегированного, специально-профессионального, общего и (или) каузального уяснения и разъяснения содержания и смысла применяемых судом нормативно-правовых актов. Судебное толкование построено на основе диалектики, материализма, историзма, формальной логики, законодательного делегирования, сравнительного правоведения и системного подхода.
Вывод. Судебное толкование является важным методом в системе цивилистической методологии. Представляется необоснованным классифицировать судебное толкование на легальное, логическое, систематическое, грамматическое, так как все виды официального и неофициального толкования являются легальными (разрешенные законом) и строятся на основе формальной логики, общенаучных (логических) методов научно-юридического познания. Более приемлемо «буквальное», а не «грамматическое» толкование. В исследуемой ситуации термин «систематическое толкование» также не подходит, так как толкование происходит с учетом системного метода научного исследования.
Актуальность. На сегодняшний день Прикаспийский регион имеет достаточно высокий потенциал в части правового и экономического развития не только для Российской Федерации, но также и для иных государств, которые входят в его географическое расположение. Вопросы необходимости и особенностей заключения предпринимательских соглашений и договор между данными государствами являются достаточно непростыми ввиду наличия весьма большого количества различного рода правовых, экономических, социальных и политических особенностей каждого государства, которые оказывают непосредственное влияние на возможность заключения соответствующего соглашения.
Цель данного исследования заключается в определении наиболее широкого круга различного рода обстоятельств, оказывающих влияние на процесс заключения предпринимательских договоров и соглашений между государствами Прикаспийского региона.
Задачи. Основные задачи заключаются в определении особенностей развития государств данного региона, определении особенностей самого региона, а также в выделении тех факторов, которые прямо либо косвенно могут повлиять как с позитивной, так и с негативной точки зрения на возможность заключения соответствующих соглашений.
Методология. В рамках данного исследования были использованы следующие методы: общенаучный метод, формально-правовой метод, а также метод сравнительного правоведения, который был наиболее актуален вследствие необходимости сравнения правовых систем ряда государственных образований.
Результаты. Данное исследование носит экономико-правовой характер, который выражается в рассмотрении особенностей Прикаспийского региона, государств, которые имеют географическую принадлежность к нему, а также влияние этих особенностей на заключение предпринимательских договоров и соглашений в рамках данного региона.
Вывод. На сегодняшний день особенности заключения предпринимательских соглашений и договоров в Прикаспийском регионе обусловлены исключительно специфическими чертами географического развития собственно самого региона.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность статьи определяется научным анализом внесенного на рассмотрение Государственной Думы России законопроекта о введении уголовной ответственности за использование технологии подмены личности в преступных целях.
Целью исследования является формулирование оснований критической оценки проектируемого уголовно-правового запрета на предмет имеющихся в нем пробелов.
Задачи: подвергнуть научному осмыслению законодательную инициативу; выявить в обсуждаемом законопроекте недостатки содержательного и технико-юридического характера при конструировании норм, наделяемых новым квалифицирующим признаком; сформулировать оригинальную модель уголовной ответственности за деяния, совершаемые с использованием технологии дипфейк, для эффективного противодействия им.
Методология исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами познания объективной действительности. Среди них методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, а также системно-аналитический, формально-юридический, формально-логический методы и метод толкования правовых норм.
Результаты исследования носят прикладной характер и включают разработку для правоприменителя рекомендаций, касающихся правки редакции проектируемых норм. Дополнительным итогом проведенного исследования стала систематизация составов преступлений, средством совершения которых может быть технология цифрового клонирования внешности и голоса человека. Автором доказывается нецелесообразность наделения квалифицирующим признаком отдельных составов преступлений, как предлагают думцы, и приводятся аргументы в пользу формулирования универсального отягчающего обстоятельства с его дополнением в статье 63 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вывод. Предлагаемые правотворцами нововведения содержат ряд существенных изъянов. Для их устранения могут быть востребованы сформулированные в настоящей работе выводы. С учётом темпов развития искусственного интеллекта, когда злоумышленниками освоены самые передовые технологии для создания цифровых двойников, подделки биометрических данных, можно предположить, что уголовно-правовая реакция законодателя на новые способы совершения преступлений с помощью технологии дипфейк будет запоздалой. Авторская модель уголовно-правовых средств воздействия в отношении посягательств, учиненных посредством подмены личности, видится более выверенной и перспективной.
Актуальность. С момента формирования замкнутого сообщества преступников-профессионалов в дореволюционной России в уголовной среде стал активно развиваться и «рынок» криминальных «услуг», среди которых особое место занимали «услуги» по перепродаже (скупке и сбыту) имущества, добытого преступным путём. Данная разновидность криминального промысла сохранила свою значимость в структуре современной профессиональной преступности, что обуславливает актуальность исследования вопроса эволюции правовых мер противодействия промыслу указанных лиц в исторической ретроспективе для определения эффективных направлений борьбы с такой общественно опасной деятельностью в современных реалиях.
Цель – определить уголовно-правовые основы противодействия промыслу отечественных профессиональных скупщиков имущества, добытого преступным путём, в исторической ретроспективе и сформулировать предложения по модернизации современных правовых мер противодействия промыслу данных лиц.
Задачи: проанализировать формирование и развитие правовых основ противодействия промыслу профессиональных скупщиков имущества, добытого преступным путём, на разных этапах эволюции российского государства; определить современные уголовно-правовые меры борьбы с промыслом профессиональных скупщиков имущества, добытого преступным путём, в России; оценить возможность модернизации действующего уголовного законодательства с целью обеспечения противодействия деятельности профессиональных скупщиков имущества, добытого преступным путём.
Методология. В работе применялись следующие методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, обобщения и систематизации.
Результаты. Определено, что зарождение и развитие промысла профессиональных скупщиков имущества, добытого преступным путём, в дореволюционной и советской России, находило отражение в действующем в этот период законодательстве. Ещё в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года зафиксировано усиление ответственности за приобретение и сбыт краденного имущества в виде промысла. В дальнейшем наблюдалась модернизация уголовно-правовых мер противодействия данному криминальному промыслу.
Вывод. Сегодня существует объективная потребность в ужесточении наказания за занятие рассматриваемым преступным промыслом на профессиональной основе. С этой целью предлагается дополнить статью 175 Уголовного кодекса Российской Федерации соответствующим квалифицирующим признаком.
Актуальность. В уголовный закон в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, и квалифицирующего признака по отдельным составам преступлений был введен новый признак. Речь идет о совершении преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»). Данная новелла является важным, хотя и несколько запаздывающим шагом законодателя в вопросе противодействия трешстримам, ежегодно все больше набирающим свою популярность в Сети.
Цель исследования заключается в установлении критериев термина «демонстрация», имеющих уголовно-правовое значение, а также уголовно-правовой оценке действий всех причастных к преступлению, сопровождаемому публичной демонстрацией в средствах массовой информации или информационнотелекоммуникационных сетях.
Задачи: определить юридическое содержание неправового понятия «треш-стрим»; установить признаки демонстрации; дать уголовно-правовую оценку действий всех участников треш-стримов.
Методология основана на общенаучных методах, таких как анализ, синтез, а также на формальнологическом и методе толкования.
Результаты исследования показывают, что усиление ответственности за совершение преступления, сопровождаемого публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), является своевременным решением законодателя. Определены юридические признаки деструктивных контентов и термина «демонстрация», имеющих уголовно-правовое значение. Предложен алгоритм уголовно-правовой оценки действий всех причастных к совершению преступления, сопровождаемому демонстрацией в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях.
Выводы. Авторы предлагают понимать треш-стримы как демонстрацию не только преступных, но и аморальных или унизительных действий в отношении другого лица. Демонстрация предполагает возможность передачи данных без возможности последующего использования, то есть только он-лайн либо совершение действий в присутствии неопределенного круга лиц. Лицо, совершающее насильственные действия, и лицо, осуществляющее видеосъемку, являются соисполнителями. Высказана идея о необходимости введения самостоятельного преступного деликта в отношении тех лиц, которые просматривают деструктивный контент, высказывая одобрение или оплачивая проведение данного «зрелища».
Актуальность. Важность данного исследования определяется потребностью в непрерывном анализе криминогенной опасности, сопутствующей миграционным потокам, изучением общих социальных, групповых и индивидуальных характеристик мигрантов, прибывающих в Россию по разным причинам, и необходимостью систематизации криминальных угроз и рисков.
Цель: переоценка рисков, связанных с криминальной активностью в миграционных потоках, для уточнения существующих в правовой теории и правоприменительной практике критериев классификации личности преступника из числа иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачи: получение объективных данных о динамике и удельном весе миграционной преступности; изучение и определение опасностей, присущих миграционным потокам, а также направлений их эволюции; выявление факторов влияния на состояние миграции и личностные характеристики мигрантов, порождающие криминальные риски в Российской Федерации; систематизация и анализ полученных сведений и формулирование выводов проведенного исследования.
Методология. При изучении проблемы исследования применялись общие и особенные методы познания: диалектический, статистический методы, метод сравнительного анализа, синтез, дедукция и индукция, системно-структурный, социологический методы и контент-анализ.
Результаты. Проанализированы особенности современной миграции, поведения мигрантов и их влияние на возникновение криминальных и иных рисков и угроз в России, детализированы факторы, влияющие на совершение преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также возможности воздействия на поведение мигрантов современного законодательства и правоприменения; сделаны определенные выводы.
Выводы. Результаты данного исследования способствуют более глубокому научному пониманию механизмов влияния особенностей современной миграции на индивидуальное преступное поведение и деформацию поведения криминального мигранта, на возникновение криминальных рисков и преступлений в современной России. В работе обосновываются поведенческие особенности мигрантов, которые могут трансформироваться в различные виды социальных рисков, представляющих угрозу государству и гражданам России. Отмечается, что поведенческие особенности мигрантов при определенных условиях являются пусковым механизмом процессов создания рисков и совершения преступлений, что предопределяет одно из направлений профилактики преступности в миграционной сфере.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Актуальность. Президентские выборы в Республике Бенин запланированы на апрель 2026 года. На этом фоне произошли определённые институциональные корректировки. Еще в 2018 году появился новый правовой институт – Репрессивный суд по борьбе с экономическими преступлениями и терроризмом «КРИЭТ», а 15 марта 2024 года был принят новый избирательный кодекс в изменение и дополнение Избирательного кодекса от 15 ноября 2019 года.
Цель исследования – анализ политического содержания реформы избирательной системы в современной Республике Бенин.
Задачи исследования: провести анализ становления и развития политической и избирательной систем Республики Бенин с момента обретения независимости по сегодняшний день; исследовать политико-правовое обеспечение реформы избирательной системы Республики Бенин на фоне предстоящих выборов; определить значение вновь образованного судебного органа «КРИЭТ» как политического ресурса политических элит Республики Бенин.
Методология. При решении задач исследования использовались следующие методы: конкретноисторический метод, метод политико-правового анализа, институциональный метод, сравнительный метод.
Результаты исследования. Институциональные особенности на фоне грядущих президентских выборов 2026 года в Республике Бенин определяются исключительно двумя инструментами – новым избирательным кодексом и судом «КРИЭТ», используемым для урегулирования избирательных процессов.
Выводы. Причины обновления Избирательного кодекса 15 ноября 2019 года и появление суда «КРИЭТ» следующие: обеспечение стабильности на институциональном уровне, вытеснение политических оппонентов и сохранение власти. Политический контекст реформы избирательной системы Республики Бенин отмечен тенденцией властей использовать «КРИЭТ» в качестве политического ресурса для политической элиты страны.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность исследования определяется геополитической обстановкой, характеризующейся активизацией попыток фальсификации истории Второй мировой войны. В связи с этим объективная оценка влияния открытия второго фронта на европейском театре военных действий в контексте общей победы над нацизмом представляет собой ключевую проблему современной военно-исторической науки. Одна из дискуссионных проблем современной военно-исторической науки заключается в объективной оценке роли и значения открытия второго фронта на европейском театре военных действий в окончательном разгроме войск нацистской Германии и ее сателлитов. Обобщение историографического опыта изучения обозначенной проблемы, с учетом имеющейся в распоряжении исследователей источниковой базы, позволяет обозначить авторскую позицию по заявленной теме.
Цель исследования – дать научную оценку исторических событий, связанных с проблемой открытия союзными войсками по антигитлеровской коалиции Второго фронта.
Задачи: определить и систематизировать ключевые параметры, характеризующие генезис, этапы подготовки, динамику развития и результативность стратегической операции «Оверлорд».
Методология. Исследование базируется на фундаментальных принципах объективности, историзма и системного подхода. В процессе работы использован комплекс взаимодополняющих общенаучных и специально-исторических методов, включающий аналитический, критический, проблемно-хронологический и ретроспективный анализ.
Результаты. В статье раскрываются основы военно-исторического взгляда через 80 лет на Норманнскую стратегическую операцию «Оверлорд» и ставится вопрос о том, что это было ‒ открытие второго фронта или все же война против германских войск на два фронта. На фактологическом материале дается оценка исторических событий, связанных с проблемой открытия союзными войсками по антигитлеровской коалиции второго фронта. Представлен процесс подготовки этой операции, показаны особенности ее, ход и значение для современности.
Выводы. В ходе операции «Оверлорд» нашли применение не только новые средства вооруженной борьбы, но и получили воплощение передовые элементы военного искусства: стратегическое сдерживание, введение противника в заблуждение, оперативная маскировка, совместная высадка воздушных и морских десантов. Все эти элементы и поныне широко используются в теории и практике военного дела.
Актуальность. Проблема обеспечения квалифицированными рабочими кадрами основных отраслей российской экономики является серьезным вызовом в условиях текущего отстаивания национальных интересов России. Изучение обеспечения народного хозяйства СССР молодыми рабочими кадрами – выпускниками государственных трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны, в особенности на примере южно-уральских областей, позволяет понять и перенять опыт обеспечения народного хозяйства Советского Союза рабочей силой в тяжелейший период восстановления страны.
Цель исследования заключается в анализе распределения выпускников учебных заведений системы государственных трудовых резервов на Южном Урале в период четвертой пятилетки (1946–1950 годы).
Задачи вытекают из поставленной цели исследования и заключаются в рассмотрении численных показателей молодых рабочих, выпущенных из училищ и школ фабрично-заводского обучения государственных трудовых резервов на Южном Урале в период выполнения четвертого пятилетнего плана (1946–1950 годы).
Методология исследования основывается на соблюдении принципов историзма, объективности и системности. Также в рамках работы использовался историко-сравнительный метод исторического исследования.
Результаты. Система государственных трудовых резервов в период выполнения четвертого пятилетнего плана выступала одним из основных источников пополнения народного хозяйства Советского Союза квалифицированными кадрами. Массовый выпуск молодых рабочих в короткие сроки перекрыл потребности восстанавливающейся страны рабочими кадрами.
Вывод. Распределение выпускников учебных заведений системы государственных трудовых резервов носило централизованный и плановый характер. В первую очередь учитывались интересы ведущих отраслей народного хозяйства, таких как металлургия, топливная промышленность, строительство, угольная и нефтяная промышленность и другие. Всего за 1946–1950 годы в учебных заведениях системы государственных трудовых резервов Курганской, Челябинской и Чкаловской областей было подготовлено 142 128 молодых рабочих. К концу 1940-х годов произошло закрытие потребности народного хозяйства в массовых рабочих кадрах, выпускаемых в школах фабрично-заводского обучения, и произошла переориентация на подготовку высококвалифицированных специалистов в училищах.
Актуальность исследуемой темы обусловлена научным интересом к организации промышленного производства на предприятиях блокадного Ленинграда. В настоящее время большая часть архивных документов становится рассекреченной и доступной для проведения более детальных, углубленных исследований в этой области.
Цель исследования ‒ рассмотреть особенности организации производственного процесса на артелях блокадного Ленинграда второй половины 1941 года. Задачи: исследовать ассортимент выпуска производственной продукции на артелях; показать рационализаторские предложения рабочих артелей; рассмотреть кадровые проблемы артелей и выявить способы их решения; проанализировать результаты производственной деятельности артелей.
Методология. Методологическая основа исследования строилась на принципах историзма и объективности. В работе использовались проблемно-хронологический, историко-системный и историкосравнительный методы.
Результаты. В исследовании автор рассматривает организацию производственного процесса на четырех крупнейших артелях блокадного Ленинграда второй половины 1941 года: артель «Примус», артель «Ленинградский металлист», артель «Электротехприбор» и артель «Электромет». С наступлением военных действий их производственные мощности перестраивались на выпуск боеприпасов. Для этого была необходима реорганизация цехов, ремонт довоенного оборудования и поиск нового, требовались специальные инструменты для технических операций, рабочие кадры. Сложности возникали во всех перечисленных направлениях работы артелей, так как общая ситуация в городе оставалась крайне сложной. Благодаря творческим инициативам инженерно-технического состава запуск новых изделий на артелях был реализован.
Выводы. На всех рассматриваемых артелях организация промышленного процесса стала перестраиваться в условиях военного времени. Появились новые предприятия с законченным циклом производства по выпуску продукции, необходимой фронту.
Актуальность исследования обусловлена в первую очередь недостаточностью работ по избранному нами объекту исследования в заявленных географических и хронологических рамках, необходимостью и возможностью проведения дальнейших исследований. Кроме того, несомненную социальную значимость будет иметь учёт опыта воспитательной работы в органах внутренних дел в условиях сложного экономического положения государства, а также в период ведения боевых действий.
Цель исследования: рассмотрение материальных условий, основных форм и методов культурновоспитательной и политической работы с сотрудниками милиции и уголовного розыска.
Задачи: дать характеристику проводимым в рамках политико-воспитательной работы мероприятиям, рассмотреть особенности морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел на протяжении 1920‒1930-х годов.
Методология. Работа подготовлена на основе архивных данных, извлечённых из государственных архивов Воронежа, Курска, Липецка, Орла. В основу работы положены принципы объективности и историзма. При подготовке исследования использованы историко-социологический и историко-генетический методы.
Результаты. Представлен краткий обзор воспитательной работы с работниками органов внутренних дел чернозёмных регионов, морально-психологическое состояние кадров в рассматриваемый период.
Выводы. Воспитательная работа в органах внутренних дел имела эпизодический характер, не обладая должной системностью. Наиболее популярными формами воспитательной работы являлись выступления перед работниками на политические темы, праздничные вечера к годовщинам образования милиции. К затруднениям осуществления воспитательной работы следует отнести организационное несовершенство мероприятий воспитательного характера и высокую текучесть кадров. Последнее обстоятельство не позволяло в должной мере сосредоточиться на качественной подготовке кадрового костяка, обладающего высокими морально-деловыми качествами и хорошей политической подготовкой. Слабость воспитательной работы и сложное материальное положение милиционеров повлияли на уровень служебной дисциплины и отношение работников к службе.
Актуальность. Железнодорожный транспорт занимает одно из ключевых мест в вопросе функционирования различных аспектов жизни государства. В связи с этим большое внимание уделяется подготовке железнодорожных кадров. Одним из учреждений обучения будущих железнодорожников является детская железная дорога. Вместе с тем в исторических исследованиях недостаточно освещены отдельные аспекты строительства и работы системы детских железных дорог как в Советском государстве, так и в отдельных его городах.
Цель статьи состоит в анализе функционирования детских железных дорог в СССР.
Задачи: проследить историю формирования и развития системы детских железных дорог; определить основные направления их деятельности как элемента предпрофессиональной подготовки; осветить вопросы, связанные с постройкой детской железной дороги в Иркутске и других городах СССР.
Методология. При написании статьи использовались специальные методы исторического исследования, которые позволили прийти к заключению, что детские железные дороги стимулировали выпускников школ к поступлению в профильные учебные заведения. Результаты. Изучение различных источников позволило объективно оценить место детских железных дорог в системе подготовки железнодорожных кадров Советского Союза, а также проследить особенности функционирования таких учреждений.
Вывод. Разработанная в СССР система детских железных дорог стала одним из элементов профориентационной работы в вопросе подготовки железнодорожных кадров. Успешный опыт такого специфического направления образования стимулировал создание детских железных дорог в странах социалистического лагеря. В современной России также продолжают функционировать детские железные дороги, построенные как в советский период, так и после его крушения.
Актуальность. Процесс кадрового формирования профессорско-преподавательского состава в начальный период работы Курского политехнического института представляет значительный исследовательский интерес, поскольку позволяет выявить специфику механизмов работы вновь созданных учреждений высшего образования как в общем, так и в отдельно взятом высшем учебном заведении. Полученные на основе архивных материалов конкретного образовательного учреждения данные могут быть использованы для реконструкции исторической динамики развития вузовской системы, а также для выявления закономерностей процесса кадрового обеспечения в регионах.
Цель исследования состоит в ретроспективной оценке эффективности кадрового обеспечения Курского политехнического института в первые годы его работы.
Задачи: раскрыть специфику подбора педагогических кадров при организации Курского политехнического института; изучить динамические изменения кадрового состава Курского политехнического института; определить основные проблемы кадрового обеспечения института в первые годы работы.
Методология. Методологическую основу исследования составляют фундаментальные принципы объективности и историзма. В процессе решения исследовательских задач авторы использовали историко-генетический, историко-системный, биографический, ретроспективный методы.
Результаты. Обобщение архивных источников позволило объективно оценить процесс формирования и результативность кадровой политики Курского политехнического института на начальном этапе его функционирования. Были выявлены две базовые проблемы эффективности кадрового обеспечения Курского политехнического института.
Выводы. Активная работа по набору кадров из числа профессорско-преподавательского состава привела к значительному увеличению численности сотрудников, несмотря на наличие трудностей в обеспечении жильем, отсутствие аспирантуры. Принимаемые меры в виде привлечения иногородних преподавателей, преподавателей из других высших учебных заведений города Курска, практикующих специалистов предприятий промышленности, обучение и повышение квалификации, направление в целевую аспирантуру позволили сформировать менее чем за пять лет устойчивый кадровый состав, заложив прочную основу для дальнейшего развития института.
Актуальность. Еще в XVIII веке в Российской империи была введена черта оседлости для еврейского населения. Но начавшаяся в 1914 году Первая мировая война внесла коррективы в российское законодательство. Анализ государственной политики в отношении еврейского населения позволил сделать вывод, что принудительная депортация евреев с прифронтовых территорий стала определяющим фактором в ограничении черты оседлости.
Цель. Исследовать государственную политику в отношении еврейского населения Российской империи в годы Первой мировой войны.
Задачи: проанализировать политическую ситуацию, сложившуюся во время войны, по вынужденному переселению евреев вглубь России; исследовать факторы, повлиявшие на расширение черты оседлости.
Методология. Авторская методология основана на принципах историзма и объективности. Также использованы методы синтеза и обобщения полученных данных.
Результаты. В исследовании автор показывает, что Первая мировая война способствовала ограничению черты оседлости, но евреи по-прежнему оставались объектом дискриминации со стороны власти. И война только усугубила их положение. Еврейских торговцев обвиняли в перебоях со снабжением русской армии, права жителей прифронтовых территорий были сильно урезаны, а с некоторых регионов они были выселены как потенциальные предатели и шпионы. Еврейские погромы стали обычным явлением в условиях усиливавшейся анархии российского общества.
Вывод. Проведенный анализ государственной политики в отношении еврейского населения Российской империи позволил сделать вывод, что война стала причиной изменения черты оседлости для евреев, вынужденных эвакуироваться из прифронтовых районов. Еврейские беженцы расселились по всей территории Российской империи.