ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Актуальность. Инновационное и прогрессивное развитие научных изысканий в последние годы способствовали разработке инновационных медицинских технологий. Их внедрение в клиническую практику при оказании медицинской помощи в любой медицинской организации диктует необходимость правовой регламентации безопасности их применения и создания максимально эффективного механизма возмещения ущерба пациенту в случае причинения вреда его жизни и здоровью. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников рассматривается как наиболее цивилизованный механизм реализации права пациентов на соответствующее возмещение.
Целью настоящей публикации является формирование предложений законодательного регулирования страхования профессиональной ответственности медицинских работников, призванной защитить все стороны правоотношений по оказанию медицинской помощи и медицинских услуг, в том числе с применением инновационных медицинских технологий.
Задачи. В ходе исследования были решены следующие задачи: проведено комплексное изучение гражданско-правового регулирования сферы страхования пациентов и профессиональной ответственности медицинских организаций и медицинских работников; выявлены пробелы и проблемы законодательной регламентации рассматриваемых отношений; разработаны предложения по дальнейшему закреплению принципа полноценного возмещения причиненного вреда посредством страхования профессиональной ответственности.
Методология. В исследовании использована совокупность методов, таких как: анализ, синтез, системный подход, догматико-юридический и системно-правовой, с помощью которых автором осуществлен аналитический обзор действующего законодательства, определена специфика исследуемых правоотношений, выявлены проблемы, выработаны пути их правового решения.
Результаты. Автором сформулирована позиция о необходимости разработки закона, в котором будут закреплены правовые и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности медработников.
Вывод. Потенциальный риск причинения вреда жизни и здоровью человека в результате оказания медицинской помощи, включая применение инновационных медицинских технологий, предопределяет детальное и всеобъемлющее правовое регулирование ответственности медицинских работников. С учетом специфики правоотношений наиболее упрощенная процедура получения пациентом компенсационных выплат в счет возмещения вреда видится непосредственно в становлении и развитии института страхования профессиональной ответственности работников медицинских организаций.
Актуальность. В последнее время на уровне международного права и законодательства отдельных государств ведется активный поиск новых подходов к защите прав и свобод пользователя в информационных сетях, являющийся уязвимым участником рынка информационного оборота. В российской цивилистической доктрине недостаточно разработан вопрос организации правовой защиты пользователя, чьи данные, в том числе персональные, обрабатываются коммерческими организациями с целью дальнейшего извлечения прибыли. Отсутствие современных концептуальных подходов не позволяет качественно изменить действующее законодательство и гармонизировать объем прав всех участников коммерческого оборота информации.
Целью работы является изучение коммерческого оборота информации в информационных сетях, его экономической ценности и методов правового контроля информационной обработки.
Задачи: проанализировать особенности и различия информационных и телекоммуникационных технологий; оценить экономическую целесообразность информационного оборота; сформировать предложения по изменению действующего законодательства в сфере правового регулирования информационных рынков.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались общенаучные методы исследования и методы, присущие современной частноправовой науке. Речь идёт об использовании методов анализа и синтеза информации, интерпретации данных. Произведён анализ действующего законодательства в области коммерческого оборота информации.
Результаты. Определены правовые различия между информационными и телекоммуникационными технологиями, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Определена экономическая значимость оборота информации на информационных рынках. Обозначена правовая проблема информационно-пространственной конвертации и её правового контроля.
Выводы. Проведенное исследование дает основание для однозначного вывода об отсутствии необходимых правовых механизмов контроля оборота информации и недостаточной защиты прав обладателей обрабатываемой информации. О необходимости осуществления правовой модернизации института «локализации данных».
Актуальность. В настоящее время наше государство сложно отнести к числу стран с развитым страховым рынком. Несмотря на то, что с момента принятия Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» прошло почти тридцать лет на принятие специальных законов о страховании в отдельных сферах, рынок посреднических страховых услуг только становится на свой путь развития. Многочисленные проблемы, не имеющие на сегодняшний день своего разрешения, неоднозначная судебная практика задерживают этот процесс. В то же время нельзя не отметить и положительную динамику: появление новых участников страхового посредничества приближает российское страховое законодательство к мировым стандартам. Одним из проявлений трансформации страховой сферы является появление страхового актуария, определение правового статуса, роли и функционального потенциала которого представляет значительный интерес для теории частного права о его субъектах и правоприменительной практики.
Цель состоит в определении правового положения страхового актуария как страхового посредника.
Задачи исследования заключаются в следующем: дать определение страхового актуария с учетом его особенностей; определить признаки страхового актуария; выявить основные виды страховых актуариев.
Методология. Статья выполнена на основе методов анализа, синтеза, индукции, дедукции, формально-юридического.
Результаты. В ходе проведенной научной работы было определено правовое положение страхового актуария в качестве одного из страховых посредников, выработано единое понимание термина «страховой актуарий», определены специфические черты данного субъекта.
Вывод. Страховой актуарий является посредником в страховании, действующим в интересах страховщика. Правовой статус страхового актуария зависит от того, выступает ли он от своего имени на основании соглашения об оказании услуг в сфере актуарных расчетов со страховщиком или от имени страховой организации при выполнении трудовой функции.
Актуальность исследования теории и практики правового регулирования оценки стоимости земельных участков при изъятии для государственных нужд обусловлена в первую очередь сложностью оценки земельного участка как объекта в связи с тем, что значительно затруднен подбор объектованалогов в силу уникальности и неповторимости каждого земельного участка, влияния на его стоимость большого количества случайных факторов, а также отсутствие единой формулы для расчета компенсации. В свою очередь, указанное имеет большое воздействие в каждом конкретном случае при назначении российскими судами оценочной экспертизы и влияет на окончательное решение судов.
Цель заключается в выявлении особенностей правового регулирования и сложившейся судебной практики оценки стоимости земельных участков при изъятии для государственных нужд.
Задачи: раскрыть особенности порядка оценки стоимости объектов недвижимости для последующего изъятия; оценить результаты имеющейся судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков; выявить сложности, возникающие при подборе объектов-аналогов земельных участков как объектов оценки.
Методология. Исследование проводилось на основе общенаучного (диалектического) метода научного познания, методов анализа, сравнения, формально-юридического, формально-логического методов.
Результаты исследования отличают прикладной характер с элементами научной новизны в выявленных подходах и выводах по оценке стоимости земельных участков при изъятии для государственных нужд.
Вывод. Компенсация потерь при изъятии земельных участков для государственных нужд должна быть адекватной, обеспечиваемой справедливостью рыночной стоимости, которая должна позволить субъекту купить недвижимость таких же характеристик.
Актуальность. Гражданско-правовой институт охраны и защиты прав граждан на жизнь и здоровье всегда находится в фокусе пристального внимания со стороны законодателей и правоприменителей ввиду его постоянной востребованности, комплексного характера, перманентной трансформации мер государственного принуждения в данной сфере. Последние имеют особый характер, поскольку предопределяют систему обеспечения прав граждан на жизнь и здоровье, в том числе в частноправовой сфере. В теории частного права единого мнения относительно проблем охраны и защиты прав граждан на жизнь и здоровье не сложилось, что актуализирует разработку различных аспектов их осуществления.
Цель состоит в формулировании особенностей мер государственного принуждения в рамках частноправовых отношений по охране и защите прав граждан на жизнь и здоровье.
Задачи: определить элементы государственного принуждения при охране и защите прав граждан на жизнь и здоровье; выявить специфику санкции как меры государственного принуждения; исследовать обязательственные отношения вследствие причинения вреда жизни и здоровью человека.
Методология. Статья выполнена на основе методов анализа, сравнения, формально-юридического.
Результаты. В статье дана правовая характеристика мер государственного принуждения при охране и защите прав граждан на жизнь и здоровье, определены функции гражданско-правовой ответственности при применении мер государственного принуждения при охране и защите прав граждан на жизнь и здоровье в Российской Федерации.
Вывод. Мерам государственного принуждения присущ особый характер, при этом имеет значение правовая активность субъектов, когда достаточно факта причинения вреда жизни и здоровью и одностороннего требования потерпевшего для того, чтобы юридическая санкция вступила в действие без участия компетентных органов.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНАЛИСТИКА
Актуальность. Опасные нарушения отраслевого медицинского права, регламентированного рядом федеральных законов, должны быть предусмотрены нормами уголовного права. На первый взгляд это так, однако детальный анализ регулятивного и охранительного законодательства указывает на существенную рассогласованность в вопросах ответственности за дефекты при оказания медицинской помощи, особенно специализированной, в части неоказания наркологической, психиатрической, паллиативной помощи.
Цель - обосновать необходимость разработки регламентов ответственности медицинских работников как предпосылки качественного применения уголовно-правовых норм.
Задачи: определить противоречия отраслевого и уголовного законодательства; указать технико-юридические погрешности статьи 124 Уголовного кодекса Российской Федерации, предложить критерии понимания объективной стороны и признаков субъекта преступления.
Методология исследования основана на общих принципах научного познания: детерминизма, соответствия и дополнительности. Также использованы методы систематического междисциплинарного анализа и синтеза с применением общефилософских методов индукции и дедукции.
Результаты. Объем понятия «медицинская помощь» в признаках преступления, предусмотренного статьей 124 Уголовного кодекса, не может быть ограничен правоприменителем ни в зависимости от видов медицинской помощи, ни условий ее оказания, ни форм. Поэтому ответственность по указанной норме может наступать при неоказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, а также при нарушении порядка оказания медицинской помощи в случае наступления указанных в законе последствий. Признаки нарушения оказания медицинской помощи, лица, ответственные за эти нарушения, а также правовые последствия нарушений должны быть разработаны в рамках регламентов ответственности.
Вывод. Реализация статьи 124 Уголовного кодекса Российской Федерации на практике в настоящее время носит в некоторой степени интуитивный характер, что обусловлено внутренними противоречиями медицинского и уголовного законодательства.
Актуальность. Настоящая статья посвящена исследованию деятельности «групп смерти», а также выявлению основных особенностей функционирования правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за их деятельность. Автор постарался определить важнейшие информационно-технологические, правовые аспекты вовлечения детей и подростков в «группы смерти».
Целью является разработка социальной технологии профилактики и противодействия процессам вовлечения детей и подростков в практику суицидального поведения.
Задачи изучить статистические данные о распространённости «групп смерти» в социальных сетях, их деятельности и её последствий.
Методология. Методологическую базу исследования составляет симбиоз общенаучных, специальных и частнонаучных методов познания, который позволяет исследовать «группы смерти» в социальных сетях.
Результаты. В ходе работы автор приходит к заключению, что самоубийство является одной из лидирующих причин смерти молодых людей, в связи с чем проводит анализ эффективности предпринятых мер по борьбе с суицидами несовершеннолетних. Для этого автор изучил статистические данные о демографических признаках осужденных лиц за 2018–2020 годы и первое полугодие 2021 года. За исследуемый период по вновь введённым статьям было осуждено 17 человек. Обращается внимание, что 4 осужденных находились в возрасте 14–17 лет. Данное обстоятельство ставит под сомнение результативность общей и специальной превенции в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, интересующихся суицидальной тематикой.
Выводы. Социальная технология предупреждения самоубийств подростков и противодействия вовлечению их в «группы смерти» должна включать в себя контроль за адаптацией подростков в коллективе, совершенствование социальных условий и образования, особое внимание стоит уделить именно выявленной возрастной группе риска.
Актуальность. В период финансово-экономического кризиса, обусловленного многими факторами, среди которых выделяются развал «нефтяной сделки» в формате ОПЕК, экономические последствия распространения CОVID-19, непредсказуемость валютной волатильности, наблюдается снижение доходности привычных финансовых инструментов. На фоне указанных явлений возрастает потребность бизнеса в привлечении капитала, что вкупе с желанием инвесторов сохранить и преумножить свободные сбережения обусловливает стремительно нарастающую популярность инвестирования в ценные бумаги. Особенную значимость для инвестиционного процесса имеет его первый этап – выпуск в обращение (эмиссия) ценных бумаг. Без должной правовой охраны данный институт становится благодатной почвой для различного рода злоупотреблений, наносящих прямой ущерб инвесторам, держателям ценных бумаг, корпорациям, государству.
Цель работы – определение уголовно-правового механизма защиты эмиссии ценных бумаг в Российской Федерации.
Задачи: дать правовую характеристику посягательств на порядок эмиссии ценных бумаг; сравнить законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок выпуска ценных бумаг, с аналогичным законодательством некоторых зарубежных государств; оценить существующую систему уголовно-правовых норм, посредством которых осуществляется охрана эмиссии ценных бумаг.
Методология. Использованы методы системного и структурно-функционального анализа, систематического междисциплинарного анализа и синтеза. Исследование проводилось с применением общефилософских методов индукции и дедукции, сравнительно-правового метода.
Результаты. Выявлено, что существующая система уголовно-правовых норм, направленных на охрану эмиссии ценных бумаг, не отвечает реалиям фондового рынка, а применяемые законодателем подходы к построению уголовно-правовых запретов не релевантны нормам гражданского и финансового права.
Вывод. Целесообразно последовать примеру европейских государств и квалифицировать отдельные деяния, совершаемые в процессе эмиссии ценных бумаг, как мошенничество. При этом статью 185 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо сформулировать так, чтобы её бланкетный характер отсылал правоприменителя напрямую к динамичному корпоративному праву.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Актуальность. Достижения цифровой революции активно проникают во все сферы общественной жизни. Правоприменительная деятельность также трансформируется, а современные технологии все чаще применяются в судопроизводстве. Уголовный процесс также ощущает такое информационное влияние. Но цифровизация уголовного процесса может идти в различных направлениях и сопряжена с определенными рисками. Наибольшую озабоченность ученых и практиков вызывает применение интеллектуальных систем при вынесении судебных решений, поскольку в этом направлении цифровизация может оказывать и негативное воздействие на обеспечение прав участников судопроизводства и иных лиц.
Цель - раскрытие возможностей и рисков использования в уголовном процессе интеллектуальных систем поддержки принятия судебных решений.
Задачи: раскрыть современные подходы к цифровизации уголовного процесса; выявить возможности применения интеллектуальных систем при постановлении судом решений по уголовным делам; определить риски, сопровождающие использование интеллектуальных систем поддержки принятия судебных решений в уголовном судопроизводстве и способы их минимизации.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались сравнительно-правовой, формально-юридический методы и общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия). Результаты. Сформулированы предложения, направленные на корректировку доктринальных и законодательных подходов к обеспечению прав участников уголовного процесса как необходимого условия дальнейшей цифровизации процессуальной деятельности суда по уголовному делу.
Вывод. В настоящее время отсутствуют организационно-правовые условия для более активного использования интеллектуальных систем в рамках уголовного судопроизводства. Требуется системное обсуждение возможностей дальнейшей цифровизации процессуальной деятельности, изменение подходов к подготовке юридических кадров, определение рисков, связанных с обеспечением прав участников процесса, и соответствующая системная корректировка законодательства.
Актуальность. В отечественной правовой науке в целом и в теории уголовного процесса в частности отсутствует единство взглядов на вопрос о соотношении понятий «ограничение права» и «отказ от права». Между тем изучение вопроса сопряжения указанных понятий является важным, потому что в условиях изначально неравного положения личности и государства в лице должностных лиц и органов, возможности применения ими принуждения, что особенно ярко проявляется в сфере уголовного судопроизводства, смешение указанных понятий и их необоснованная подмена чреваты неправомерным ущемлением прав и свобод личности, возможными злоупотреблениями со стороны должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость научного осмысления проблематики соотношения ограничения прав и свобод личности и отказа от субъективного права.
Цель – исследование соотношения понятий «отказ от права» и «ограничение права» в отечественной доктрине уголовно-процессуального права.
Задачи. Для достижения заявленной цели авторы изучают понятия ограничения права и отказа от субъективного права в уголовном процессе, имеющиеся в отечественной доктрине права, исходя из признаков указанных двух правовых явлений, выявляют их соотношение.
Методология. Исследование опирается на всеобщий диалектический метод научного познания и основанные на нем общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также частно-научные методы познания (формально-логический, формально-юридический и др.).
Результаты. Сформулированы понятия «ограничение права в уголовном процессе» и «отказ от субъективного права в уголовном процессе», выделены признаки, характеризующие указанные правовые явления, проведено отграничение указанных явлений друг от друга.
Вывод. Ограничение права и отказ от субъективного права являются самостоятельными правовыми явлениями, имеющими разную правовую природу и назначение.
Актуальность настоящего исследования заключается в вопросах прав несовершеннолетних, находящихся под пристальным вниманием правоохранительных органов. Тенденция идет к специализации в аспекте познаний детской психологии дознавателями, следователями, с полной отдачей работают ювенальные судьи. Однако реализация конституционных начал, гуманизация уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних требуют внедрения модернизированных средств и тактик расследования и рассмотрения дел.
Целью является обоснование необходимости расширения компетенции психолога, в отдельных случаях и психиатра, для определения индивидуальных свойств несовершеннолетнего в обеспечение грамотного выбора тактики производства следственных и процессуальных действий с его участием.
Задачи: обратить внимание ученых и практиков на индивидуализацию процессуальной формы по делам несовершеннолетних в свете личностных свойств; рассмотреть специфику участия психолога в качестве помощника в избрании тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних; отметить необходимость как можно частого назначения судебно-психологической экспертизы для познания личностных особенностей и склонностей несовершеннолетнего.
Методология. Методологической основой исследования является метод диалектического научного познания, а также системный подход к рассматриваемой проблеме, формально-логический метод, анализа, синтеза.
Результаты исследования заключаются в обосновании потенциала психологических познаний в целях установления грамотной тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетнего.
Вывод. Вопросы прав несовершеннолетних находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов. Тенденция идет к специализации в аспекте познаний детской психологии дознавателями, следователями, с полной отдачей работают ювенальные судьи. Однако реализация конституционных начал, гуманизация уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних требуют внедрения модернизированных тактик расследования и рассмотрения дел. В частности, целесообразно как расширение оснований участия психолога по делам несовершеннолетних, так и оптимизация производства судебно-психологической экспертизы для определения с позиции индивидуального подхода к личности несовершеннолетнего тактики производства по уголовному делу.
Актуальность избранной темы обусловлена отсутствием в доктрине научных исследований, связанных с проблемами обеспечения эффективности уголовно-процессуальной деятельности.
Целью является выявление, структурирование и исследование средств, влияющих на эффективность процессуальной деятельности, в целях их дальнейшей оптимизации.
Задачами исследования являются: классификация средств, обеспечивающих эффективность уголовно-процессуальной деятельности; разработка и обоснование целесообразности выделения нескольких уровней, на которых решаются задачи обеспечения эффективности процессуальной деятельности; характеристика каждого уровня.
Методология. Методологическую основу исследования составили: метод диалектического познания; конкретно-социологические методы: анкетирование, наблюдение; метод системно-структурного анализа и др.
Результаты. Были выявлены и обоснованы 4 уровня, на базе которых проявляются средства, влияющие на эффективность уголовно-процессуальной деятельности, это научный уровень, законодательный, правоприменительный и личностный.
Вывод. Научный уровень, на взгляд автора, проявляется в разработке научной концепции организации уголовного процесса, а также в разработке и применении востребованных в практической деятельности, научных достижений, их обосновании и адаптации именно в уголовно-процессуальной деятельности. Законодательный уровень обеспечения эффективности уголовно-процессуальной складывается как из разработки законодателем безупречной нормативно-правовой базы, так и формирования правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ относительно спорных вопросов интерпретации отдельных норм закона и их соответствия Конституции РФ, а также правильности применения. Правоприменительный уровень охватывает средства и способы, а также и организационные моменты уголовно-процессуальной деятельности. Автор обосновывает свое мнение относительно того, что правоприменение должно содержать стадию исполнения решений в том объеме, в котором решаются уголовно-процессуальные вопросы. Личностный уровень представляет собой осознанную деятельность участников уголовного судопроизводства, основанную на их знании, воле, мотивации их действий и принимаемых решений, а также психологических и моральных установках.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Актуальность. Решения в сфере социальной политики в Германии стали примером для подражания в других странах, в том числе и в России, и обычно считаются эталонными по своему охвату и эффективности. Изучение немецкого опыта ценно для развития политической науки и реформирования систем социальной политики.
Цель - описать формирование и функционирование социального государства в Германии.
Задачи: показать развитие и работу систем пенсионного и медицинского страхования, страхования от безработицы, мер государственной социальной поддержки.
Методология: сравнительно-исторический подход, анализ правовых документов и институтов.
Результаты. Основания системы социального обеспечения в Германии были заложены в конце XIX - начале XX века, когда были созданы программы страхового финансирования медицинских расходов и пенсий по старости и инвалидности, а затем и страховки от безработицы. Система функционирует более столетия и эффективно решает задачи распределения рисков, во многом опираясь на самоуправление. Во второй половине XX века в Германии было существенно расширено законодательство, регулирующее социальную политику, возросла нагрузка на бюджет и объёмы страховых взносов. Граждане получили право на семейные пособия, была увеличена роль жилищных пособий и пособий при безработице или низком доходе. В конце XX века Германия ввела страхование для финансирования долгосрочного ухода.
Вывод. В Германии действует развитая система социальной поддержки, опирающаяся на многовековые традиции местной и корпоративной взаимопомощи при координации и субсидировании со стороны федерального центра. Наиболее сильные элементы немецкой социальной политики, которые обеспечивают её эффективность, - это исторически сложившиеся самоуправление и солидарность.
Актуальность статьи объясняется динамичностью и системной изменчивостью европейского политического процесса, для которого характерны политические изменения государственных институтов, их обновление и адаптация к современным реалиям. Принимая во внимание то обстоятельство, что 11 европейских государств являются парламентскими монархиями, особого внимания заслуживает анализ политических изменений, характерных для государств с данной разновидностью формы правления ввиду особой политической уникальности монархической государственной власти. Построение теоретической модели, структурирующей политические изменения европейских парламентских монархий, позволит углубить системные исследования, направленные на выявление сущностных характеристик европейских государств с соответствующей формой правления.
Целью статьи является построение типологии политических изменений, затрагивающих европейские государства с парламентско-монархической формой правления.
Задачи исследования включают выработку, структурирование, систематизирование и иллюстрирование типов политических изменений по ряду переменных, раскрывающих политические признаки и свойства политических изменений, включая их влияние на политический процесс и политическую систему.
Методология исследования основывается на принципах, подходах и методах политической науки. Особое внимание уделяется применению системного, исторического, структурно-функционального и компаративистского методов исследования.
Результаты. Проведённое исследование предлагает типологию политических изменений, основанную на историческом периоде, природе политического изменения, а также его влияния на форму правления. Каждая группа типов политических изменений имеет несколько разновидностей, позволяя классифицировать любое политическое изменение европейских парламентских монархий, позволяя отнести его к нескольким категориям.
Выводы. Политические изменения, происходящие в европейских парламентских монархиях, являются сложным и многогранным явлением, отражающим развитие европейского политического процесса и адаптацию политических систем государств к запросам политических акторов и интересов общественности. Их неоднородность и многоаспектность не позволяет рассматривать данные политические изменения одномерными категориями анализа, в силу чего признаётся необходимость наличия их типологии, общепринятая модель которой отсутствует в современном российском научном дискурсе. Разные типы политических изменений могут инициировать разные типы политических сценариев, что является важным фактором, способствующим политическому анализу текущего положения европейских парламентских монархий, а также политическому прогнозированию последующих политических изменений, включая потенциальную смену формы правления в некоторых ситуациях.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления проблем военноморской политики для их решения в рамках реализации целей стратегического планирования морской деятельности Российской Федерации на период до 2030 года.
Цель исследования – политический анализ современных проблем военно-морской политики России, решение которых необходимо для достижения целей стратегического планирования, рассчитанных на период до 2030 года в сфере морской деятельности.
Задачами исследования стали: политологический анализ новейших документов государственной политики в сфере морской деятельности России на предмет определения наиболее значимых проблем, требующих оперативного разрешения; контент-анализ отдельных положений Стратегии развития морской деятельности в Российской Федерации, принятой до 2030 года; анализ направлений исследований военно-морской политики России российскими учеными; разработка рекомендаций по возможному решению проблем политико-правового характера, способствующих повышению эффективности дальнейшей реализации военно-морской политики России на стратегический период до 2030 года.
Методология научного исследования основана на использовании методов политологического и контент-анализа документов стратегического характера, определяющих вектор развития современной российской военно-морской политики на ближайшее десятилетие. В исследовании использованы методы политической науки и юриспруденции (в частности, правовой анализ).
Результаты. Автором обоснованы наиболее актуальные проблемы военно-морской политики России, от решения которых напрямую зависят результаты стратегического планирования морской деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.
Осуществлен анализ позиций российских ученых и практиков по проблеме исследования.
Вывод. Исследование позволило сформулировать необходимые рекомендации относительно решения проблем незавершенности международно-правового регулирования морских границ России с отдельными сопредельными государствами как основных проблем реализации современной военно-морской политики Российской Федерации.
Актуальность. В настоящей статье рассмотрены задачи сохранения роли ЮНЕСКО, интеллектуального лидера в системе ООН, как важнейшей составляющей политического механизма современного миропорядка и альтернативы сохранения стабильности международных отношений. В статье сделан акцент на выявление наиболее востребованных приоритетов перспективного сотрудничества России с ЮНЕСКО, которые наряду с общецивилизационными аспектами в определяющей степени отвечают национальным интересам нашей страны
Цель статьи состоит в изучении институциональных и функциональных аспектов деятельности ЮНЕСКО, выявлении наиболее важных и актуальных целей взаимовыгодного взаимодействия России и ЮНЕСКО в процессе стратегического преобразования Организации.
Задачи исследования состоят в анализе научного и политического потенциала ЮНЕСКО, изучении проблемы ее реформирования и перспектив деятельности, рассмотрении возможных путей оптимизации участия России в ЮНЕСКО в целях реализации национальных интересов страны.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования в соответствии с поставленной целью стали методы системного анализа, контент-анализ, структурно-функциональный и ряд эмпирических методов.
Результаты. В статье даны рекомендации о возможных путях оптимизации участия России в ЮНЕСКО, выдвинуты предложения относительно перспектив взаимодействия России и ЮНЕСКО.
Выводы. ЮНЕСКО традиционно пользуется в России большой популярностью и заслуженным авторитетом. Ее уникальный мандат, охватывающий разносторонние проблемы в области науки, образования и культуры, позволяет участвовать в сотрудничестве широкому спектру российских ведомств федерального уровня, региональных властей, гражданского общества. Перспектива взаимодействия России и ЮНЕСКО будет зависеть от способности Организации адекватно адаптироваться к вызовам современности, оставаясь верной принципу деполитизации и сохраняя мандат ведущего в мире института гуманитарного сотрудничества.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность. Современные дискуссии о прошлом и настоящем российской деревни создают необходимость обращения к историческому опыту Советского государства в регулировании социальных процессов. В 1970-е годы начал осуществляться поворот государства к социальной сфере села, наметились новые тенденции в ее развитии. Это период поиска партийным руководством страны оптимальных путей решения вопросов совершенствования социально-экономических и культурно-бытовых условий жизни сельских тружеников.
Цель исследования - анализ основных аспектов государственного регулирования социальной сферы села Оренбургской области в 1970-е годы.
Задачи: определить содержание и основные направления государственной политики по социальному развитию села; изучить региональные аспекты социальной политики на селе, показать особенности ее реализации в Оренбургской области.
Методология исследования основывается на принципах историзма и объективности. Методологической базой исследования является системный подход. Используются сравнительно-исторический метод и метод логического анализа.
Результаты. Понимание значимости социальных вопросов нашло отражение в ряде документов партийно-государственных органов Оренбургской области 1970-х годов. На заседаниях областных партийных конференций, а также пленумов Оренбургского обкома в качестве главной повестки мероприятия ставились различные социально-бытовые вопросы. В исследовании раскрываются пути, формы и методы активизации социально-культурной деятельности на селе, дается объективный анализ роли партийно-хозяйственных структур в процессах реформирования социальной сферы.
Вывод. В 1970-е годы осуществляется поворот государства к социальной сфере села, намечаются новые тенденции в его развитии. Несмотря на то, что осознание важности социального развития сельской местности и населения получило доказательное отражение во многих постановлениях обкома и официальных выступлениях первых лиц области, социальная политика в 1970-е годы не стала приоритетным направлением деятельности областной партийной организации.
Актуальность. Настоящая статья представляет собой попытку анализа состояния советской военной авиации, в том числе и боевой подготовки, в предвоенное время и влияние этих факторов на военные действия в начальный период войны. Исследование причин неудач советских войск в этот период, особенно тяжелых потерь боевой авиации, проводилось во многих работах на протяжении большого периода времени, но в этих трудах в основном рассматривались вопросы, связанные с авиационной техникой. Состояние боевой подготовки и воинской дисциплины в авиационных частях и соединениях и влияние на их уровень субъективных факторов практически не рассматривается в данных работах, поэтому актуальность данной статьи не вызывает сомнений.
Цель статьи – раскрыть состояние советской военной авиации с учетом объективных и субъективных причин, уровня готовности ее к боевым действиям и выполнение различных мероприятий по их повышению в ходе общей подготовки СССР к войне.
Задачи: рассмотреть проблемы советской военной авиации с учетом состояния дисциплины и боевой подготовки, выявленные в различных военных конфликтах и советско-финской войне; оценить влияние рассмотренных причин на результаты боевых действий авиации в начальном периоде войны.
Методология. Статья основана на общих принципах историзма, научной объективности и системности. Помимо того, были использованы методы интерпретации, контент-анализа.
Результаты. Советско-финская война и военные конфликты второй половины 30-х годов прошлого века выявили большие недостатки в подготовке и вооружении авиации Красной армии. Эти недостатки активно обсуждались на самом высшем уровне военного руководства. Чтобы устранить их, было принято много решений. Так, ускорилось создание новой авиационной техники, особенно истребителей. Была начата перестройка всей системы боевой подготовки, чтобы исправить недостатки и повысить готовность летного состава и командования авиационных частей и соединений. Но несмотря на принимаемые меры уровень общей готовности военной авиации не был доведен по разным причинам (в том числе и из-за дефицита времени) до нужного уровня, что в итоге и стало одной из главных причин трагических событий лета и осени 1941 года.
Вывод. Общее состояние советской военной авиации в рассматриваемый период определялось не только объективными факторами (например, уровнем развития авиационной промышленности), но также в значительной мере субъективными, личностными факторами.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью отражения в исторической науке особенностей развития советского здравоохранения в условиях послевоенного восстановления. Функционирование медицинских учреждений в послевоенный период проходило в сложных условиях не только на освобожденной территории, но и в тыловых регионах, так как последствия Великой Отечественной войны для страны и всех народов бывшего СССР были колоссальными. В настоящее время в российской и казахской историографии отсутствуют комплексные исследования по данной проблеме, а имеющиеся работы носят в основном фрагментарный характер.
Цель исследования – изучение проблем лечебных и санитарно-профилактических учреждений, состояния здоровья населения Актюбинской области Казахской ССР в послевоенные годы.
Задачи: на основе привлечения архивных документов проанализировать проблемы здравоохранения Актюбинской области, такие как нехватка врачебных кадров, слабое материально-техническое обеспечение и низкое санитарное состояние медицинских учреждений, оценить уровень оказания медицинской помощи и масштабы распространения инфекционных заболеваний, особенно среди сельских жителей.
Методология. В работе использовались общенаучные методы (анализ, синтез), специальные исторические методы: историко-генетический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и др.
Результаты. Исследование показало, что в целом состояние лечебных учреждений в период позднего сталинизма на территории Актюбинской области было неудовлетворительным. Изучение архивных документов позволило выявить реальную картину нужды и скудости в больничных учреждениях в послевоенные годы, а также оценить попытки правительства реформирования системы амбулаторных и поликлинических учреждений для улучшения оказываемой медицинской помощи населению.
Вывод. Ухудшение состояния народного здравоохранения, в результате которого сократилась рождаемость и возросла смертность населения, возникло вследствие Великой Отечественной войны. Низкая оснащенность оборудованием, медицинскими инструментами учреждений здравоохранения Актюбинской области, нехватка кадров способствовали снижению качества оказываемой лечебной помощи. Результаты исследования могут выступать базой для дальнейшего изучения проблемы развития и организации здравоохранения в Казахской ССР в послевоенный период.
Актуальность статьи состоит в том, что общество спасения на воде в городе Тифлисе являлось организацией, оказывающей помощь утопающим и состоящей из энтузиастов. На рубеже ХХ в. Морское министерство России озаботилось значительным количеством ежегодных несчастных случаев, происходивших на водоемах Российской империи. Созданное российское общество спасателей старалось учредить филиалы во всех значимых губернских городах. Среди губернских обществ спасателей Тифлисская организация выделялась своей активной профессиональной деятельностью и поддержкой со стороны официальной власти, купечества и духовенства. С самого начала своего существования члены Тифлисского общества спасателей внесли свой вклад в национальное дело спасения утопающих.
Цель статьи – анализ наградной системы российского общества спасателей и характеристика заслуг Тифлисской окружной общественной организации в спасении утопающих на территории губернии.
Задачи при помощи малоизвестных опубликованных отчетов Тифлисского общества спасателей проанализировать процесс становления российской наградной системы, связанной со спасением утопающих; рассмотреть деятельность российского общества спасателей, направленную на награждение профессиональных и добровольных спасателей Тифлисской губернии; выявить особенности награждения личного состава Тифлисского общества спасателей и определить достижения губернской общественной организации в деле спасения утопающих.
Методология. В работе использовались традиционные и общенаучные методы вместе с историкоситуационным подходом при исследовании особенностей поощрения и награждения членов Тифлисского общества спасателей на всероссийском уровне.
Результаты. Сформированная российским обществом спасателей наградная система вместе с отличительными знаками окружных организаций являлись существенным стимулом для развития в дореволюционной России дела спасения утопающих.
Выводы статьи содержат мнение об эффективности и привлекательности наградной системы вместе с отличительными знаками для окружных общественных организаций, сформированных российским обществом спасателей. Использование такого организационного подхода способствовало главной задаче, то есть популяризации национального дела спасения утопающих среди профессиональных спасателей и энтузиастов общественного движения.
Актуальность статьи заключается в том, что проводится анализ архивных документов, которые раскрывают жизнь и деятельность Н. М. Ядринцева, Г. Н. Потанина в контексте их влияния на процесс приобщения горожан Байкальской Сибири к искусству во второй половине XIX – начале XX века. Работа позволяет рассмотреть историю проведения художественных мероприятий как международного, так и регионального уровня. Исследование подтверждает то, что интеллигенция участвовала в создании благоприятных условий для знакомства жителей с предметами искусства.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе широкого круга исторических источников показать процесс приобщения горожан Байкальской Сибири к искусству во второй половине XIX – начале XX века.
Задачами данной работы являются: провести анализ документов Государственного архива Иркутской области о жизни и деятельности Н. М. Ядринцева, Г. Н. Потанина, работе общественных организаций; выделить трудности и особенности в процессе приобщения горожан региона к искусству.
Методология. Статья опирается на принципы историзма, системности и научной объективности. Используются историко-генетический и проблемно-хронологический методы.
Результаты. В исследовании по материалам Государственного архива Иркутской области восстановлена история организации художественных мероприятий в городах Байкальской Сибири второй половины XIX – начала XX века. Показано то, как деятельность известных учёных Н. М. Ядринцева, Г. Н. Потанина влияла на работу общественных объединений, создание общедоступных выставочных пространств.
Выводы. В результате исследования было доказано то, что деятельность Н. М. Ядринцева и Г. Н. Потанина влияла на процесс приобщения горожан к предметам искусства в Байкальской Сибири второй половины XIX – начала XX века. В статье проведён анализ содержательной стороны не исследуемых ранее исторических источников, что даёт возможность рассмотреть работу общественных организаций и интеллигенции с разных сторон.
Актуальность. Формирование сети дорог – одно из ключевых условий успешности развития страны в целом и отдельных регионов в частности. Исторический опыт показал, что перемещать грузы и людей на большие расстояния по суше с наименьшими затратами выгоднее всего по железным дорогам. Но для успешного формирования транспортной логистики внутри региона необходимо делать упор на развитие автодорожного сообщения. Это особенно актуально для такого относительно небольшого региона, как Курская область, где имеются существенные проблемы в функционировании и обслуживании дорожной сети. Период VIII и IX пятилеток является одним из наиболее важных в истории формирования сети автомобильных дорог региона. В это время прокладывается твердое покрытие практически на всех ключевых автомобильных магистралях области и идет становление современной дорожной сети. Понимание проблем, с которыми сталкивались строители дорог в изучаемый период времени, дает возможность детальнее разобраться с проблемами функционирования современной автодорожной сети Курской области.
Цель – показать основные этапы формирования дорожной инфраструктуры Курской области в 1966–1975 годы.
Задачи: на основе изучения комплекса исторических источников проанализировать проблемы, с которыми столкнулась Курская область при создании дорожной инфраструктуры в 1966–1975 годы; раскрыть найденные пути решения этих проблем.
Методология. При написании работы автор опирался на основополагающие методы исторической науки (принципы историзма и объективности), а также на ряд конкретно-исторических и общенаучных методов (аналитический, сравнительно-исторический и пр.).
Результаты. Отсутствие регионального комплекса историографии по данной проблеме говорит о недостаточной изученности вопроса. Настоящая работа не только вводит в научный оборот собранный эмпирический материал по истории развития автодорожной инфраструктуры, но и показывает основные направления этого процесса.
Вывод. Создание сети автодорог и формирование развитой дорожной инфраструктуры в Курской области в годы VIII и IX пятилеток послужило серьезной основой для дальнейшего экономического развития региона, а также для повышения мобильности граждан за счет, в первую очередь, улучшения качества автотранспортных перевозок.
Актуальность. В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы касаемо определения такого понятия, как «мемориальная память». Это явление рассмотрено в исторической ретроспективе современной отечественной историографии. Анализируются главные подходы в определении следующих терминов: «мемориальная память, «место памяти», «историческая память», «социальная память», «коллективная память» «культурная память». В данной работе представлен обзор основных направлений отечественной историографии в русле новейших исследований, посвященных проблематике изучения такого явления, как «мемориальная память».
Цель работы – на основе изученных материалов определить наиболее полное и чётко выраженное определение такого явления и понятия, как «мемориальная память».
Задачи: рассмотреть основные научные работы, посвященные данной проблематике; провести анализ совокупности исследований в области изучения отечественной мемориальной памяти. Раскрыть сущность понятия «мемориальная память» в российской историографии.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались следующие методы исследования: сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия.
Результаты. Разработка данной проблемы способствует более глубокому изучению такого явления, как «мемориальная память». Данная работа раскрывает сущность и основные направления в изучении мемориальной памяти в российской историографии и даёт одно из определений этого явления в современной системе гуманитарного знания.
Вывод. Сам конструкт «мемориальная память» в действительности практически не встречается в академических трудах. Данное понятие ближе всего соответствует понятию «историческая память», которое наиболее точно отражает общие коллективные представления, где главным смыслообразующим конструктом является «память». Понятие памяти здесь играет ключевую роль.
Актуальность. Пандемия коронавируса показала, что государство на современном этапе столкнулось с теми же проблемами, которые стояли перед советской властью в период ее прихода: всплеск инфекционных заболеваний, высокая смертность, отсутствие нужных медикаментов, вакцин, особенно в сельской местности. Несмотря на одновременное распространение множества инфекционных заболеваний деятельность советской власти в борьбе с эпидемиями имела положительный опыт, который позволит найти решение сегодняшних проблем.
Целью статьи является исследование мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями в Курской губернии в 1917–1922 годы.
Задачи вытекают из цели статьи и заключаются в раскрытии исторических проблем и их решении в борьбе с эпидемиологическими заболеваниями в 1917–1922 годах в соответствии с нормативными документами советской власти.
Методология. Работа базируется на методах анализа и синтеза, а также историкосравнительном, историко-правовом методах.
Результаты. В 1917–1922 годах Курская губерния оказалась в очаге инфекционных заболеваний. Указания из Центра по организации мероприятий борьбы с эпидемиями и их профилактики осуществлялись в основном циркулярно. Важную роль играла вакцинация, которой подлежали все категории граждан. Отказавшиеся от вакцинации несли юридическую ответственность. Медицинским персоналом велся жесткий учет вакцинированных. Утверждение «Положения о санитарно-эпидемиологических подотделах» 1921 года, которым стали руководствоваться все санитарно-эпидемиологические работники, внесло ясность в деятельность медицинских работников. Декрет от 15 сентября 1922 года «О санитарных органах республики» явился основным документом, определившим все дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы страны.
Выводы. Мероприятия советской власти в борьбе с эпидемиями явились достаточно эффективными, чтобы обеспечить сокращение случаев инфекционных заболеваний в Курской губернии, а впоследствии и ликвидацию эпидемий. Таким образом, рассмотренная тема является актуальной в современных условиях распространения коронавируса.
Актуальность. При написании статьи был использован обширный пласт исторических источников от материалов периодической печати до первичных документов, отложившихся в центральных архивохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга, а также архивах Центрально-Черноземного региона (Воронеж, Курск). Автор привлекает сведения и по другим регионам Российской империи.
Цель исследования – изучение социального обеспечения солдатских семей в соответствии с Законом «О призрении нижних воинских чинов и их семейств», принятым 25 июня 1912 года.
Задача – анализ реализации государственными органами и частными лицами вопросов, связанных с призрением детей нижних чинов Российской империи.
Методологической основой исследования являются общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные исторические методы (системный и сравнительно-исторический).
Результаты. Закон четко прописывал нормы выдачи так называемого продовольственного пайка на одно призреваемое лицо, выделяя детей в возрасте до 5 лет. Они могли получать только половину пособия, установленного для «взрослых»: жен, родителей, братьев и сестер призванного по мобилизации солдата, а также его детей старше 5 лет. Согласно закону, на помощь государства могли рассчитывать солдатские дети до наступления трудоспособного возраста (17 лет), однако некоторые регионы по-своему трактовали данный пункт действующего законодательства. Также закон не предусматривал помощь детям, рожденным вне брака. Данное обстоятельство поставило власти в затруднительное положение, особенно на начальном этапе войны.
Выводы. Автор считает, что первоначально государство не было готово к призрению отдельных категорий нуждающихся родственников нижних чинов, в первую очередь это касалось внебрачных детей, но с помощью инициативы местных властей, помощи церкви и общественных организаций данные трудности были преодолены.
Актуальность. Развитие научной базы в области тепловой энергетики неразрывно связано с централизованным теплоснабжением и его прогрессивным направлением – теплофикацией. Централизованное производство тепла остается главным направлением повышения эффективности систем теплоснабжения. Научная база, созданная в советский период, подтвердила правильность научных и инженерных решений, принятых при ее создании, позволила накопить опыт для совершенствования отрасли тепловой энергетики.
Цель исследования заключается в выявлении фактов развития и практической деятельности отечественной научной базы в области тепловой энергетики в годы советской власти.
Задача исследования проанализировать особенности работы научных институтов в области развития отечественного централизованного теплоснабжения на различных этапах формирования.
Методология. В ходе анализа различных научных источников применялись различные методы: проблемно-хронологические, исторические, сравнительные методы. Таким образом, выбор исторического метода применяется по причине изучения динамики развития отечественной науки о тепловой энергетике.
Результаты. В ходе изучения и обобщения разнообразных литературных и архивных источников в исследовании доказан тот факт, что отечественные научные институты интенсивно развивались и с годами достигли значительных масштабов, которые определили развитие современной тепловой энергетики.
Выводы. В процессе исследования различных литературных и архивных источников можно сделать вывод о том, что отечественная научная база в советские годы позволяла в совершенстве осуществлять снабжение тепловой энергией промышленные и жилые объекты Советского государства. Эти факты могут способствовать разработке стратегии по совершенствованию современной отечественной тепловой энергетики.