Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право

Расширенный поиск
Том 11, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

10-23 129
Аннотация

Актуальность. С момента начавшегося в марте 2020 года процесса установления Россией ограничений, направленных на предотвращение распространения инфекции, многие эксперты пророчили лавину банкротств, вызванную резким падением доходов и последующей неспособностью субъектов отвечать по денежным обязательствам. Весной 2021 года исполнился год, как Россия борется с COVID-19, в связи с чем возникает интерес в подведении некоторых итогов, которые позволят ответить на вопросы: каким образом пандемия повлияла на институт банкротства в России, как в действительности изменилась статистика по процедурам банкротства и что на нее повлияло.
Целью работы выступает выявление особенностей влияния пандемии на институт банкротства физических и юридических лиц в России.
Задачи: обобщение статистических данных института банкротства в России в условиях пандемии; выявление особенностей института банкротства в условиях пандемии; определение причин банкротства в современных условиях.
Методология. Для написания статьи использовались: диалектико-материалистический метод, анализ, синтез, сравнение, системный метод, формально-юридический метод.
Результаты настоящего исследования выявили различное влияние коронавирусного кризиса на статистику банкротств физических и юридических лиц.
Вывод. В настоящее время наблюдается высокий уровень закредитованности граждан, в ряде случаев банкротство - это единственный выход. Внесудебное банкротство граждан - новелла института несостоятельности призвано снизить нагрузку на суды, а также повысить доступность и упростить процедуру банкротства граждан. Прослеживается четкая тенденция возрастания числа банкротств физических и юридических лиц. Банкротство юридических лиц в связи с мораторием на внешние банкротства позволило предприятиям отдельных отраслей адаптироваться к выживанию в кризисный период, но несмотря на благоприятную статистику первых месяцев после отмены моратория вероятность волны отложенных банкротств все еще сохраняется, а также существует риск увеличения количества дел с привлечением к субсидиарной ответственности контролирующих должников лиц.

24-36 100
Аннотация

Актуальность. В статье рассмотрены актуальные вопросы типичных правовых заблуждений в определении современного содержания права на жилище, изучены его диалектика в свете внесенных конституционных изменений, гарантии реализации как в России, так и в других странах. Подняты проблемы, связанные с осуществлением права на жилище в России.
Цель – выявить трансформации в содержании права на жилище в России, которые возникли после внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 году, и, опираясь на них, выработать предложения по совершенствованию жилищных отношений.
Задачи: рассмотреть трансформацию содержания права на жилище в результате конституционной реформы 2020 года в России; выявить теоретические и практические проблемы его реализации и гарантированности.
Методология. Настоящее исследование основано на следующих методах научного познания: диалектического развития, сравнительно-правового анализа, формально-юридического, хронологического.
Результаты. Исследование показало, что конституционные изменения несущественно повлияли на содержание права на жилище, но вскрыли теоретические и практические проблемы его гарантированности и реализации. Для их решения предлагается включить в Жилищный кодекс Российской Федерации раздел о социальных гарантиях этих прав для отдельных категорий граждан.
Выводы. В Российской Федерации правовое регулирование основных жилищных отношений осуществляется посредством закрепления норм в Жилищном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах. Однако указанный акт несовершенен, сегодня существует проблема определения права граждан на жилище, в первую очередь это касается содержания права и реализации права на жилище отдельных категорий граждан. Следовательно, все это подтверждает необходимость дальнейшего развития научных исследований всех сторон конституционного права граждан Российской Федерации на жилище.

37-52 414
Аннотация

Актуальность исследования определена возникновением в Гражданском кодексе Российской Федерации главы, которая посвящена договору условного депонирования (эскроу). В науке данный вид договоров является малоизученным, в связи с этим появляется необходимость рассмотрения особенностей договора условного депонирования (эскроу), а также определения его сходства и различия с договором хранения. Исследование правового регулирования позволяет установить возможные направления изменения действующего законодательства с целью нивелирования существующих пробелов в вопросах применения договора эскроу.
Целью работы выступает сравнение специфических особенностей договора условного депонирования (эскроу) и договора хранения.
Задачи: проанализировать особенности договора эскроу; выделить схожие черты между договором ЭСКРОУ и договором хранения; выявить критерии различия между договором эскроу и договором хранения; сформировать предложения по изменению действующего законодательства в сфере правового регулирования.
Методология. В процессе исследования были использованы следующие методы: сравнительный, аналитический, формально-юридический, системного толкования права.
Результаты. Возможность сравнения договора эскроу и договора хранения обусловлена признаками их некоторого сходства. Для дальнейшего развития правового регулирования договора условного депонирования, с целью более строгого отграничения этой договорной конструкции от договора хранения, в российском гражданском законодательстве необходимо предусмотреть некоторые изменения.
Выводы. На основании сравнительного анализа российского законодательства в статье раскрыты критерии различия договора условного депонирования (эскроу) вещи и договора хранения (цель, объект, количество сторон, момент возникновения договорных обязательств, механизм исполнения договора, возможность распоряжаться вещью в период действия договора, защита вещи от взыскания), а также выделены различия и сходства в правовой регламентации данных видов договоров, позволившие автору сделать конкретные предложения по изменению действующего гражданского законодательства в этой сфере.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

53-62 505
Аннотация

Актуальность. Безопасность человека может обеспечиваться не только посредством привлечения виновного лица к уголовной ответственности и назначения ему наказания, но и в некоторых случаях посредством назначения принудительных мер медицинского характера, для назначения и исполнения которых имеют важное значение фундаментальные категории, а именно понятие и признаки, которые на настоящий момент остаются не разработанными.
Цель исследования заключается в выработке понятия и признаков принудительных мер медицинского характера.
Задачи: изучить российский уголовный закон в части регламентации принудительных мер медицинского характера; выявить доктринальные подходы к определению их понятия и признаков; разработать и представить авторскую дефиницию принудительных мер медицинского характера.
Методология. В процессе проведенного исследования использовались: диалектический метод познания, общенаучные (анализ и синтез, логический) методы и частно-научные методы познания (формально-юридический, статистический).
Результаты. Обозначены различные позиции ученых относительно принудительных мер медицинского характера, выявлены их признаки, на основе которых представлена авторская дефиниция принудительных мер медицинского характера.
Вывод. Несмотря на то, что принудительные меры медицинского характера активно изучаются со стороны научного сообщества, в настоящее время среди ученых отсутствует единство во мнении относительно фундаментальных категорий принудительных мер медицинского характера, в частности их понятия и признаков. Исходя из этого представляется необходимым закрепить в российском уголовном законе, а именно в статье 98 Уголовного кодекса Российской Федерации (при этом обозначив ее «Понятие и цели применения принудительных мер медицинского характера») следующую дефиницию: принудительные меры медицинского характера есть иная уголовно-правовая мера государственного принуждения к лечению, предусмотренная уголовным законом, назначаемая судом на основании обвинительного приговора или постановления конкретному лицу, указанному в части 1 статьи 97 Уголовного кодекса Российской Федерации, от имени российского государства.

63-72 167
Аннотация

Актуальность. Настоящая статья посвящена мало изученной проблеме юридической оценки содействия незаконной миграции в аспекте отраслевой и межотраслевой дифференциации. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 9 июля 2020 года № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», сформулировавший признаки организации незаконной миграции, заложил основы для неверной оценки различных преступлений и деликтов в миграционной сфере. Этим обусловлена актуальность настоящей статьи.
Целью исследования является формулирование авторского определения признака «организация» в статье 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации как необходимого условия формирования правил квалификации миграционных правонарушений, являющегося критерием отграничения указанных деяний.
Задачи: изучение доктринальных источников и судебной практики с целью выявления недостатков в его толковании и применении; определение содержания объективной стороны статьи 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации через выявление внутриотраслевых и межотраслевых связей с иными миграционными правонарушениями.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались как общенаучные методы (анализ, синтез), так и методы юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Результаты. На основе авторского определения признака «организация» в статье 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации разработаны правила квалификации миграционных преступлений и деликтов.
Вывод. По результатам исследования сделан общий вывод о том, что толкование признака «организация» в статье 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации через использование для этих целей в доктрине и судебной практике формулировок таких, как «любые действия» или «разнообразные действия», не разрешает конкуренцию со смежными миграционными преступлениями и деликтами, предложена авторская трактовка этого признака.

73-85 253
Аннотация

Актуальность. В современных российских условиях студенческая преступность представляет собой феномен, опасность которого заключается в явно выраженной антиобщественной установке, формирующей и пропагандирующей преступный образ жизни среди молодежи. На сегодняшний день студенческая преступность как мощная детерминанта криминализации общества становится одной из проблем национальной безопасности. В связи с чем возникла объективная потребность в изучении детерминант преступлений, совершаемых студентами образовательных организаций, которые позволят расширить область криминологического познания и внести определенный вклад в предупреждение преступлений данной категории лиц.
Цель научного исследования состоит в рассмотрении основных детерминант, способствующих совершению преступлений в студенческой среде, и выдвижении на их основе предложений, направленных на совершенствование основ предупреждения преступлений студентами образовательных организаций высшего образования.
Задачи: проанализировать результаты проведенного анонимного опроса респондентов из числа действующих сотрудников органов внутренних дел; изучить показатели официальных статистических данных, материалы судебно-следственной практики и мнения ведущих ученых-криминологов; сформулировать основные выводы, касающиеся заявленной тематики.
Методология. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы исследования, в частности методы анализа и синтеза, а также частнонаучные методы исследования, среди которых: социологические, статистические, формально-юридические.
Результаты научного исследования направлены на повышение эффективности предупреждения преступности студентов образовательных организаций высшего образования в современных условиях.
Вывод. Сформулированы авторские выводы о том, что несмотря на весьма большой комплекс существующих детерминант совершения преступлений студентами образовательных организаций высшего образования возникает необходимость своевременно устранять перечисленные факторы за счет всех имеющихся превентивных мер.

86-99 206
Аннотация

Актуальность. Закупки для государственных и муниципальных нужд ежегодно увеличивают свое участие в экономическом обороте страны. Большие объемы финансирования вовлекают новых поставщиков, что способствует задействованию в экономике некрупного сектора предпринимательской деятельности. Государственная политика в качестве приоритетного направления выделяет поддержку среднему и малому бизнесу. Сфера государственных и муниципальных закупок подвержена преступным посягательствам. Основной объем преступлений в рассматриваемой сфере – коррупционного характера. Коррупция подрывает авторитет государства и государственных органов, осуществляющих контроль. От работы должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль в сфере госзакупок, зависит эффективность противодействия преступности, а также снижение коррупционных рисков. Все это необходимо для правильного функционирования экономики России.
Целью исследования является выявление роли должностных лиц в контролировании расходования бюджетных средств, что является составляющей противодействия преступным посягательствам в этой сфере.
Задачи: изучение уголовно-правового регулирования государственных закупок; выявление проблем уголовно-правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд и формулирование предложений по их устранению; рассмотрение механизма контроля за осуществлением госзакупок; выяснение контрольных функций должностных лиц; определение ключевых проблем, препятствующих эффективной реализации контрольных мероприятий в сфере закупок и дача рекомендаций по повышению эффективности и совершенствованию контроля в рамках контрактной системы.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались общенаучные методы (анализ, синтез), методы юридической науки (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Результаты исследования отличает прикладной характер, направленный на повышение эффективности противодействия преступным посягательствам в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Выводы. Проведенное исследование указывает на наличие неразрешенных проблем в уголовном регулировании государственных закупок. Увеличить эффективность противодействия нарушениям в рассматриваемой сфере возможно при условии повышения контроля должностных лиц за расходованием бюджетных средств.

100-110 199
Аннотация

Актуальность. Анализ судебно-следственной практики и опрос практических сотрудников показали, что квалификация вандализма, совершенного по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении определенной социальной группы (экстремистские мотивы), вызывает ряд сложностей у правоприменителя. Оценочность понятий и отсутствие их толкования способствуют принятию неверных решений и выступают причиной ошибочной квалификации.
Цель – по результатам проведения комплексного анализа признаков экстремистских мотивов, изучения судебных решений и научной литературы разработать обоснованные предложения, способствующие правильной квалификации вандализма, совершенного по исследуемым мотивам.
Задачи: исследовать категориально-понятийный аппарат, составляющий содержание экстремистских мотивов, с целью толкования понятий и выявления дефиниций, вызывающих трудности у субъектов правоприменения и требующих разъяснения на уровне судебного толкования, либо внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. В ходе изучения судебно-следственной практики и научной литературы обратить внимание на моменты, вызывающие сложности при квалификации и сформулировать предложения по их устранению.
Методология. Основой исследования являются общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез) и частно-научные (формально-юридический и социологический).
Результаты. В исследовании проанализированы признаки вандализма, совершенного по экстремистским мотивам, и точки зрения ученых по квалификации рассматриваемых побуждений с учетом разных критериев и сложившейся правоприменительной практики. Также были выявлены пробелы в действующем законодательстве, вызывающие трудности при квалификации вандализма, совершенного из указанных побуждений.
Выводы. На основе судебно-следственной практики и научной литературы в статье сформулированы выводы и внесены научно обоснованные предложения по квалификации вандализма, совершенного по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо ненависти или вражды в отношении определенной социальной группы.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

111-122 279
Аннотация

Актуальность. В последнее время на уровне международного права и законодательства отдельных государств ведется активный поиск новых подходов к обеспечению участия в уголовном процессе ментально уязвимых участников. Однако в российской уголовно-процессуальной науке недостаточно разработаны вопросы определения процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Отсутствие современных концептуальных подходов не позволяет качественно изменить действующее законодательство и затрудняет деятельность правоприменителя на всех стадиях судопроизводства.
Цель - раскрытие проблем нормативного закрепления процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, и определение путей решения этих проблем.
Задачи: раскрыть современные подходы к обеспечению прав когнитивно уязвимых субъектов в уголовном процессе; выявить круг проблем, связанных с нормативным закреплением процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера; сформулировать предложения по изменению действующего уголовно-процессуального закона.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический методы и общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия).
Результаты. Сформулированы предложения по изменению нормативных и доктринальных подходов к определению процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.
Вывод. Российское уголовно-процессуальное законодательство требует существенного реформирования, в результате которого будут скорректированы нормы раздела 2 и главы 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что позволит закрепить дополнительные гарантии прав лиц с психическими расстройствами. Требуется дополнительное изучение позитивного зарубежного опыта в обеспечении правовых интересов таких лиц и разработка новой концепции реализации ими права на справедливое судебное разбирательство.

ПОЛИТОЛОГИЯ

123-134 98
Аннотация

Актуальность. Представление политического порядка в экономической парадигме политического, господствующей в западной политической философии, необходимо предполагает конструирование образа врага как «исключенного другого»; глобальный и универсальный политический порядок, становящийся действительным в процессе глобализации, объявляет врагом фундаментализм и терроризм как главные препятствия своего становления. Актуальной исследовательской задачей является анализ способа представления такого врага и методов его устранения/снятия.
Цель статьи - изучить «парадигматический случай» представления «врага», против которого ведется «новая», то есть «гибридная», война.
Задачи: истолковать связь «фундаментализма» и «терроризма», представленную как существенная, в экономической парадигме политического; выявить способ конструирования определений «фундаментализма» и «терроризма» в горизонте указанной парадигмы, продемонстрировать, что речь идет о конструировании аспектов одного явления; доказать, что познание в данном случае ограничивается конструированием пересекающихся дискурсов, и не может быть понятийным.
Методология. Научное исследование, предмет которого является налично данным в перспективе парадигмы, не может задаться вопросом о способе данности (М. Хайдеггер); тематизация названного вопроса относится к области философского истолкования.
Результаты. В ходе исследования устанавливается, что под «фундаментализмом» понимается нередуцируемость индивидуальных и коллективных ценностей и «естественных общностей», удерживающих священное и апеллирующих к «санкции священного», - к индивидуальным интересам и их ассоциациям: «фундаментализм» представляется как противоположность «принципиальному западному индивидуализму». В статье определяется, что концепт «новой войны» разработан в перспективе цели: снятия препятствий глобальному политическому порядку; структура концепта представляет ряд дискурсов, пересекающихся в фокусе «фундаменталистского исламского терроризма», который представляется как «парадигматический случай» (М. Хардт, А. Негри) врага глобального политического порядка. Выясняется, что речь идет о «внутреннем» и «непризнанном» враге, который определяется как преступник; антитеррористическая война является полицейской операцией, целью которой не является мир; такая война объявляется справедливой войной и является перманентной, превентивной, тотальной.
Вывод. В статье делается вывод, что горизонтом понимания «фундаменталистского исламского терроризма» как врага, выявляемым философским истолкованием и скрытым для дискурсов, является экзистенциальный «вопрос о существовании» (К. Шмитт).

135-148 138
Аннотация

Актуальность. В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы значения исторической памяти о советском национальном наследии для современной молодежи Северного Кавказа, ее роли в гармонизации межэтнических отношений и укреплении межнационального единства. Авторами анализируются представления молодых людей о советской национальной политике, ее достоинствах и недостатках.
Цель исследования состоит в определении характера и направленности влияния советской национальной политики на этнополитическую ситуацию в представлениях молодежи Северного Кавказа.
Задачами исследования стали: определение представлений молодежи о достижениях и недостатках советской национальной политики на Северном Кавказе, характера влияния распада СССР на межнациональные отношения, роли и значения этнотерриториального и этнокультурного фактора в этнополитических процессах в регионе; выявление общего и различий в представлениях о советской национальной политике молодежи русского и кавказских народов.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались основные концептуальнотеоретические подходы к проблеме политизации этничности и этнизации политики, роли памяти об историческом прошлом в формировании национально-государственной идентичности. Эмпирической основой является социологическое исследование представлений молодежи ведущих вузов Северного Кавказа о советском национальном наследии.
Результаты. Представления молодежи Северного Кавказа о советском этапе национальной политики носят фрагментарный и размытый характер. Менее половины респондентов помнят о достижениях и недостатках советской национальной политики, при этом у большинства представителей кавказских народов сохраняется память о депортации. Этнополитическая ситуация в молодежной среде региона в целом характеризуется межнациональным согласием и отсутствием враждебности в межнациональных отношениях, однако сохраняется определенный потенциал конфликтности.
Выводы. Историческая память о советской национальной политике является одним из факторов формирования идентичности современной молодежи, при этом недостаточная сформированность ее когнитивных оснований может стать фактором манипуляций сознанием молодых людей и основой для искажений и фальсификаций истории советского периода. Необходимо формирование представлений молодежи об исторической преемственности национальной политики, разъяснение основ национально-государственного устройства, ценностно-содержательное наполнение представлений молодежи о советском историческом наследии.

149-159 145
Аннотация

Актуальность темы настоящего исследования продиктована все более возрастающей ролью общественных институтов, институтов гражданского общества в России в целом в решении важнейших проблем современного российского государства и российского общества при одновременной недостаточности осмысления политической и социальной роли данных институтов в политических процессах, происходящих во внутренней политике государства в среде научного политологического сообщества. В последние несколько лет снизилась научная активность в отношении исследования данных политических процессов, что требует восполнения данного пробела. Сказанное определило цель исследования и его задачи.
Цель исследования – анализ и выявление приоритетов государственной политики через внедрение в жизнь принятых поправок в области поддержки институтов гражданского общества в современных условиях, что открывает новые возможности для создания стратегических платформ коммуникаций органов государственной власти и институциональных структур гражданского общества.
Задачами исследования стали: анализ роли Общественной палаты Российской Федерации, общественных организаций и структур в процессе выработки и принятия решений по поправкам в Конституцию Российской Федерации и влияние принятых поправок на процесс развития институтов гражданского общества России.
Методологию научного исследования составили общенаучные методы анализа и синтеза информации, метод политического анализа как основной метод исследования. Использованы принципы анализа первичных данных, что позволило сделать самостоятельные выводы. Проанализирована современная научная литература по проблематике исследования, преимущественно опубликованная авторами, которые имеют опыт разработки научно-исследовательских работ по политическим аспектам формирования гражданского общества в Российской Федерации.
Результаты. В процессе проведения исследования получены следующие результаты: во-первых, определены и показаны меры, принятые Общественной палатой Российской Федерации, по реализации конституционных поправок 2020 года; во-вторых, представлены количественные показатели деятельности волонтерских и добровольческих организаций в указанный период.
Вывод. Исследование позволило сделать вывод о росте доверия со стороны общества к деятельности государственных и политических структур и организаций в последнее время.

160-169 158
Аннотация

Актуальность. Информационные и цифровые технологии в XXI веке постоянно трансформируются, совершенствуются, предлагая все больше уникальных возможностей для развития государства и общества. Они уже стали частью государственного управления (электронное правительство, электронное государство) и неотъемлемой частью современного бизнеса. Запущены и активно реализуются стратегии национального развития России: «Национальная технологическая инициатива», «Информационное общество», «Цифровая экономика». Сегодня важнейшей задачей в условиях стремительного информационного развития российского государства и общества становится институционализация государственной политики развития искусственного интеллекта.
Цель исследования – анализ состояния формирования политики государства развития искусственного интеллекта.
Задачами исследования определены: во-первых, изучение состояния исследованности вопросов цифрового развития в политической науке; во-вторых, анализ законодательного обеспечения отношений, возникающих при формировании и развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации; в-третьих, формулирование выводов относительно институциализации государственной политики России в отношение развития искусственного интеллекта. В процессе исследования возможно также решение косвенных научных задач.
Методология научного исследования представляет собой сочетание общенаучных методов исследования и методов, присущих современной политической науке. Речь идет об использовании методов анализа и синтеза информации, интерпретации данных. Использован также метод правового анализа в качестве дополнительного для анализа действующего законодательства в области искусственного интеллекта.
Результаты. Определен уровень разработанности вопросов информационного и цифрового развития российского государства и российского общества в современной политологической науке. Дана оценка уровню разработанности законодательного обеспечения государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, а также уровню институционализированности государственной политики развития искусственного интеллекта в России.
Вывод. Проведенное исследование дает основание для однозначного вывода о начальной стадии институционализации государственной политики развития искусственного интеллекта в России.

170-180 235
Аннотация

Актуальность. Страны Юго-Восточной Азии на современной мировой арене представляют собой не только источник развивающейся экономики, но и источник конфликтности на территории Азии в связи с трансформацией и политизацией исламского движения и проникновения идей «Исламского государства» в социально незащищенные слои населения, чем активно пользуются политики для достижения своих целей, в том числе внешнеполитического характера.
Цель – рассмотреть динамику международного сотрудничества стран Юго-Восточной Азии с учетом религиозного фактора и определить стратегические направления данного взаимодействия.
Задачи: охарактеризовать традиционные направления международных отношений стран Юго-Восточной Азии; провести анализ проявлений политизации ислама во внешнеполитическом курсе стран Юго-Восточной Азии; рассмотреть динамику этнополитических конфликтов на территории Юго-Восточной Азии и показать их связь с группировкой «Исламское государство».
Методология. Метод сравнительного анализа применялся для сравнения внешней политики стран Юго-Восточной Азии; метод системного анализа позволил исследовать взаимосвязь отдельных социально-духовных и политических факторов с общей тенденцией роста влияния мусульманского фактора на внешнюю политику стран Юго-Восточной Азии.
Результаты. В результате анализа внешнеполитических стратегий стран Юго-Восточной Азии было доказано, что Индонезия и Малайзия испытывают сильное влияние мусульманского фактора не только во внутренней, но и внешней политике, что влечет за собой распространение радикального исламизма и терроризма, угрожающего экономическому росту региона и вызывающего тем самым обеспокоенность таких крупных игроков, как США, Китай и Россия.
Выводы. Мусульманский фактор с недавнего времени стал определяющим в политике стран ЮгоВосточной Азии, особенно Малайзии и Индонезии, провозгласившими себя «лидерами мусульман». На этой политической основе была продолжена работа по острой критике стран США и Запада, однако в своем желании побороться за лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе страны Юго-Восточной Азии не одиноки, с ними в этой борьбе за лидерство участвуют Пакистан, Иран и Саудовская Аравия.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

181-194 116
Аннотация

Актуальность Преступления в алкогольной сфере наносят значительный ущерб и государственному бюджету, и народной нравственности. В этой связи актуализируется предметное исследование взысканий за нарушение постановлений о питейном сборе в период действия акцизной системы, схожей с нынешней системой взимания налога с алкоголя.
Цель статьи - раскрыть сущность преступлений и наказаний за нарушение акцизного законодательства в пореформенной России.
Задачи - дать определение преступлению в отношении выделки питей; определить наиболее распространенные виды преступлений и следующие за ними наказания; установить особенности «питейных» взысканий, действовавших в акцизный период.
Методология статьи включает в себя принципы историзма, объективности и системности. Помимо того, в теоретический инструментарий были включены историко-генетический, историко-типологический и историко-правовой методы.
Результаты. Винокуренное производство в период действия акцизной системы выступало основным поставщиком налогов в государственный бюджет. В этой связи законодатель тщательно прописал возможные виды преступлений и следующих за них наказаний. Преступлением по выделке питей признавалось всякое совершенное в процессе производства алкоголя противозаконное деяние, независимо от того, было ли оно совершено намеренно или по неосторожности. Виды питейных преступлений были разнообразны: устройство заводов лицом, не имевшим на то прав, приготовление напитков в неустановленных местах или в большем (меньшем) количестве, чем определено в разрешительных документах, незаконные действия в отношении винокуренного оборудования или материалов. Дела по нарушению постановлений о питейном сборе, в зависимости от тяжести деяния, подлежали решению административным, судебно-полицейским или судебным порядками. В качестве наказаний применялись денежное взыскание, арест, тюремное заключение, лишение прав на приготовление питей, отнятие всех особенных как лично, так и по состоянию присвоенных прав, ссылка в отдаленные губернии на определенный срок.
Вывод. Оговоренные в «Положении о питейном сборе» и усовершенствованные в последующих законодательных актах взыскания были направлены на предотвращение попыток посягнуть на имевший исключительное значение в системе российских финансов питейный сбор.

195-205 160
Аннотация

Актуальность. В настоящее время внимание исследователей социальной политики Российской империи в основном привлекают денежные выплаты солдаткам во время Первой мировой войны. Данная статья призвана изучить и обобщить накопленный опыт призрения семейств нижних чинов запаса и ратников государственного ополчения, призванных по мобилизации во время Русско-японской войны 1904– 1905 годов.
Целью исследования является рассмотрение деятельности местных властей и обществ, к которым были приписаны мобилизованные.
Задача – изучение реализации «Временных правил о призрении семейств чинов запаса и ратников государственного ополчения, призванных в военное время на службу» от 25 июня 1877 год: порядок назначения, размер пособия, специфика регионального применения.
Методология. Методологической основой исследования являются общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные исторические методы (системный и сравнительно-исторический метод).
Результаты. Впервые положение о призрении солдатских семей было прописано в воинском уставе, утвержденном 1 января 1874 год. Однако размер, формы и методы призрения были законодательно закреплены только во «Временных правилах…» от 25 июня 1877 года. Их реализация уже во время Русскотурецкой войны 1877–1878 годов вызвала нарекания со стороны земских и городских властей. Однако какого-либо радикального изменения действующего закона не последовало, поскольку правительство посчитало накопленный опыт реализации закона недостаточным, из-за незначительного числа мобилизованных. Однако призрение солдатских семей на основании «Временных правил…» во время Русскояпонской войны 1904–1905 годов привело к массе жалоб со стороны солдаток, нижних чинов и местных властей.
Выводы. Призрение семейств нижних чинов запаса и ратников государственного ополчения на основе «Временных правил…» от 25 июня 1877 года доказало их несостоятельность даже в условиях частичных мобилизаций, что привело к последующей разработке нового закона о призрении солдатских семей.

206-215 132
Аннотация

Актуальность нашего научного исследования обусловлена неизменной популярностью велосипедного спорта не только в России, но и в мире в целом. Свидетельством тому являются ежегодные чемпионаты мира, проводимые под руководством Международного союза велосипедистов (UCI), а также Олимпийские игры, где велогонки привлекают большое количество болельщиков и почитателей этого вида спорта в течение уже более ста лет. Интерес представляет история зарождения этого вида спорта не только в столичных городах, но и в провинции, так как немало именитых спортсменов являются выходцами из малых городов России.
Целью научного поиска является исследование исторических фактов, связанных с зарождением велосипедного спорта в Курске конца XIХ – начала ХХ века.
Задача исследования заключается в изучении и анализе архивных и иных материалов, посвящённых организации и зарождению первых спортивных обществ любителей велосипедного спорта, которые заложили основы для его становления и развития в Курской губернии в конце XIХ – начале ХХ века.
Методология. Методологическая основа научного исследования базируется на принципах историзма и объективности. В статье использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Результаты. Зарождение велоспорта в губернском городе Курске конца XIХ – начала ХХ века шло нелёгким путём. Первым организатором циклодрома (велодрома), где обучали желающих катанию на двухколёсном велосипеде за определённую плату, было частное лицо. Несмотря на приложенные усилия по привитию интереса публики к велосипедному спорту это начинание потерпело крах. Следующая попытка продвижения и развития велоспорта связана с «Курским обществом велосипедистов-любителей», которое имело официальный статус, получило всестороннюю поддержку со стороны городских властей и купечества, проводило соревнования местного и междугороднего уровней. Однако конфликт с городской думой привёл к провалу и этого предприятия.
Выводы. Зарождение велоспорта в Курской губернии конца XIХ – начала ХХ века шло нелёгким путём взлётов и падений. Однако в том, что из состязаний, проводимых велосипедистами-любителями, вышли первые чемпионы города, уже заключалась победа велоспорта Курского края. Эти небольшие победы позволили в дальнейшем воспитать на курской земле велосипедистов, будущих чемпионов мира и Олимпийских игр.

216-227 107
Аннотация

Актуальность статьи заключается в том, что проводится анализ архивных документов, которые раскрывают выставочную деятельность Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества во второй половине XIX – начале XX века. Данные материалы ранее не публиковались и не анализировались в отечественных исследованиях. Работа подтверждает то, что научная организация создавала благоприятные условия для знакомства горожан с предметами искусства. Исследование позволяет раскрыть содержательную сторону художественных событий в городах Байкальской Сибири.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю организации художественных мероприятий ВСОИРГО во второй половине XIX – начале XX века.
Задачами данной работы являются: на основе документов Государственного архива Иркутской области провести анализ статей и заметок в городских газетах, афиш, объявлений о деятельности ВСОИРГО; выделить трудности и особенности в процессе организации художественных мероприятий.
Методология. Статья опирается на принципы историзма, системности и научной объективности. Используется историко-генетический и проблемно-хронологический методы. Результаты. В исследовании по материалам Государственного архива Иркутской области представлена история организации художественных мероприятий ВСОИРГО в городах Байкальской Сибири второй половины XIX – начала XX века. Отмечено то, что научная организация проводила художественные выставки, которые знакомили жителей с работами сибирских и иностранных мастеров.
Выводы. В результате исследования было доказано то, что деятельность ВСОИРГО влияла на развитие художественного пространства Байкальской Сибири, на процесс приобщения жителей к предметам искусства во второй половине XIX – начале XX века. Анализ исторических источников показал особенности и трудности в организации мероприятий, представил жизнь и деятельность сибирских и иностранных художников, художественные направления. В статье проведён анализ содержательной стороны не исследуемых ранее исторических источников, что даёт возможность рассмотреть выставочную деятельность научной организации с разных сторон.

228-236 97
Аннотация

Актуальность. В современной исторической науке еще недостаточно исследованным аспектом остается опыт организации советской торговли, являвшейся важным показателем уровня социально-экономического развития государства. Особый интерес в этой связи представляет региональная специфика реализации продовольственных товаров, обеспечивавших удовлетворение первичных потребностей населения в пище. В 1965–1985 годах в СССР активное развитие получили различные отрасли пищевой промышленности, что свидетельствовало о растущем спросе среди населения на продукты питания. Анализ положительных результатов и недочеты в работе торговых предприятий рассматриваемого периода может стать подспорьем для более качественного развития торговли в современной России. В свою очередь, проблема реализации такого ценного вида товаров, как мясо, будет являться ярким примером в данном вопросе.
Цель работы заключается в обобщении исторического опыта реализации мяса в торговых предприятиях Курской области.
Задача исследования – проанализировать деятельность государственных структур, направленную на решение проблемы продажи мяса населению Курской области.
Методология. Статья основана на принципах историзма системности, научной объективности. Также используются такие методы, как: логический и исторической ретроспективы. Все это предполагает объективный анализ изученных архивных документов и опубликованных источников с применением проблемно-хронологического метода.
Результаты. Разработка данной проблемы способствует системному изучению развития торгового обслуживания населения в 1965–1985 годы в российской провинции. Анализ проблемы позволяет расширить представление о торговле мясом как одним из товаров повышенного спроса. В результате исследования появляется возможность применения в дальнейшем исторического опыта и недопущения уже изученных ошибок для наиболее качественного реформирования торговли в современной России.
Выводы. Исследованный опыт организации реализации мяса в рассматриваемом регионе указывает на множество недостатков в функционировании продовольственной торговли. При новых масштабных идеях реформирования экономики в 1965–1985 годы не удалось качественно обеспечить население востребованным товаром.

237-246 120
Аннотация

Актуальность. Совершенствование системы городского пассажирского транспорта – одно из важнейших направлений развития современных городских агломераций. От качества внутренних городских транспортных артерий зависит уровень мобильности их жителей, а следовательно, и уровень деловой и экономической активности. При этом на современном этапе важны не только мобильность и скорость, но и экологичность. В этом отношении троллейбус – транспорт будущего. Однако это утверждение требует уточнений. Так, в Курске основы троллейбусной сети разрабатывались и закладывались еще в конце 1960-х годов. За более чем полвека город серьезно изменился, а троллейбусы продолжают активно функционировать. Поэтому для решения имеющихся в настоящее время проблем в развитии данного вида городского пассажирского транспорта необходимо учитывать условия, в которых он создавался, что и определяет актуальность настоящей работы.
Цель – раскрыть историю создания и основные этапы развития троллейбусного сообщения в городе Курске в конце 1960-х – начале 1980-х годов.
Задачи: на основе изучения комплекса исторических источников показать проблемы, с которыми столкнулись городские власти при строительстве первой троллейбусной линии, а также показать основные этапы развития данного вида пассажирского транспорта в городе Курске в 1970-е – первой половине 1980-х годов.
Методология. При написании работы авторы опирались на основополагающие методы исторической науки (принципы историзма и объективности), а также на ряд конкретно-исторических и общенаучных методов (аналитический, сравнительно-исторический и пр.).
Результаты. В настоящее время в региональной историографии отсутствуют какие-либо обобщающие научные работы по истории курского троллейбуса. Данная работа раскрывает основные этапы становления и первых лет работы данного вида городского транспорта.
Вывод. Создание курского троллейбуса проходило в условиях отсутствия должной согласованности между различными организациями и конторами, осуществлявшими подготовку его запуска. Во многом это определило будущие проблемы данного вида общественного транспорта в городе, а также медленные темпы его дальнейшего развития, в том числе и в настоящее время.

247-257 171
Аннотация

Актуальность. Трезвенное движение – уникальная форма протеста народных масс против откупного произвола. Исследование его имеет давние традиции. Однако ряд аспектов изучен явно недостаточно. Безусловную злободневность и значимость для понимания существа процесса обновления России в период правления Александра II имеет научный анализ народного единства и стойкости в противодействии откупному произволу.
Цель статьи – раскрыть истинные причины народного единства и стойкости в отказе пить откупное вино в 1858–1859 годы.
Задачи. Сформулированная цель была конкретизирована в следующих задачах: раскрыть основания для возникновения трезвенного движения в России; продемонстрировать размах народного протеста; объяснить реакцию правительства на отказ от покупки откупного вина; объяснить существо народного протеста.
Методология. Статья написана с помощью контекстно-исторического метода, предоставившего возможность вписать трезвенное движение в контекст общественных процессов середины XIX века., историко-генетического, раскрывающего суть народных обетов, историко-сравнительного метода, нацеливающего на поиск идентичных общественных конфликтов.
Результаты. Авторы указывают, что ожидаемая много лет отмена винных откупов в 1858 году не состоялась, объявлены очередные откупные торги. Откупщики использовали последнее откупное четырехлетие для умножения собственных доходов, цена алкоголя выросла. Подорожание спиртного народ воспринял как личное оскорбление. Европейскую часть страны охватило трезвенное движение, выразившееся в пассивном и открытом противодействии откупщикам. Протестная активность грозила казне недобором. Правительство предприняло меры по сдерживанию народного протеста, вплоть до введения военных команд в охваченные питейными бунтами губернии.
Вывод заключается в том, что трезвенное движение явилось зримым подтверждением конфликта между откупщиками и народом. Народ проявил единство и стойкость в противодействии откупщикам, восприняв удорожание спиртного как личное оскорбление. Желая снять социальный конфликт, верховная власть заменила откупа акцизом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1501 (Print)