ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Современные вызовы в сфере национальной безопасности требуют усиления координационной деятельности между органами государственной власти и иными субъектами права. В условиях усложняющейся политико-правовой среды координация приобретает статус системообразующего механизма в обеспечении национальных интересов. Необходимость научного осмысления правовых основ координации обусловлена как практической значимостью, так и недостаточной проработанностью концептуального и нормативного аспекта этого явления.
Цель ‒ определение сущности координационной деятельности в правовом измерении и обоснование её ключевой роли в системе правового обеспечения национальных интересов.
Задачи: раскрыть содержание понятий «координация» и «взаимодействие»; определить специфику правового обеспечения координации; выявить и проанализировать нормативные акты, в которых выражена координационная функция в контексте национальной безопасности.
Методология. Методологическую базу исследования составили как общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция), так и специальные юридические методы: формально-юридический метод (анализ норм права), сравнительно-правовой (сопоставление норм, регулирующих координационную деятельность), системный подход (выявление взаимосвязей между правовыми механизмами в сфере обеспечения национальных интересов), а также интерпретационный метод (толкование нормативных положений).
Результаты. Показана взаимосвязь координационной деятельности и национальных интересов через призму нормативно-правового регулирования. Установлено, что координация в сфере обеспечения национальных интересов опосредована системой правовых средств, закреплённых в Конституции Российской Федерации, указах Президента и отраслевом законодательстве.
Вывод. Координационная деятельность представляет собой форму согласованного правового взаимодействия субъектов государственной власти, требующую дальнейшего нормативного оформления и институционального укрепления для повышения эффективности правового обеспечения национальных интересов.
Актуальность. В представленной статье исследуются законодательные акты, регламентирующие межевание и межевой процесс на Руси в XVI‒ХVII веках. В указанный период происходило проникновение земельно-распорядительных отношений в военную, социальную и экономическую сферы деятельности государства. Актуальность настоящего исследования заключается в комплексном рассмотрении института межевания на Руси времен XVI‒XVII веков во взаимосвязи с земельно-распорядительными отношениями, а также с учетом социально-экономических факторов и политических условий в контексте исторических фактов и событий того времени.
Целью настоящего исследования является установление круга основных законодательных актов в области правового регулирования института межевания, а также выявление на их основе особенностей развития института межевания как неотъемлемой части земельных отношений в Русском государстве в XVI‒XVII веках.
Задачи: проанализировать законодательные акты в области правового регулирования межевания; определить место института межевания и межевого процесса в сфере земельно-распорядительных отношений Русского государства XVI‒XVII веков; выявить особенности нормативного закрепления межевых узаконений в указанный период.
Методология. Методологическая основа исследования представлена общенаучными методами познания, а также методами правовой науки: историко-правовым методом, формально-юридическим и сравнительно-правовым методами.
Результаты научного исследования свидетельствуют о том, что действовавшая система межевых узаконений XVI‒XVII веков представлена значительным количеством нормативных актов, центральное место из которых занимают Соборное уложение 1649 года, а также писцовые наказы 1681, 1683 и 1684 годов, содержащие основной массив норм земельно-распорядительного и межевого характера.
Выводы. В целом можно сделать вывод, что на протяжении XVI‒XVII веков имеет место эволюционный характер развития института межевания с учетом конкретных исторических условий, а также социально-экономических и политических факторов. Земельное законодательство XVI‒XVII веков формировалось в контексте развития межевого законодательства.
Актуальность. Большая законопроектная работа, проводимая научно-исследовательскими учреждениями на протяжении не одного десятка лет, усилия научного сообщества, федеральных государственных органов, высших судебных инстанций, к сожалению, до сих пор не привели к созданию чёткой и единообразной дефиниции нормативных правовых актов. Закрепившие это понятие в региональном законодательстве субъекты Российской Федерации также не смогли его унифицировать. Обширная судебная практика по оспариванию нормативных правовых актов и продолжающаяся научная дискуссия о их сущности и содержании предопределили необходимость проведения данного исследования.
Цель исследования – разработать дефиницию нормативно-правового акта, которая охватывала бы всевозможные их виды и уровни.
Задачи: проанализировать варианты дефиниций нормативных правовых актов, предложенные научным сообществом, федеральными и региональными органами государственной власти, странами постсоветского пространства для выявления и обобщения их существенных признаков.
Методология. При написании работы были использованы историко-правовой, формально-логический, системно-структурный, лингвистический методы, а также метод экспертных оценок, методы синтеза и анализа.
Результаты. В ходе исследования были выявлены существенные признаки нормативного правового акта и сформулирована его дефиниция, которая охватывает все виды этого источника (формы) права.
Вывод. Для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений и обеспечения научной дискуссии, основанной на понятных и однозначных терминах, целесообразно законодательно закрепить дефиницию нормативных правовых актов, что существенно облегчит их систематизацию, процесс их создания и применения, а также разграничение с актами, имеющими некоторые их признаки.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Управленческая и иная деятельность в сфере обеспечения национальной безопасности должна осуществляться на надлежащей теоретико-методологической основе, что требует определения содержания таких ключевых категорий, как «национальные ценности» и «национальные интересы». Гармонизация национальных ценностей и национальных интересов осуществляется прежде всего посредством разработки документов стратегического планирования, определяющих исходя из национальных ценностей национальные интересы. Однако на сегодняшний день в доктрине отсутствует единый унифицированный подход к определению сущности и содержания данной категории.
Цель. Определение содержания и формулирование понятия национальных интересов как фундаментальной категории в сфере обеспечения национальной безопасности.
Задачи: проанализировать доктринальные и нормативные подходы к определению сущности и содержания категории «национальные интересы»; исходя из соотношения с категорией «национальные ценности» определить место национальных интересов в системе национальной безопасности.
Методология. При подготовке работы использовались методы анализа и синтеза, общенаучный метод изучения правовых явлений и процессов, общенаучные (логические) приемы.
Результаты. Установлены сущность и содержание категории «национальные интересы» как системообразующего элемента национальной безопасности, что определяет организацию государственного управления в данной сфере на основе ценностно-ориентированного подхода; определены основные механизмы гармонизации национальных ценностей и национальных интересов.
Вывод. Национальные интересы следует рассматривать как формирующуюся на основе национальных ценностей динамическую систему приоритетов целеполагания, которые необходимо достичь для утверждения и защиты национальных ценностей. Национальные интересы определяют стратегические направления развития российского общества и конкретные приоритеты деятельности по их обеспечению и защите. Находясь в гармонии, национальные ценности и интересы являются факторами, определяющими мировоззрение управленческой деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Актуальность. Арбитражные управляющие в рамках участия в признании различных видов должников банкротами выявляют ежегодно признаки преднамеренного характера банкротства в нескольких тысячах процедур. Правоохранительные органы также выявляют преступления, связанные с неправомерными действиями при банкротстве, фиктивным и преднамеренным банкротством – несколько сотен случаев в год.
Цель состоит в поиске правового механизма, позволяющего транслировать в уголовный процесс заключения о преднамеренном характере банкротства, сделанные в рамках арбитражного процесса.
Задачи: исследовать соответствующую правоприменительную практику, сравнив сделанные выводы, положенные в основу приговоров и решений, вынесенных по одним и тем же обстоятельствам арбитражными и уголовными судами; провести сравнительный анализ подходов к квалификации характера банкротства как преднамеренного; предложить меры по гармонизации и синхронизации таких подходов, а также меры по обеспечению сквозного применения одного и того же решения (вывода) в арбитражном и уголовном процессе.
Методология. Основу исследования составили такие методы, как формально-юридический и сравнительно-правовой. Также применялись методы анализа, описания, обобщения, системно-структурный, статистический и математический.
Результаты. В статье проанализированы статистические данные о квалификации банкротства как преднамеренного: с одной стороны, арбитражными управляющими, с другой стороны – следственными и судебными органами. Авторами вскрыты причины, по которым наблюдается существенная разница в количестве процедур, квалифицированных как преднамеренные, с точки зрения каждой из таких сторон. Выявлены общие подходы к квалификации в таких процессах одного и того же противоправного деяния.
Вывод. На основании результатов научного анализа даны предложения по унификации применяемых подходов и синхронизации имеющейся методологической базы. Сформулированы предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, которыми устанавливаются отраслевые процессуальные нормы и определяются признаки преднамеренного характера действий тех или иных лиц.
Актуальность. Конфликт интересов представляет собой неоднородную и сложную проблему, затрагивающую широкий круг общественных отношений, в частности, в области осуществления публичных закупок. Важно отметить, что закупочное пространство традиционно рассматривается как наиболее подверженное различным правонарушениям, в том числе затрагивающим коррупционный элемент. Данный факт обуславливает необходимость формирования целостной системы правового регулирования конфликта интересов, направленной на его выявление и урегулирование на любой стадии осуществления закупочной процедуры.
Целью статьи является раскрытие сложившихся в России подходов к правовому регулированию конфликта интересов в публичных закупках и определение универсальных правовых средств, направленных на его выявление и урегулирование.
Задачи статьи состоят в анализе и сравнении действующих законодательных подходов к регулированию конфликта интересов в контексте дуальной системы отечественных закупок, а также обосновании практической эффективности применения принципа фактического контроля через призму описания конкретных ситуаций.
Методология статьи состоит из диалектического метода, системы общенаучных методов (таких как анализ, аналогия, синтез и моделирование), а также формально-юридического метода.
Результаты исследования характеризуются теоретико-прикладным содержанием, направленным на формирование научного представления о системе правового регулирования конфликта интересов в публичных закупках и средствах по его контролю, в том числе путем применения отраженного в судебной практике принципа фактического контроля.
Вывод. Автор исследования приходит к выводу о необходимости выявления и урегулирования конфликта интересов в публичных закупках путем применения содержательного подхода, отраженного в таком инструменте внешнего контроля за конфликтом интересов, как принцип фактического контроля.
Актуальность. Цифровая трансформация финансовой системы требует переосмысления традиционных форм денег. В статье исследуется внедрение цифрового рубля как третьей формы национальной валюты в России. Цифровой рубль рассматривается в его взаимодействии с традиционными формами денег (наличными и безналичными). Особое внимание уделено правовому статусу цифрового рубля, который, согласно действующему законодательству, формально относится к безналичным средствам, но при этом обладает уникальными характеристиками, позволяющими отнести его к отдельной форме денег. Неопределённость в регулировании и необходимость минимизации рисков делают исследование особенно значимым.
Цель ‒ проанализировать правовые и функциональные особенности цифрового рубля, его роль в трансформации денежной системы России, а также оценить перспективы его сосуществования с традиционными формами денег.
Задачи. Основными задачами статьи являются: определение правового статуса цифрового рубля, выявление функциональных различий между цифровым рублём, наличными и безналичными средствами, оценка влияния внедрения цифрового рубля на структуру денежной системы России.
Методология. Исследование основано на сравнительно-правовом анализе законодательства России и доктринальных позиций ученых правоведов и экономистов, анализе статистических данных Банка России, а также на системном подходе к изучению функций денег.
Результаты. В статье выделены ключевые различия между формами денег: цифровой рубль сочетает преимущества наличных (мгновенные P2P-платежи, доступность) и технологические возможности безналичных средств (безопасность, прозрачность).
Вывод. Внедрение цифрового рубля не приведет к полному вытеснению существующих форм, но трансформирует денежную систему, сократив долю наличных и перераспределив роль безналичных средств. В статье делается акцент на необходимость дальнейших правовых исследований, которые будут способствовать минимизации рисков и формированию эффективных механизмов правового регулирования.
Актуальность. Рассматриваются отдельные аспекты категории «доверительное управление имуществом в силу закона» как проявления особых случаев вмешательства законодателя в волеизъявление собственника. Это актуально в современной ситуации увеличения законодательных оснований для учреждения доверительного управления. Основания, в свою очередь, тесно связаны с причинами и целями учреждения доверительного управления.
Цель исследования состоит в обосновании социальной обусловленности учреждения доверительного управления в силу закона ввиду особых целей, поставленных законодателем в том или ином конкретном случае.
Задачи исследования: выявить особенности социальной направленности института доверительного управления в силу закона; сформулировать цели доверительного управления применительно к различным законным основаниям его учреждения и определить их значение.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались методы системного анализа, сравнения, а также методы формальной логики, обобщения достижений юридической доктрины.
Результаты исследования носят теоретический характер и состоят в исследовании проблематики целевого блока учреждения доверительного управления в силу закона с одновременным доказательством широко понимаемой социальной обусловленности целей доверительного управления.
Вывод. Доверительное управление имуществом собственника при его патронаже и имуществом безвестно отсутствующего лица преследует исключительно социальные цели, направленные на обеспечение соблюдения имущественных прав и интересов лица, которое само по ряду прямо указанных в законе причин не может осуществить свои права и исполнить обязанности. В то же время необходимость преумножения стоимости наследственного имущества вследствие доверительного управления указывает на экономический характер целей его учреждения наравне с социальными. Для некоторых видов доверительного управления по закону характерны дополнительные, наряду с социальными, государственно-общественные или экономико-управленческие цели.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Актуальность. Неопределенность содержания понятия «посягательство» в контексте статьи 295 Уголовного кодекса Российской Федерации препятствует формированию единообразного подхода к оценке и пониманию объективной стороны указанного состава преступления. Данное обстоятельство подрывает принцип правовой определённости и может привести к неоднозначной квалификации, снизив тем самым эффективность уголовно-правовой защиты указанной нормы.
Целью исследования является всесторонний анализ отдельных теоретических и практических аспектов применения статьи 295 Уголовного кодекса Российской Федерации в части, касающейся производства предварительного расследования.
Задачи: анализ действующего уголовного законодательства в части регулирования ответственности за посягательства на жизнь должностных лиц, осуществляющих производство предварительного расследования; исследование подходов к определению понятия «посягательство»; установление особенностей объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 295 Уголовного кодекса Российской Федерации; формулирование авторского определения понятия «посягательство» применительно к статье 295 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методология. В представленном научном исследовании применялись анализ нормативно-правовых актов, формально-юридический, доктринальный, историко-правовой, социологический и логико-юридический методы.
Результаты. Раскрыто содержание ключевых признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 295 Уголовного кодекса Российской Федерации. выявлена неоднозначность в теоретическом понимании термина «посягательство» применительно к статье 295 Уголовного кодекса Российской Федерации, обусловленного отсутствием его законодательно закрепленного и сформулированного определения.
Заключение. Автором сформулировано определение понятия «посягательство» как деяния, предусмотренного статьей 295 Уголовного кодекса Российской Федерации в части, касающейся должностных лиц, осуществляющих производство предварительного расследования. Сделан вывод о высокой степени общественной опасности данного вида преступлений и предложено дополнение существующего акта интерпретации соответствующими пояснениями, содержащими определение термина «посягательство».
Актуальность. Интерпретация в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей таких объектов уголовно-правовой охраны, как права и свободы человека, нормальный уклад половых отношений, интересы семьи и воспитания несовершеннолетних, позволяет выявить особенности их содержания, которые в настоящий момент либо недооцениваются, либо игнорируются, что создает предпосылки для уточнения и конкретизации системы мер их уголовно-правовой защиты.
Цель исследования – выявить такое ценностное содержание некоторых прав и свобод человека в качестве объектов уголовно-правовой охраны, которое способствовало бы раскрытию их гуманистического потенциала и установлению оптимального баланса личных и общественных интересов.
Методология. При написании работы использовались методы анализа и синтеза, общенаучные (философские, логические) приемы и инструментарий системного подхода.
Результаты. На основе предложенной С.А. Левицким концепции противопоставления отрицательной и положительной свободы, а также учения Русской православной церкви предлагается дополнить определение объекта преступлений как тех или иных прав и свобод: права на свободу слова и выражения мнений, свободу творчества, свободу союзов и собраний ‒ указанием на содержательный компонент соответствующего права или свободы. В частности, свобода слова должна распространяться только на такую информацию, которая не причиняет вреда интересам личности, общества и государства, наполняет само понятие свободы слова позитивным содержанием. Если создается или распространяется информация, содержание которой не наносит вреда, то ее ограничение следует признавать нелегитимным; если же создается и распространяется деструктивная информация, то гарантии свободы слова на нее не распространяются ввиду отсутствия самой «положительной свободы» как защищенного блага.
Вывод. В контексте объектов уголовно-правовой охраны целесообразно обратить особое внимание на авторитет государства. Посягательство на авторитет государства как на ценность есть одновременно посягательство и на социально-психологическое благополучие населения страны, его ценностные ориентиры и на безопасность самого государства.
Актуальность. Судимость как категория уголовного права влечет за собой и общеправовые последствия для осужденного в прошлом гражданина, действующие и после ее погашения или снятия. В работе анализируются правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные за прошлый год по положениям действующего и нового законодательства, устанавливающего тот или иной запрет в отношении лиц, имевших судимость.
Целью исследования является определение тенденций правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации в части уже имеющихся и вводимых правотворцем новых общеправовых ограничений, применяемых к ранее судимым гражданам.
Задачи: подвергнуть критическому осмыслению содержательную часть решений Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенных по жалобам бывших осужденных, оспаривающих конституционность отдельных законоположений, поражающих их в гражданских правах.
Методология. При написании работы научный инструментарий включал в себя методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также формально-юридический, системно-аналитический, формально-логический методы и метод анализа судебной практики.
Результаты исследования включают формулирование правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно ограничений некоторых общегражданских прав по признаку судимости.
Вывод. Отдельные решения Конституционного Суда Российской Федерации, предметом рассмотрения которого стали вопросы неконституционности правовых норм, ограничивающих экс-осужденных в их гражданских правах, вызывают критическую оценку. Некоторые из пожизненных ограничительных мер, с которыми соглашаются судьи, являются чрезмерными и недифференцированными; их введение оправдывается сложившейся практикой, однако ее порочность не получает оценку. Выводы о допустимости общеправовых запретов основаны на предположении о том, что ранее судимые граждане могут вновь совершить преступление. При постановлении решений, в которых признаются конституционными положения с ограничениями к судимым в прошлом лицам, не учитывается категория, тяжесть и субъективная сторона тех посягательств, совершение которых и повлекло за собой судимость. Подобная практика ограничения конституционных прав и свобод не отвечает требованиям справедливости и не соответствует самому понятию как временному правовому состоянию осужденного.
Актуальность. Оценка фактического состояния насилия в сфере семейно-бытовых отношений в России является сложной задачей. Статистические данные, предоставляемые правоохранительными органами, хотя и являются важным инструментом статистического анализа, зачастую не в полной мере отражают реальную картину. Для более полной оценки масштабов и характера данной проблемы требуется проведение детального криминологического исследования.
Целью исследования является дополнение существующего криминологического знания о состоянии насильственной преступности в сфере семейно-бытовых отношений, а также причинах, ее детерминирующих.
Задачей исследования является выявление реального состояния насильственной преступности в сфере семейно-бытовых отношений в России и ее регионах на основе анализа результатов проведенного социологического опроса.
Методология. Основой исследования послужил социологический метод – опрос в форме анкетирования. Анализ результатов опроса и формулирование выводов осуществлены с применением общенаучных и частно-научных методов познания: статистического, системного, формально-логического, анализа и синтеза.
Результаты. В статье приведены результаты ответов респондентов на вопросы об их отношении к исследуемой проблеме, осуществлена классификация детерминирующих факторов насилия в сфере семейно-бытовых отношений, проанализирована степень осведомленности участников исследования относительно различных форм его проявления. Проведен анализ мнений относительно легитимности применения насилия в целях воспитания или заботы одних членов семьи о других, а также исследована степень эффективности существующих мер профилактики насилия.
Выводы. Результаты исследования демонстрируют корреляционную связь между уровнем официально зарегистрированной преступности в сфере семейно-бытовых отношений в различных федеральных округах и результатами ответов на вопросы анкеты. Выявлена степень доверия респондентов к правоохранительным органам при разрешении случаев насилия в сфере семейно-бытовых отношений.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Актуальность. В условиях трансформаций многополярного мира актуализируется вопрос о наиболее эффективных путях и методах межгосударственной интеграции стран и народов планеты.
Целью исследования выступает анализ концептуальной основы современных международных интеграционных проектов с участием Российской Федерации.
Задачами исследования являются: систематизация научных преставлений о методах и направлениях межгосударственной интеграции в условиях многополюсного мира, определение потенциала и перспектив неоимперских геополитических проектов в период глобализации, уточнение значения концепции Союзного государства в деле построения нового мирового порядка.
Методология. При решении задач исследования нашли применение структурно-функциональный, исторический, компаративистский методы. Для уточнения роли неоимперских геополитических проектов в эволюции современного мирового порядка использовались диалектический подход, принципы и положения конфликтологического и конструктивистского научных методов. В целях аналитической обработки эмпирических источников применялся метод контент-анализа.
Результаты исследования. Столкновение политико-экономических интересов ведущих мировых держав и транснациональных акторов побуждает участников мирового политического процесса к поиску эффективных форм и технологий геополитической борьбы. Одной из них выступает применение концепта неоимперской гегемонии в целях консолидации союзных и подконтрольных государств вокруг какого-то из претендентов на мировую или региональную гегемонию. Ряд исследователей аргументирует наличие неоимперского потенциала в реализации проекта Союзного государства России и Белоруссии.
Выводы. Выявлены существенные отличия между инициированными атлантическими элитами проектами неоимперской внешней политики и форматом современной российско-белорусской интеграции. Определено, что принципиальным параметром создания объединения России и Белоруссии выступает соблюдение принципов равноправия и прагматизма в двусторонних отношениях. Аргументируется перспектива превращения опыта создания Союзного государства в пример для формирования интеграционных инициатив в различных регионах земного шара.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность. Статья посвящена исследованию отходничества как фактора изменений в характере потребления алкоголя крестьянским населением пореформенной России. Актуальность темы определяется необходимостью изучения последствий отмены крепостного права и отмены откупов, включая перемены в культуре пития. Несмотря на то, что факт увеличения потребления алкоголя среди отходников уже отмечался в отечественной историографии, механизмы и характер этой связи остаются недостаточно осмысленными.
Цель работы – рассмотрение отходничества как специфического фактора пореформенного времени, обусловившего изменение характера потребления алкоголя крестьянами.
Задачи: охарактеризовать особенности и типологию отходничества; установить причинно-следственную связь между вовлечением в отхожие промыслы и изменением алкогольных практик; указать функции алкоголя в среде отходников, повлекшие трансформацию традиционных алкогольных практик.
Методология исследования включает принципы историзма, научной объективности и системности, дополненные анализом статистических данных об отходничестве и потреблении алкоголя (статистический метод) и изучением источников, по которым реконструировались мотивы и обстоятельства потребления алкоголя отходниками (нарративный метод).
Результаты. Отмена крепостного права, малоземелье и низкие доходы толкали крестьян на промыслы, разрушая привычные социальные связи. В условиях тяжелого физического труда, оторванности от общины и семьи алкоголь приобретал для отходников новые функции: он служил стимулятором для поддержания работоспособности, средством психологической разрядки, способом преодоления стресса, а также элементом групповой солидарности и адаптации в новой социальной среде.
Вывод. Отходничество выступило мощным фактором, трансформировавшим традиционную спорадическую культуру пития крестьянством в систематическое потребление алкоголя в отходе, связанное с необходимостью адаптации в изменившейся социально-экономической обстановке. Этот процесс оказал существенное влияние на социальную структуру пореформенной России.
Актуальность. В современной практике международных контактов оформился новый тренд, который отбрасывает прежнюю толерантность, а предыдущий исторический опыт взаимодействия стран и народов, стереотипы коллективной памяти становятся важнейшей основой, на которой выстраивается современная конфигурация связей. Реконструкция истоков этих отношений, их качества и характера представляется весьма актуальной.
Целью исследования является восполнение представлений об интенсивности и направленности культурных и дипломатических контактов России и Индии в XVII‒XIX веках, а также вопрос о том, как они повлияли на современные отношения двух стран.
Задачи: на основе анализа большого корпуса документов Посольского приказа создать ретроспективу ключевых событий русско-индийских культурных и дипломатических контактов на протяжении XVII‒ XIX веков; отдельно проанализировать группу документов, отражающих научные взгляды Герасима Лебедева, основателя русской индологии.
Методология. При проведении исследования автором применялись принципы объективности и историзма. Для решения поставленных задач использовались историко-генетический, историко-сравнительный, ретроспективный методы.
Особое внимание в анализе текста уделено стилистике и тону документов, которые доказывают, что русско-индийские отношения изначально мыслились как дружеские и партнерские, никогда не имели и следа колониального превосходства.
Результаты. Изучение уникальных источников позволило реконструировать российско-индийские связи на протяжении долгого исторического времени, показать позитивное влияние стереотипов коллективной памяти народов России и Индии на современные отношения двух стран, которые являются привилегированными стратегическими партнерами.
Выводы. Исторические контакты России и Индии на протяжении XVII‒XIX веков нельзя считать лишь занимательными, но малозначимыми эпизодами. Это хорошо оформленное направление в российской внешней политике. Контакты этого периода чрезвычайно важны, поскольку в них сформировались цели контактов двух стран, представление народов друг о друге, представление о чертах национального характера, степень уважения народов друг к другу, что повлияло на современные связи России и Индии.
Актуальность. Исторический опыт участия молодежи в восстановлении разрушенных войной предприятий достаточно полно отражен в научной литературе. Но продолжают оставаться малоизученными отдельные аспекты реализации молодежных инициатив на транспорте с учетом региональной специфики. Объективный анализ деятельности локомотивных бригад Курского железнодорожного узла, работавших на комсомольских паровозах в 1940-1950-е годы, позволяет раскрыть новаторские подходы в профессиональной деятельности бригад комсомольского паровоза ЭУ 712-14, возглавляемых фронтовиками И.А. Гладилиным и И.А. Старосельцевым, что может успешно использоваться в современных условиях при организации производственных процессов на железных дорогах страны.
Цель исследования состоит в комплексном рассмотрении на основе вновь выявленных документальных источников передовых практик производственной деятельности молодых курских машинистов.
Задачи: раскрыть специфику работы молодых железнодорожников на восстановлении магистралей Курской области в рассматриваемый период, отразить связь их боевых биографий с успехами в трудовой деятельности.
Методология. В качестве методологической основы авторы ориентировались на принципы объективности и историзма. С целью решения поставленных задач использовались историко-системный, биографический и ретроспективный методы.
Результаты. Комплексное исследование на основе архивных и печатных источников позволило создать четкое представление о роли молодежи Курского узла в использовании передовых технологий и эффективных методов производства в ходе эксплуатационной работы на Курском отделении Московско-Курской железой дороги в 1930-1950-е годы.
Выводы. Трудовые традиции по вождению комсомольских паровозов, зародившиеся на Курском железнодорожном узле ещё в середине 1930-х годов, получили массовое развитие в послевоенный период. Это способствовало усилению активности молодых локомотивщиков, которые обеспечили ускоренное восстановление паровозного хозяйства и совершенствование работы паровозного парка. В годы послевоенного восстановления предприятий железнодорожного транспорта важную роль играло добросовестное и творческое отношение молодежи к своим должностным обязанностям.
Актуальность. В дореволюционной истории России в периоды кризисов и народных бедствий православные священно- и церковнослужители нередко становились опорой государства, не только оказывая духовную поддержку прихожанам, но и выполняя важнейшие идеологические и социальные функции. Исследование опыта приходского духовенства Воронежской епархии по оказанию помощи населению в годы голода 1891–1892 позволит найти механизмы наиболее успешного взаимодействия Церкви, власти и общества в условиях масштабных социальных вызовов.
Цель исследования заключается в изучении вклада православного приходского духовенства в поддержку крестьянского населения Воронежской губернии, а также в рассмотрении основных форм организации благотворительной, социальной и просветительской деятельности клириков в период голода 1891–1892 годов.
Задачи: охарактеризовать особенности социальной и благотворительной деятельности приходского духовенства; рассмотреть формы пастырского служения по оказанию моральной поддержки крестьян в годы вызванного неурожаями народного бедствия.
Методология. Работа основана на комплексном рассмотрении источников и научной литературы. Автор в ходе решения поставленных задач применял такие методы исследования, как контент-анализ, историко-сравнительный, историко-генетический, историко-статистический.
Результаты. Рассмотрены основные формы организации социально-благотворительной деятельности приходского духовенства Воронежской епархии по оказанию помощи крестьянскому населению губернии в условиях «царь-голода» 1891–1892 годов. Проанализирована реализация синодального определения от 21 августа 1891 года об организации епархиальных комитетов по сбору помощи пострадавшим от неурожаев, а также личный вклад православных священнослужителей в дело оказания помощи населению.
Вывод. В период крестьянского голода 1891–1892 годов приходское духовенство Воронежской епархии внесло существенный вклад в борьбу с масштабным народным бедствием. Воронежский епархиальный комитет по сбору пожертвований в пользу пострадавших от неурожая провел огромную работу по привлечению средств, продовольствия и их распределению среди нуждающихся.
Актуальность. В первой половине XIX века в Российской империи происходило постепенное оформление статистики как исследовательской дисциплины с устойчивыми институциональными рамками, профессиональными нормами и коммуникационными практиками. Изучение формирования сообщества статистиков позволяет глубже понять механизмы институционализации науки в России, выявить особенности взаимодействия академических учреждений, государственных ведомств и научных обществ, а также проследить процесс становления профессиональной идентичности исследователей статистики.
Цель исследования ‒ реконструировать процесс становления академического сообщества статистиков в России первой половины XIX века, выявив его организационные основы, институциональные формы и каналы научной коммуникации.
Задачи: проследить институционализацию статистики в Академии наук и Русском географическом обществе, определить ключевых акторов, влиявших на формирование научного сообщества; охарактеризовать формы научной коммуникации между исследователями статистики, включая переписку, совместную работу над изданиями, рецензирование и редактуру; проанализировать значение премиальных практик и научной периодики для укрепления профессиональной среды статистиков.
Методология. В ходе исследования применялись методы историко-генетического и институционального анализа, с опорой на источниковедческий подход, изучение актовых и делопроизводственных документов и материалов официальной периодики.
Результаты. Установлено, что формирование статистического сообщества происходило посредством взаимодействия членов Академии наук, Русского географического общества, преподавателей университетов и чиновников государственных ведомств. Ведущую роль в этом процессе сыграли академики К.Ф. Герман и П.И. Кёппен, при участии которых были созданы ключевые каналы научного общения. Раскрыты основные механизмы включения новых участников в научную среду, которое происходило через систему корреспондентских связей, участие в академических изданиях, представление работ на Демидовский конкурс.
Выводы. В первой половине XIX века в России сложилось академическое сообщество статистиков, характеризующееся институциональной поддержкой, общими профессиональными стандартами и международными контактами. Этот процесс заложил основы для последующего развития государственной и земской статистики во второй половине XIX века.
Актуальность. Деятельность Ставки Верховного главнокомандующего по взаимодействию войск является одной из ключевых составных частей подготовки операций различного масштаба. Знание структуры, содержания и порядка взаимодействия при подготовке Варшавско-Ивангородской операции позволит изучить опыт по организации взаимодействия и возможностям использования полученных знаний в современных условиях.
Целью статьи является ознакомление с деятельностью Ставки Верховного главнокомандующего по взаимодействию войск при подготовке Варшавско-Ивангородской операции, а также частной наступательной операцией в Восточной Пруссии в районе города Августова, проводимой войсками Северо-Западного фронта.
Задачами статьи являются: раскрытие сроков, содержания взаимодействия войск на различных этапах подготовки операции, проблемных вопросов согласования на каждом этапе и необходимых мероприятий по окончательной подготовке к ведению боевых действий; определение значения деятельности Ставки Верховного главнокомандующего, полевых управлений Северо-Западного и Юго-Западного фронтов при подготовке последующих операций (после первых – Восточно-Прусской и Галицийской операций), а также проблемных вопросов по согласованию их действий.
Методология. Применение основных методов современных исследований, таких как историко-системный и историко-типологический, позволило провести исследование достаточно большого количества исторических документов Ставки Верховного главнокомандующего, Северо-Западного и Юго-Западного фронтов.
Результаты. В исследовании раскрывается последовательность и содержание деятельности Ставки Верховного главнокомандующего, полевых управлений фронтов по взаимодействию войск при подготовке Варшавско-Ивангородской операции.
Выводы. На основании рассмотренных исторических и аналитических документов: раскрывается структура деятельности Ставки Верховного главнокомандующего по взаимодействию войск при подготовке Варшавско-Ивангородской операции; делаются выводы о содержании взаимодействия войск, применяемым формам, способам, методам и приемам организации взаимодействия по согласованию усилий различных родов войск на различных этапах подготовки Варшавско-Ивангородской операции.
Актуальность. Объективная оценка уровня жизни податного населения дореформенной России в отечественной исторической науке, включая ее региональный сегмент, нуждается в дальнейшем исследовании, при этом мещанское сословие, в отличие от крестьянства, находилось на втором плане.
Цель. На основе изучения широкого круга различных архивных и печатных источников дать комплексную оценку жизненного уровня мещан города Курска в конце XVIII – первой половине XIX века.
Задачи: исходя из информации, имеющейся в распоряжении авторов, попытаться отойти от сложившихся в советской исторической традиции стереотипов; проанализировать информацию о различных сферах жизнедеятельности мещан.
Методология. Статья основывается на принципах объективности и историзма. Отсутствие сведений, позволяющих напрямую оценить жизненный уровень мещан Курска, потребовало применения системного подхода, а наличие антропометрических данных, являющихся интегральными показателями, способствовало привлечению статистических методов.
Результаты. Вопрос о благосостоянии рядовых жителей города Курска в первой половине XIX века исследуется на основе разнообразных источников, позволяющих осветить различные сферы жизни мещан. Авторы приводят конкретные свидетельства и количественные данные о продовольствии, занятиях, имуществе, источниках доходов и поступления жизненных средств, образовании и медицинском обслуживании курских мещан. Разумеется, представленная проблема решена не с исчерпывающей полнотой, при этом и сказанное не согласуется с оценками уровня жизни и бытовых условий мещан в первой половине XIX века, господствовавшими в отечественной исторической науке. Дана обоснованная оценка благосостояния мещан на базе антропометрических данных, почерпнутых из впервые введенных в научный оборот источников.
Вывод. Установлено, что средний дефинитивный рост мещан в целом соответствовал всероссийской норме. Это может свидетельствовать о том, что базовые потребности курских мещан удовлетворялись, вероятно, в достаточной мере, соответствующей уровню социально-экономического развития России первой половины XIX века.
Актуальность В 2025 году исполняется 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. В этой связи вопросы изучения различных аспектов войны приобретают особую актуальность. В статье изложены результаты исследования боевых действий, развернувшихся к западу от города Сумы 27-28 сентября 1941 года.
Цель статьи состоит в изучении наступательных действий XXXXVIII моторизованного корпуса, предпринятых с целью захвата города Сумы 27-28 сентября 1941 года, и организации обороны противостоявших ему частей и соединений РККА.
Задачи исследования: оценка сил и средств, задействованных сторонами в ходе боевых действий на подступах к Сумам; изучение направлений главного и вспомогательного ударов XXXXVIII моторизованного корпуса; анализ целей сторон и оценка достигнутых результатов.
Методология. Методологической основой настоящего исторического исследования стали принципы объективности и историзма. Для достижения поставленных целей проведен сравнительный анализ документов воинских частей и соединений, принимавших участие в боях на подступах к городу Сумы в сентябре 1941 года.
Результаты Быстрое занятие города Сумы силами XXXXVIII моторизованного корпуса оказалось невозможным. Немецкие войска столкнулись с упорным сопротивлением частей и соединений Юго-Западного фронта. Соединения корпуса понесли ощутимые потери. Наступление на Сумы было остановлено. Корпус был отведен и передислоцирован для поддержки правого фланга наступающей на Москву 2-й танковой группы.
Выводы Первая попытка захвата города Сумы немецко-фашистскими войсками была предпринята еще до начала Сумско-Харьковской оборонительной операции – 27-28 сентября 1941 года. Войска Юго-Западного фронта не допустили прорыва частей и соединений XXXXVIII моторизованного корпуса ни на одном участке фронта. Сражение на подступах к Сумам в конце сентября 1941 года имеет признаки самостоятельной операции оперативно-тактического уровня и заслуживает наименования Сумской оборонительной операции 1941 года.
Актуальность. Настоящая статья посвящена ключевому и в то же время недостаточно исследованному историческому аспекту – анализу аграрной политики Белого движения в период Гражданской войны в России. В условиях, когда крестьянство составляло большую часть населения, аграрный вопрос определял политическую лояльность народных масс. Изучение подходов Белого движения к решению земельного вопроса позволяет понять причины его поражения и выявить стратегические просчеты, а также оценить влияние аграрной политики на социально-политические процессы в России.
Цель. На основе комплексного анализа исторических источников и историографических данных выявить и систематизировать основные противоречия в аграрной политике Белого движения в период Гражданской войны в России.
Задачи: анализ основных подходов к решению аграрного вопроса среди различных политических сил в составе Белого движения; изучение эволюции аграрной политики Белого движения на различных этапах Гражданской войны.
Методология. В статье для анализа эволюции аграрной политики Белого движения были использованы историографический, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы.
Результаты. В ходе исследования выявлены ключевые противоречия аграрной политики Белого движения и оценено их влияние на отношения с крестьянством в период Гражданской войны. Анализ историографии показал эволюцию подходов белых правительств: от реставрационных тенденций и откладывания решения к компромиссам и, наконец, к попытке радикальной реформы. Исследование подтвердило, что неспособность белых разрешить аграрный вопрос и игнорирование интересов крестьянства стали одной из ключевых причин их поражения.
Выводы. Аграрная политика Белого движения, эволюционировавшая от реставрационных тенденций к попыткам реформ, характеризовалась непоследовательностью и запоздалостью. Эта неспособность разрешить аграрный вопрос, игнорирование интересов крестьянства и, как следствие, неспособность заручиться его поддержкой, явились одной из ключевых причин поражения Белого движения в Гражданской войне. Данный исторический опыт подчеркивает исключительную важность учета аграрного вопроса для любой политической силы, стремящейся к успеху в России.
Актуальность. Важность научного осмысления исторического опыта деятельности досоветских полицейских органов актуальна на современном этапе, когда идет трансформация не только правоохранительных органов, но и государственных и общественных институтов в целом. В этой связи изучение деятельности досоветских органов полиции может быть своевременным и востребованным. В отношении полицейских органов Таврической губернии специальных научных исследований не предпринималось.
Целью исследования является изучение процесса реформирования полицейских органов Таврической губернии в соответствии с законодательством Российской империи.
Задачи: проанализировать состояние нормативно-правовой базы в исторической ретроспективе в отношении становления органов полиции; рассмотреть проблемы, связанные с историей формирования и деятельности отечественных полицейских учреждений Таврической губернии в 1830–1870-е годы.
Методология исследования обусловлена поставленной целью и включает в себя принципы историзма, объективности и системности, дополнением к которым стали проблемно-хронологический и историко-генетический методы.
Результаты. Изучение нормативных актов и архивных документов позволило выявить типичные черты реформирования полицейских органов и особенности их становления в Таврической губернии.
Вывод. Анализ конкретных указов, уставов и циркуляров дал основание утверждать, что Крым, являвшийся в XIX веке частью Таврической губернии, имел сложное административно-территориальное деление, определившее специфику полицейских органов полуострова. Это справедливо для Севастополя, главного военного черноморского порта страны. Несмотря на это в Таврической губернии, как и во всей стране, действовали типовые нормативно-правовые акты в отношении органов полиции, а их реформирование осуществлялось в русле общероссийских тенденций.